logo search
Хомич В

Масса выбросов при сгорании 1т топлива

Вредные вещества

Формула

Масса выбросов при сгорании

1 т топлива

Бензин

Дизельное

топливо

кг

%

кг

%

Оксид углерода (II)

СО

140

56,7

45

30,6

Углеводороды

CxHy

80

32,4

55

37,4

Оксиды азота

NOx

25

10,1

35

23,8

Оксид серы (IV)

SO2

2

0,8

4

2,8

Бенз(а)пирен

С24Н12

22510-5

910-5

-

-

Соединения свинца

-

22510-3

510-3

-

-

Твердые частицы, сажа

C

-

-

8*

5,4*

Всего, кг

-

247

-

147

% по топливу

-

-

100

100,0

% по видам топлива

-

100

-

59,5

-

Примечание. *  вместе с сажей.

Загрязняющие вещества автотранспорта имеют различный токсикологический эффект [51]. Оксид углерода СО обладает выраженным отравляющим действием. Он нарушает окислительные процессы в организме человека, так как вступает в реакцию с гемоглобином крови, замещая в нем кислород. Часто наступает отравление даже небольшими дозами оксида углерода. При больших дозах (свыше 1%) наступает потеря сознания и смерть.

Оксид азота (II) NO превращается в атмосферном воздухе в оксид азота (IV) NO2. При контакте оксида азота (IV) с влажной поверхностью (слизистые оболочки глаз, носа, бронхов) образуются азотная и азотистая кислоты, которые раздражают слизистые оболочки и поражают ткань легких. Воздействие оксидов азота нельзя ослабить никакими нейтрализующими действиями. Кроме того, они участвуют в фотохимических реакциях образования смога.

В составе ОГ содержится несколько десятков углеводородных соединений. Особенно опасным из них является канцерогенный углеводород  бенз(а)пирен.

Сажа – твердые частицы углерода, также очень опасный компонент ОГ. Она является носителем канцерогенных ароматических углеводородов (в том числе бенз(а)пирена), которые адсорбируются на ее поверхности и сохраняются долгое время.

Около 70…80% свинца, добавленного к бензину с этиловой жидкостью в виде тетраэтилсвинца, вместе с ОГ попадают в атмосферный воздух. Соединения свинца накапливаются в организме, вызывают изменения кроветворных органов и нарушения в обмене веществ. Оксиды серы угнетающе действуют на кроветворные органы человека, способствуют заболеванию дыхательных путей.

Фреоны. Актуальность учета загрязнения атмосферного воздуха данными соединениями обусловлена их способностью разрушающе действовать на озоновый слой Земли. Фреоны – это хлорированные и фторированные углеводороды. Они не горючи, не токсичны, не дороги. Применяются фреоны в качестве хладагентов в холодильниках и кондиционерах. Их используют как пенообразующие агенты в установках для пожаротушения и в качестве рабочего тела аэрозольных упаковок (лаки, дезодоранты и т.п.).

Источники загрязнения атмосферного воздуха вредными веществами – это транспортный и теплоэнергетический комплексы, промышленные предприятия цветной и черной металлургии, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, машиностроения, стройиндустрии, пищевой промышленности, газовой промышленности, а также жилищно-коммунальное хозяйство.

Основным источником загрязнения атмосферного воздуха является автомобильный транспорт. Суммарный объем выбросов загрязняющих веществ на территории РФ составляет 35 млн тонн в год, из них 60% приходится на автотранспортный комплекс и 40% на выбросы предприятий промышленности. Значительный вклад в загрязнение воздуха городов вносят теплоэнергетические предприятия: ТЭС, отопительные и производственные котельные.

По г. Омску суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2000 году составили 397,7 тыс. тонн, в том числе: от стационарных источников промышленности 198,6 тыс. тонн (49,9% от суммы выбросов); от автотранспортного комплекса (стационарных и подвижных источников) 199,1 тыс. тонн (50,1% от суммы выбросов) [33]. Вклад отраслей промышленности (за исключением подвижных источников автотранспорта) в выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух г. Омска в 2000 г. приведен на рис. 4.1. Наибольший вклад в загрязнение среды города дает автомобильный транспорт, затем следует электроэнергетика и нефтеперерабатывающая промышленность.

Источники шумового загрязнения воздушной среды города – это, в первую очередь, автомобильный транспорт, а также железнодорожный, авиационный и электротранспорт. Свой вклад в шумовое загрязнение вносят промышленные, строительные, дорожные, погрузочно-разгрузочные, бытовые и прочие машины и агрегаты. На селитебной территории города источниками шума являются сооружения транспортной инфраструктуры, объекты спорта и торговли: автомагистрали, автобусные, троллейбусные и железнодорожные вокзалы, аэропорт, физкультурно-оздоровительные сооружения открытого типа, торговые комплексы, рынки.

Рис. 4.1. Вклад отраслей промышленности в выбросы загрязняющих