Учение в.И.Вернадского о биосфере и ноосфере
Понятие биосферы (от греч. bios жизнь, sphaira шар) появилось в биологии благодаря австрийскому геологу Э.Зюссу в 1875 г. Под биосферой он понимал тонкую пленку жизни на земной поверхности.
Целостное учение о биосфере как активной оболочке Земли создано В.И.Вернадским.
В.И.Вернадский определил биосферу как особую оболочку нашей планеты, в которой существует или когда-либо существовала жизнь, поскольку состав, структура и энергетика современной биосферы обусловлены не только настоящей, но и прошлой деятельностью живых организмов.
В физико-химическом составе биосферы ученый выделял следующие компоненты:
-
живое вещество — совокупность всех живых организмов: растительный и животный мир, грибы, микроорганизмы;
-
косное вещество — совокупность тех веществ, в образовании которых живые организмы не участвуют: газы атмосферы, горные породы неорганического происхождения;
-
биокосное вещество — продукт синтеза живого и неживого вещества: почвы, ил, поверхностные воды;
-
биогенное вещество — продукты жизнедеятельности живых организмов: гумус почвы, торф;
-
радиоактивное вещество, поступающее в биосферу в результате естественных ядерных преобразований;
-
рассеянные атомы, т.е. атомы не связанные в химические соединения;
-
вещество космического происхождения: космическая пыль, метеориты.
Необходимо также отметить, что В.И.Вернадский выделил три группы живых организмов: продуценты1, консументы2, редуценты3, которые участвуют в круговороте веществ. Круговоротом веществ называют многократное участие веществ в процессах, протекающих в биосфере планеты. При этом выделяют два основных круговорота: большой и малый.
Большой или геологический круговорот веществ длится сотни миллионов лет. В нем живые организмы играют не основную, а второстепенную роль. Например, горные породы подвергаются разрушению и выветриванию. Затем продукты выветривания сносятся потоками воды в Мировой океан, где образуют морские напластования и лишь частично возвращаются на сушу с осадками, с извлеченными человеком из воды организмами.
Малый круговорот или как его еще называют биологический, воплощает в себе уникальные свойства живого вещества планеты. В этом круговороте продуценты (например, растения) извлекают из почвы в растворенном виде серу, фосфор, медь, цинк и другие элементы. Консументы первого порядка (растительноядные животные) поглощают соединения этих элементов в виде пищи растительного происхождения, а консументы второго порядка (хищники) питаются растительноядными животными, потребляя пищу более сложного состава, включая белки, жиры, аминокислоты и т.д. Останки животных и отмершие растения перерабатываются редуцентами (насекомыми, грибами, бактериями), превращаясь в минеральные и простейшие органические соединения, поступающие в почву и вновь потребляемые растениями. Так начинается новый виток биологического круговорота. [25, с.24]
Исследования подтверждают, что характер основных круговоротов в биосфере существенно не изменился, изменились лишь скорости геохимических процессов. Такая стабильность обусловлена деятельностью живого вещества. Однако следует подчеркнуть, что вмешательство человека в природные круговороты приводит к серьезным изменениям, поэтому человечество становится основным геологическим фактором всех происходящих в биосфере изменений. Именно эта мысль легла в основу концепции ноосферы, сформулированную В.И.Вернадским.
Под понятием «ноосфера» (от греч. noos разум, sphaira шар) ученый подразумевал высшую форму развития биосферы, когда разумная деятельность людей станет главным определяющим фактором ее устойчивого развития.
В этом отношении ноосферу следует рассматривать как высшую стадию развития биосферы, связанную с развитием в ней человеческого общества, которое, познавая законы природы и развивая технику до самого высокого уровня ее возможностей, становится крупной планетарной силой, превышающей по своим масштабам все известные геологические процессы вместе взятые. При этом человечество оказывает решающее влияние на протекание процессов в биосфере, глубоко изменяя ее своим трудом.
- Краткий конспект лекций Тема 1. Теоретические основы экологии и экономики природопользования
- Цели, задачи и предмет изучения дисциплины
- История возникновения и развития экологии
- Этап охватывает века до нашей эры.
- Этап продолжался в период с XIV в. До XVIII в.
- Этап с начала XIX в. До 70-х гг. XIX в.
- Этап приходится на 70-е гг. XIX в. 40-е гг. XX в.
- Этап охватывает 40-70-е гг. XX в.
- Этап — с 80-х гг. по настоящее время.
- Основные понятия экологии
- Учение в.И.Вернадского о биосфере и ноосфере
- Основные законы экологии
- Тема 2. Природные условия и ресурсы как фактор экономического развития
- Классификация природных ресурсов
- Природно-ресурсный потенциал
- Тема 3. Виды загрязнения биосферы
- Тема 4. Экономика использования и охраны атмосферного воздуха
- Загрязнение воздушного бассейна
- Основные направления охраны атмосферного воздуха
- Тема 5. Эколого-экономические аспекты использования и охраны водных ресурсов
- Гидросфера и ее загрязнение
- Основные направления охраны и рационального использования водных ресурсов
- Тема 6. Эколого-экономические проблемы землепользования
- Загрязнение земельных ресурсов
- Направления охраны и рационального использования земельных ресурсов
- Тема 7. Рациональное использование и охрана ресурсов недр
- Тема 8. Эколого-экономические аспекты охраны биологических ресурсов
- Охрана растительного и животного мира
- Особо охраняемые природные территории
- Тема 9. Экономическая оценка природных ресурсов
- Тема 10. Определение ущерба от антропогенного воздействия на природную среду
- Виды ущерба от загрязнения окружающей среды
- Методы расчета социально-экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
- Тема 11. Природоохранные затраты и определение их эффективности
- Понятие и состав природоохранных затрат
- Расчет экономической эффективности природоохранных мероприятий
- Определение социальной эффективности природоохранных мероприятий
- Совершенствование экономических показателей с учетом экологического фактора
- Тема 12. Правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности
- Система государственного управления природопользованием
- Правовое регулирование природоохранной деятельности в Беларуси
- Законы Республики Беларусь.
- Тема 13. Экологическое нормирование антропогенного воздействия на окружающую среду
- Экологическое нормирование
- Экологическая стандартизация и сертификация
- Экологическая маркировка продукции
- Тема 14. Мониторинг и контроль в сфере природопользования
- Сущность и виды мониторинга окружающей среды
- Организация системы мониторинга в Беларуси
- Виды экологического контроля в Республике Беларусь
- Понятие экологической экспертизы
- Сущность и методика проведения экологического аудита
- Экологическое лицензирование субъектов хозяйствования
- Тема 15. Экономический механизм рационального природопользования
- Экономический механизм охраны окружающей среды
- Учет природных ресурсов
- Система платного природопользования в Беларуси
- Финансирование природоохранных мероприятий
- Экологическое страхование
- Формы и методы экономического стимулирования рационального природопользования
- Тема 16. Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности
- Система эколого-экономического прогнозирования и планирования в Республике Беларусь
- Планирование природоохранной деятельности на предприятии
- Прогнозирование и планирование рационального использования отдельных видов природных ресурсов
- Тема 17. Система управления природоохранной деятельностью на предприятии
- Понятие природоохранной деятельности предприятия
- Экологическая политика предприятия
- Концепция экологического менеджмента предприятия
- Особенности экологического маркетинга предприятия
- Тема 18. Глобальные экологические проблемы и международное сотрудничество в природоохранной деятельности
- Экологические аспекты социально-экономических проблем человечества
- Глобальное загрязнение окружающей среды
- Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
- Практические (семинарские) занятия
- 3.1 Цель, содержание и основные вопросы
- 3.2 Основные вопросы к практическим занятиям, методические указания по проведению
- Контролируемая самостоятельная работа студентов дневной формы обучения
- 4.1 Методические рекомендации по выполнении работ
- 4.2 Содержание контролируемой самостоятельной работы по темам лекций
- 4.2 Содержание контролируемой самостоятельной работы по темам практических занятий
- Перечень вопросов для сдачи экзамена (зачета) тестированием
- Рекомендуемая литература Нормативно-правовые акты
- Основная литература
- Дополнительная литература