4) Методы экологических исследований
В экологии часто используются методы, применяемые в других науках, как в биологических (биогеохимия, анатомия, физиология, и др.), так и небиологических (физика, химия, геодезия, метеорология и др.). Но для выявления специфики экологических закономерностей существуют исключительно собственные – экологические методы. Они делятся на полевые, лабораторные, экспериментальные методы.
Полевые методы имеют первостепенное значение. Они предполагают изучение популяций и сообществ в естественной среде и позволяют установить воздействие на объект комплекса факторов, изучить общую картину развития и жизнедеятельности изучаемого объекта.
В качестве примера можно привести леса на склонах разных экспозиций, на разных почвах, на разных географических широтах. Или водные экосистемы на разной глубине в одном и том же море, на одной глубине в южных и северных морях. Все они, несмотря на различия, развиваются по одним и тем же законам, под влиянием комплекса факторов, но значения этих факторов разные и зависят от местоположения объекта исследований.
Однако наблюдения не могут дать вполне точного ответа, например, на вопрос, какой же из факторов среды определяет характер жизнедеятельности особи, вида, популяции или сообщества. На этот вопрос можно ответить только с помощью эксперимента, задачей которого является выяснение причин наблюдаемых в природе отношений.
Экспериментальные методы отличаются от полевых тем, что организмы искусственно ставятся в условия, при которых можно дозировать размер изучаемого фактора, следовательно, можно точнее, чем при обычном наблюдении, оценить его влияние. При этом выводы, полученные в лаборатории, требуют обязательной проверки в полевых условиях.
В качестве примеров экологических экспериментов можно привести исследования функций лесозащитных полос, изучение осветления насаждений, влияния разных доз удобрений, вносимых под сельскохозяйственные культуры и т.д. Широко известен метод изучения конкурентных взаимоотношений деревьев в лесу путем ограничения определенной площади
На основе результатов аналитического эксперимента можно организовать новые полевые наблюдения или лабораторные эксперименты. Лабораторные эксперименты позволяют обеспечить контроль большого числа факторов, исключив воздействие неконтролируемых. Классической схемой проведения лабораторных исследований является однофакторный эксперимент, когда изучается влияние избранного фактора при фиксированных значениях всех остальных.
Выводы, полученные в лабораторном эксперименте, требуют обязательной проверки в природе. Это даёт возможность глубже понять естественные экологические отношения популяций и сообществ.
- 1) Цель и содержание курса экологии.
- 2) Актуальность проблем экологии.
- 3) История развития экологии
- 4) Методы экологических исследований
- 5) Экологическое прогнозирование и мониторинг
- 6) Государственное и общественное управление охраной окружающей среды рк
- 7) Среда как место обитания организмов
- 8) Факторы среды обитания: абиотические, биотические, антропогенные
- 9) Понятие толерантности, акклиматизации и адаптации организмов
- 10) Закон минимума ю. Либиха и понятие о лимитирующем факторе
- 11) Ресурсы среды обитания и основные среды обитания
- 4 Качественно-отличительные среды обитания для живых организмов:
- 12) Экологическая ниша и факторы её определяющие
- 14) Понятие популяции и ее основные характеристики
- 15) Популяция как форма существования вида
- 16) Состав популяции, ее плотность и численность
- 17) Закономерность динамики популяций: рождаемость, смертность
- 18) Колебания численности популяций (флуктуация, осцилляция) и факторы её определяющие.
- 19) Экспоненциальная и логистическая кривые роста
- 20) «Плотность насыщения» популяции как показатель емкости среды.
- 21) Популяция как саморегулирующаяся система
- 22) Типы экологических взаимодействий
- 23) Конкурентные взаимодействия: видовая и межвидовая конкуренция
- 24) Основные понятия синэкологии
- 25) Понятие сообщества, экосистемы, биогеоценоза, биосферы
- 26) Продуктивность сообщества: продукция чистая, первичная, вторичная
- 27) Потоки энергии и вещества в сообществах
- 28) Пищевая цепь – основной канал переноса энергии в сообществе
- 29) Пирамида численности и биомасс
- 30) Распределение потоков энергии в различных экосистемах
- 31) Живые организмы и круговорот веществ в экосистеме
- 32) Экологическая сукцессия: первичная, вторичная, автотрофная
- 33) Значение сукцессий и сукцессионные изменения
- 34) Возникновение и развитие биосферы
- 35) Учение в.И Вернандского
- 36) Среда и пределы жизни в Биосфере
- 37) Распределение биогеоценозов на Земле
- 38) Мировое распределение первичной продукции
- 39) Биологический и геологический круговороты
- 40) Возникновение и развитие ноосферы
- 41) Современное состояние природной среды
- 42) Атмосфера – внешняя оболочка биосфера, загрязнение атмосферы
- 43) Почва – важная составляющая часть биосферы и загрязнение почвы
- 44) Вода – основа жизненных процессов в биосфере и загрязнение природных вод
- 45) Радиация в биосфере
- 46) Экологические проблемы в биосфере
- 47) Основы рационального управления природными ресурсами и их использование
- 48) Химическое загрязнение среды и болезни человека
- 49) Биологические загрязнения среды и болезни человека
- 50) Питание и здоровье человека
- 51) Проблемы адаптации человека к окружающей среде
- 52) Катастрофа Аральского моря
- 53) Озоновый слой, его функции
- 54) Загрязнение и защита литосферы
- 55) Образование кислотных дождей и их влияние на окружающую среду
- 56) Концепция устойчивого развития
- 57) Парниковый эффект
- 58) Значение леса в природе и жизни человека
- 59) Загрязнение атмосферы
- 60) Международное сотрудничество в области окружающей среды
- 61) Загрязнение гидросферы.
- 62) Антропогенные экологические экосистемы
- 63) Особо охраняемые природные территории
- 64) Природные ресурсы Земли
- 65) Понятие экологического кризиса (пути выхода)
- 66) Шумовое воздействие на биосферу
- 67) Человек – биологический вид. Популяционная характеристика человека.
- 68) Агроэкосистемы – сельскохозяйственные экосистемы
- 69) Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека.