Охрана растительного и животного мира
Растительный мир или флора (лат. flora богиня-покровительница цветов) это совокупность большого числа разнообразных видов растений.
При этом объектами растительного мира являются:
-
произрастающие дикорастущие растения;
-
изъятые дикорастущие растения, их части и (или) продукты жизнедеятельности;
-
производные от дикорастущих растений (дериваты);
-
ботанические коллекции;
-
среда произрастания объектов растительного мира.
Следует отметить, что растительный мир функционирует во взаимодействии с землей, водой и атмосферой. Так растительность создает особые условия климата в приземном слое атмосферы; растительный покров влияет на водный баланс суши; также с помощью растений формируется структура почвы. Поэтому для сохранения биоразнообразия необходимо реализовывать направления защиты объектов растительного мира.
Охрана растительного мира обеспечивается путем (см. рис.8.1):
Рис. 8.1 Охрана растительного мира
-
Применения правового регулирования.
В Беларуси правовое регулирование основывается на Законе Республики Беларусь «О растительном мире». Указанный закон устанавливает правовые основы охраны, защиты, воспроизводства, содержания, пользования и удаления объектов растительного мира, а также озеленения, охраны среды произрастания объектов растительного мира, повышения их средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций в целях обеспечения благоприятной для жизни и здоровья граждан окружающей среды.
-
Применения экологического нормирования в области обращения с объектами растительного мира. При этом устанавливаются лимиты на пользование объектами растительного мира и нормативы в области обращения с объектами растительного мира (например, нормативы состояния и обилия объектов растительного мира, уровня озеленения территории и т.д.).
-
Создания системы мониторинга, т.е. системы наблюдений за состоянием растительного мира и среды его произрастания в целях сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния и научно обоснованного использования объектов растительного мира.
-
Ведения государственного кадастра растительного мира.
Государственный кадастр растительного мира представляет собой систематизированный свод данных о распространении и распределении объектов растительного мира по категориям земель или водных объектов, пользователям земельных участков или водных объектов, количественной и качественной характеристике объектов растительного мира, их экономической оценке и использовании, а также других данных, необходимых для обеспечения рационального обращения с объектами растительного мира.
-
Осуществления контроля в области обращения с объектами растительного мира, который проводится в соответствии с законом Республики Беларусь «О растительном мире» для обеспечения:
-
соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды и о растительном мире;
-
реализации государственных программ, планов и мероприятий по рациональному обращению с объектами растительного мира;
-
сохранения биологического разнообразия дикорастущих растений и образуемых ими растительных сообществ;
-
контроля за ввозом в Республику Беларусь и вывозом из нее дикорастущих растений, их частей или дериватов.
-
Принятия экономических мер по охране объектов растительного мира и среды их произрастания, к которым согласно законодательству Республики Беларусь можно отнести:
-
финансирование государственных программ, планов и мероприятий по рациональному обращению с объектами растительного мира;
-
платежи в области обращения с объектами растительного мира;
-
экономическое стимулирование рационального обращения с объектами растительного мира и т.д.
Среди растительных ресурсов нашей планеты особое место занимают лесные ресурсы.
Лес — это совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности (насаждений), напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях. [4]
Как известно, леса выполняют водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные функции, улучшают состояние окружающей среды. В связи с вышеизложенными функциями в лесном фонде Республики Беларусь согласно Лесному кодексу выделяются леса первой и второй группы. К первой группе лесов относятся особо охраняемые и защитные леса, ко второй эксплуатационные. Таким образом, к первой группе лесов относятся:
-
леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
-
леса особо ценных участков лесного фонда, имеющие генетическое, научное и историко-культурное значение;
-
водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов);
-
защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования);
-
санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов и промышленных предприятий, курортные леса).
Вторая группа лесов связана с их использованием в хозяйственной деятельности человека. В лесах этой группы формируются высокопродуктивные древостои, обеспечиваются непрерывность и неистощимость использования лесных ресурсов, однако при этом учитывается и их экологическое значение.
Так в лесах первой и второй группы могут быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования (например, почвозащитные участки леса вдоль склонов оврагов, прибрежные полосы по берегам водных объектов, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений, особо охраняемые части заказников, опушки леса по границе населенных пунктов и др.).
Следовательно, при лесопользовании особое место занимают вопросы охраны и защиты лесов. Их задачей является разработка и осуществление комплекса организационных, правовых и других мер, обеспечивающих рациональное использование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, загрязнения и иных вредных воздействий (см. рис.8.2).
Правовое регулирование лесопользования в Беларуси реализовывается на базе Лесного кодекса республики и направлено на обеспечение рационального использования лесов, защиту и воспроизводство лесных экосистем, повышение экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворение общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования.
Организационно-экономический механизм лесопользования охватывает, во-первых, систему учета, реализуемую посредством ведения государственного лесного кадастра, во-вторых, систему мониторинга лесов, в-третьих, систему контроля и надзора за состоянием, охраной и использованием лесного фонда, в-четвертых, все виды экономического стимулирования рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.
Рис. 8.2 Направления охраны лесных ресурсов в Республике Беларусь
Так государственный лесной кадастр представляет собой информационную систему, включающую экономические, экологические и социальные сведения о лесном фонде, создаваемую с целью обеспечения органов государственного управления, а также юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, лесопользователей и иных заинтересованных лиц, содержащейся в нем информацией.
Кроме этого осуществляется мониторинг лесов, представляющий собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях устойчивого управления лесами, рационального их использования, охраны, защиты и воспроизводства, повышения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов.
Контроль за состоянием, использованием, охраной лесного фонда имеет своей задачей обеспечить соблюдение всеми юридическими и физическими лицами установленного порядка пользования лесным фондом, его защиты, воспроизводства лесов, их учета, правил ведения лесного хозяйства. [4]
К мерам экономического стимулирования рационального лесопользования относятся:
-
плата за лесные пользования;
-
льготы по платежам за лесные пользования;
-
финансирование расходов на государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
Следует отметить, что лес как экосистема включает в себя и ресурсы животного мира, обитающие в нем.
Животный мир или фауна (от лат. fauna богиня лесов и полей, покровительница животных) это дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, а также моллюски, насекомые и другие), обитающие в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере и почве, постоянно или временно населяющие территорию республики. [9]
К основным направлениям охраны животного мира в Беларуси относятся (рис. 8.3).
Рис. 8.3 Охрана объектом животного мира
-
Осуществление правового регулирования.
Правовое регулирование осуществляется на основании Закона Республики Беларусь «Об охране и использовании животного мира», который закрепляет единый для Республики Беларусь порядок правового регулирования в области охраны и использования животного мира для удовлетворения экологических, экономических, эстетических и иных потребностей человека с учетом интересов нынешнего и будущих поколений.
-
Применение государственной экологической экспертизы, которой подлежат материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведение работ по их использованию (в том числе проекты устройства охотничьих и рыболовных угодий), акклиматизации и гибридизации.
-
Ведение государственного учета, необходимого для обеспечения охраны и организации рационального использования животного мира и осуществляемого посредством ведения государственного кадастра животного мира.
Государственный кадастр животного мира Республики Беларусь содержит систему необходимых сведений и документов о распространении, биологическом состоянии, численности, характере и интенсивности хозяйственного использования видов (групп видов) диких животных, постоянно или временно обитающих на территории республики в условиях естественной свободы, в неволе или полувольном состоянии, а также основные данные об условиях существования этих животных, проводимых биотехнических, охранных и других мероприятиях.
-
Проведение мониторинга животного мира в целях своевременного выявления, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия.
-
Осуществление контроля за охраной и использованием животного мира, задачей которого является обеспечение выполнения юридическими и физическими лицами обязанностей по охране животного мира и правил пользования животным миром, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
-
Применение мер экономического регулирования, включающего в себя:
-
планирование и финансирование мероприятий по охране животного мира и среды его обитания;
-
бюджетное финансирование государственных программ и мероприятий по охране и воспроизводству животного мира;
-
систему платежей за пользование животным миром;
-
систему возмещения вреда, нанесенного животному миру и среде его обитания.
Несмотря на принимаемые меры по охране объектов растительного и животного мира на территории как Республики Беларусь, так и других государств мира наблюдается постоянное истощение биологических ресурсов. Поэтому международными природоохранными организациями особое внимание уделяется проблеме сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия. С этой целью создаются особо охраняемые природные территории.
- Краткий конспект лекций Тема 1. Теоретические основы экологии и экономики природопользования
- Цели, задачи и предмет изучения дисциплины
- История возникновения и развития экологии
- Этап охватывает века до нашей эры.
- Этап продолжался в период с XIV в. До XVIII в.
- Этап с начала XIX в. До 70-х гг. XIX в.
- Этап приходится на 70-е гг. XIX в. 40-е гг. XX в.
- Этап охватывает 40-70-е гг. XX в.
- Этап — с 80-х гг. по настоящее время.
- Основные понятия экологии
- Учение в.И.Вернадского о биосфере и ноосфере
- Основные законы экологии
- Тема 2. Природные условия и ресурсы как фактор экономического развития
- Классификация природных ресурсов
- Природно-ресурсный потенциал
- Тема 3. Виды загрязнения биосферы
- Тема 4. Экономика использования и охраны атмосферного воздуха
- Загрязнение воздушного бассейна
- Основные направления охраны атмосферного воздуха
- Тема 5. Эколого-экономические аспекты использования и охраны водных ресурсов
- Гидросфера и ее загрязнение
- Основные направления охраны и рационального использования водных ресурсов
- Тема 6. Эколого-экономические проблемы землепользования
- Загрязнение земельных ресурсов
- Направления охраны и рационального использования земельных ресурсов
- Тема 7. Рациональное использование и охрана ресурсов недр
- Тема 8. Эколого-экономические аспекты охраны биологических ресурсов
- Охрана растительного и животного мира
- Особо охраняемые природные территории
- Тема 9. Экономическая оценка природных ресурсов
- Тема 10. Определение ущерба от антропогенного воздействия на природную среду
- Виды ущерба от загрязнения окружающей среды
- Методы расчета социально-экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
- Тема 11. Природоохранные затраты и определение их эффективности
- Понятие и состав природоохранных затрат
- Расчет экономической эффективности природоохранных мероприятий
- Определение социальной эффективности природоохранных мероприятий
- Совершенствование экономических показателей с учетом экологического фактора
- Тема 12. Правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности
- Система государственного управления природопользованием
- Правовое регулирование природоохранной деятельности в Беларуси
- Законы Республики Беларусь.
- Тема 13. Экологическое нормирование антропогенного воздействия на окружающую среду
- Экологическое нормирование
- Экологическая стандартизация и сертификация
- Экологическая маркировка продукции
- Тема 14. Мониторинг и контроль в сфере природопользования
- Сущность и виды мониторинга окружающей среды
- Организация системы мониторинга в Беларуси
- Виды экологического контроля в Республике Беларусь
- Понятие экологической экспертизы
- Сущность и методика проведения экологического аудита
- Экологическое лицензирование субъектов хозяйствования
- Тема 15. Экономический механизм рационального природопользования
- Экономический механизм охраны окружающей среды
- Учет природных ресурсов
- Система платного природопользования в Беларуси
- Финансирование природоохранных мероприятий
- Экологическое страхование
- Формы и методы экономического стимулирования рационального природопользования
- Тема 16. Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности
- Система эколого-экономического прогнозирования и планирования в Республике Беларусь
- Планирование природоохранной деятельности на предприятии
- Прогнозирование и планирование рационального использования отдельных видов природных ресурсов
- Тема 17. Система управления природоохранной деятельностью на предприятии
- Понятие природоохранной деятельности предприятия
- Экологическая политика предприятия
- Концепция экологического менеджмента предприятия
- Особенности экологического маркетинга предприятия
- Тема 18. Глобальные экологические проблемы и международное сотрудничество в природоохранной деятельности
- Экологические аспекты социально-экономических проблем человечества
- Глобальное загрязнение окружающей среды
- Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
- Практические (семинарские) занятия
- 3.1 Цель, содержание и основные вопросы
- 3.2 Основные вопросы к практическим занятиям, методические указания по проведению
- Контролируемая самостоятельная работа студентов дневной формы обучения
- 4.1 Методические рекомендации по выполнении работ
- 4.2 Содержание контролируемой самостоятельной работы по темам лекций
- 4.2 Содержание контролируемой самостоятельной работы по темам практических занятий
- Перечень вопросов для сдачи экзамена (зачета) тестированием
- Рекомендуемая литература Нормативно-правовые акты
- Основная литература
- Дополнительная литература