Особо охраняемые природные территории
Основным направлением охраны биологических ресурсов признается создание особо охраняемых природных территорий.
Особо охраняемые природные территории — это участки земли и части водного пространства, имеющие особое экологическое, научное, культурное, эстетическое и историческое значение, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования биологических ресурсов. [8]
Согласно законодательству Республики Беларусь к особо охраняемым природным территориям относятся заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы.
Заповедником является территория, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, изучения генетического фонда животного и растительного мира, типичных и уникальных экологических систем и ландшафтов, создания условий для обеспечения естественного течения природных процессов.
Следовательно, Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» определяет заповедники как исключительно природоохранные научно-исследовательские учреждения государственного значения, которые выполняют следующие задачи:
-
сохранение в естественном состоянии природных комплексов и объектов;
-
осуществление экологического мониторинга;
-
выполнение научно-исследовательских работ;
-
ведение эколого-просветительской работы и т.п.
В границах заповедника полностью изымаются из хозяйственного оборота природные комплексы и объекты, в них запрещается любая не связанная с их назначением деятельность человека.
На территории Республики Беларусь функционируют два лесных заповедника: Березинский биосферный, организованный в 1925 г. в целях охраны и размножения ценных диких животных, в особенности бобра и пернатой дичи, и Полесский радиационно-экологический, образованный в 1988 г. на прилегающей к Чернобыльской АЭС территории в целях осуществления комплекса мероприятий по предотвращению разноса радионуклидов за пределы зон загрязнения, ведения радиоэкологического контроля, изучения состояния природно-растительного комплекса.
Национальным парком является территория, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, восстановления нарушенных природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историко-культурную и эстетическую ценность, и устойчивого их использования в природоохранных, научных, просветительных, оздоровительных и рекреационных целях.
Следовательно, национальные парки — это комплексные природоохранно-хозяйственные и научно-исследовательские учреждения, задачами которых являются [25, с.136]:
-
сохранение эталонных и уникальных природных комплексов и объектов природы;
-
организация экологического просвещения и воспитания населения;
-
проведение научных исследований;
-
организация рекреационной деятельности человека;
-
ведение комплексного хозяйства.
На территории Беларуси созданы и функционируют четыре национальных парка: Беловежская пуща, Браславские озера, Припятский и Нарочанский национальные парки.
Заказники — это территории, выделенные с целью сохранения и восстановления одного или нескольких видов природных ресурсов и поддержания общего экологического баланса. В пределах заказника охрана природных объектов сочетается с ограниченной хозяйственной деятельностью.
В республике существуют заказники республиканского и местного значения. Кроме этого они подразделяются на следующие виды:
-
ландшафтные или комплексные (среди них на территории Беларуси можно выделить Налибокский заказник, созданный для сохранения в естественном состоянии крупного лесного массива; Прилепский для распространения естественных высоковозрастных хвойных лесов; Липичанская пуща для охраны комплекса лугов, стариц, древних дюн и др.);
-
биологические (Ружанская пуща для сохранения ценных видов растений; Кайковский для сохранения высоковозрастного лесного насаждения; Лебяжий, созданный в целях сохранения поселений и мест обитания птиц, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь и др.);
-
гидрологические (заказник Простырь, созданный для сохранения эталонного участка природных болотно-луговых угодий; Ольманские болота, образованы в целях сохранения уникальных ландшафтов Припятского Полесья; Острова Дулебы для сохранения болотного массива; Ельня для охраны более 100 озер; Миранка для стабилизации гидрологического режима рек Немана и Уши; Сервечь для стабилизации гидрологического режима озера Сервечь, реки Сервечь и ее притоков и др.).
Памятники природы — это уникальные, представляющие экологическую, научную и иную социальную ценность отдельные природные объекты.
В зависимости от особенностей объекта охраны памятники природы подразделяются на:
-
ботанические (в Беларуси к ним отностся дуб скальный в Беловежской пуще, заросли водяного ореха на озере Тиосто в Глубокском районе, дуб пирамидальный в г. Бресте и т.д.);
-
гидрологические (Полыковичский родник, Голубая криница в Славгородском районе и др.);
-
геологические (Парк камней в г. Минске, Гривень-камень в Сморгонском районе, Камень Филаретов в Барановичском районе, геологические обнажения Чериков, Зборов, Новый Крупец и т.д.).
Вопросы для самопроверки знаний
-
Что относится к объектам растительного мира?
-
Как обеспечивается охрана растительного мира в Республике Беларусь?
-
Дайте определение понятию «лесные ресурсы».
-
Дайте краткую характеристику лесам первой и второй групп.
-
Что включается в организационно-экономический механизм охраны леса?
-
Назовите основные направления охраны животного мира.
-
Что такое особо охраняемые природные территории?
-
Что относится к особо охраняемым природным территориям в Республике Беларусь?
-
Поясните в чем заключается особенность каждого вида особо охраняемой природной территории.
-
Назовите основные особо охраняемые территории Республики Беларусь.
- Краткий конспект лекций Тема 1. Теоретические основы экологии и экономики природопользования
- Цели, задачи и предмет изучения дисциплины
- История возникновения и развития экологии
- Этап охватывает века до нашей эры.
- Этап продолжался в период с XIV в. До XVIII в.
- Этап с начала XIX в. До 70-х гг. XIX в.
- Этап приходится на 70-е гг. XIX в. 40-е гг. XX в.
- Этап охватывает 40-70-е гг. XX в.
- Этап — с 80-х гг. по настоящее время.
- Основные понятия экологии
- Учение в.И.Вернадского о биосфере и ноосфере
- Основные законы экологии
- Тема 2. Природные условия и ресурсы как фактор экономического развития
- Классификация природных ресурсов
- Природно-ресурсный потенциал
- Тема 3. Виды загрязнения биосферы
- Тема 4. Экономика использования и охраны атмосферного воздуха
- Загрязнение воздушного бассейна
- Основные направления охраны атмосферного воздуха
- Тема 5. Эколого-экономические аспекты использования и охраны водных ресурсов
- Гидросфера и ее загрязнение
- Основные направления охраны и рационального использования водных ресурсов
- Тема 6. Эколого-экономические проблемы землепользования
- Загрязнение земельных ресурсов
- Направления охраны и рационального использования земельных ресурсов
- Тема 7. Рациональное использование и охрана ресурсов недр
- Тема 8. Эколого-экономические аспекты охраны биологических ресурсов
- Охрана растительного и животного мира
- Особо охраняемые природные территории
- Тема 9. Экономическая оценка природных ресурсов
- Тема 10. Определение ущерба от антропогенного воздействия на природную среду
- Виды ущерба от загрязнения окружающей среды
- Методы расчета социально-экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
- Тема 11. Природоохранные затраты и определение их эффективности
- Понятие и состав природоохранных затрат
- Расчет экономической эффективности природоохранных мероприятий
- Определение социальной эффективности природоохранных мероприятий
- Совершенствование экономических показателей с учетом экологического фактора
- Тема 12. Правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности
- Система государственного управления природопользованием
- Правовое регулирование природоохранной деятельности в Беларуси
- Законы Республики Беларусь.
- Тема 13. Экологическое нормирование антропогенного воздействия на окружающую среду
- Экологическое нормирование
- Экологическая стандартизация и сертификация
- Экологическая маркировка продукции
- Тема 14. Мониторинг и контроль в сфере природопользования
- Сущность и виды мониторинга окружающей среды
- Организация системы мониторинга в Беларуси
- Виды экологического контроля в Республике Беларусь
- Понятие экологической экспертизы
- Сущность и методика проведения экологического аудита
- Экологическое лицензирование субъектов хозяйствования
- Тема 15. Экономический механизм рационального природопользования
- Экономический механизм охраны окружающей среды
- Учет природных ресурсов
- Система платного природопользования в Беларуси
- Финансирование природоохранных мероприятий
- Экологическое страхование
- Формы и методы экономического стимулирования рационального природопользования
- Тема 16. Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности
- Система эколого-экономического прогнозирования и планирования в Республике Беларусь
- Планирование природоохранной деятельности на предприятии
- Прогнозирование и планирование рационального использования отдельных видов природных ресурсов
- Тема 17. Система управления природоохранной деятельностью на предприятии
- Понятие природоохранной деятельности предприятия
- Экологическая политика предприятия
- Концепция экологического менеджмента предприятия
- Особенности экологического маркетинга предприятия
- Тема 18. Глобальные экологические проблемы и международное сотрудничество в природоохранной деятельности
- Экологические аспекты социально-экономических проблем человечества
- Глобальное загрязнение окружающей среды
- Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
- Практические (семинарские) занятия
- 3.1 Цель, содержание и основные вопросы
- 3.2 Основные вопросы к практическим занятиям, методические указания по проведению
- Контролируемая самостоятельная работа студентов дневной формы обучения
- 4.1 Методические рекомендации по выполнении работ
- 4.2 Содержание контролируемой самостоятельной работы по темам лекций
- 4.2 Содержание контролируемой самостоятельной работы по темам практических занятий
- Перечень вопросов для сдачи экзамена (зачета) тестированием
- Рекомендуемая литература Нормативно-правовые акты
- Основная литература
- Дополнительная литература