1.3. Темы лабораторных занятий:
1. Использование экологической шкалы Раменского для характеристики экотопов (2 ч).
2. Лес и тепло (2 ч).
3. Лес и свет (2 ч).
4. Водный режим в лесных сообществах (2 ч).
5. Лес и атмосфера ( 2 ч)
6. Лес и почва (2 ч)
7. Продуктивность лесных насаждений (2 ч)
8. Средообразующая рол лесов (2 ч)
9. Составление схемы плана лесонасаждения (с использованием компьютерной программы ArcView) (4 ч).
10. Строение древесины хвойных растений: диагностические признаки (2 ч).
11. Определение динамики прироста древесины у хвойных пород в связи с климатическими условиями (с использованием компьютерной программы ArcView) (4 ч).
12. Определение листового индекса в древостое (с использованием компьютерной программы ArcView) (2 ч).
13.Оценка стабильности развития живых организмов по уровню асимметрии морфологических структур (2 ч).
14. Принципы организации мониторинга лесных экосистем (2 ч).
15. Статистические методы анализа в лесной экологии (4 ч).
Методические указания к самостоятельной работе студентов.
Выполнение самостоятельных работ формируется исходя из следующих требований:
- к началу экзаменационной сессии каждый студент обязан выполнить все самостоятельные работы, предусмотренные программой курса;
- к началу аттестации студент обязан выполнить те задания самостоятельные работы, которые предусмотрены в уже пройденных темах по дисциплине.
Качество выполнения самостоятельных работ определяется:
устно на практических занятиях или консультациях;
письменно по результатам выполнения контрольных тестов.
Работа над ошибками проводится во время еженедельных консультаций, назначаемых на кафедре.
Методические указания к текущей и промежуточной аттестации.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Экология бореальных лесов»
Типы леса. Понятие о типе леса. Классификация типов леса по В.Н. Сукачеву.
Лесоводственное значение ели.
Виды лесных пожаров и их роль в смене пород в бореальной зоне.
Биосферная и социальная роль леса.
Семенное и вегетативное возобновление леса.
Влияние климата на развитие леса.
Лесоводственное значение осины.
Потребность древесных растений в элементах минерального питания. Большой и малый круговороты азота и зольных элементов.
Лес как явление географическое и историческое.
Факторы смены состава лесов.
Почва и лес. Влияние почвы на рост и продуктивность лесов.
Лесной фитоценоз и его компоненты.
Лесоводственное значение сосны обыкновенной.
Влияние леса на газовый состав атмосферы.
Рост и развитие древостоев.
Лесоводственное значение березы повислой.
Факторы лесообразования.
Продуктивность и производительность лесных насаждений.
Значение солнечной радиации для жизнедеятельности древесных растений.
Шкала светолюбия древесных пород.
Лесоводственное значение живого напочвенного покрова.
Динамика лесов под влиянием рубок главного пользования.
Лесоводственное значение лиственницы.
Естественное и искусственное возобновление леса.
Роль ветра в жизни леса. Влияние леса на ветер.
Горизонтальная и вертикальная зональность лесов.
Роль леса в почвообразовании.
Лесной биогеоценоз и его компоненты.
Онтогенетическое развитие деревьев в насаждении.
Отношение древесных пород к свету. Влияние леса на световой режим.
Отношение древесных пород к теплу. Влияние леса на тепловой режим.
Виды и причины смены пород. Климаксовое состояние насаждения.
Отношение древесных пород к влаге. Влияние леса на водный баланс.
Классификация типов лесорастительных условий. Эдафическая сетка П.С. Погребняка.
Лесоводственное значение кедра сибирского.
Типы вырубок. Динамическая типология И.С. Мелехова.
Смена хвойных пород мягколиственными в таежной зоне.
Бореальные леса, их распространение и роль в биосфере Земли.
Экологическая и социальная функция лесов, группы леса.
Отношение древесных пород к промышленным атмосферным выбросам. Шкала газоустойчивости.
Лесоводственное значение подстилки.
Пространственная структура лесного насаждения, (парцелла, синузия, биогруппа, консорция).
Лес и биотические факторы.
Примерные вопросы письменного тестирования по дисциплине «Экология бореальных лесов»:
Самая южная граница бореальных лесов в Евразии проходит на широте ____________
Запасы древесины в бореальных лесах России составляют __________% запасов древесины в мире.
Бореальные леса распространяются в ______________________________климатической зоне
К лесообразующим видам хвойных растений на европейском Северо-Востоке России относятся _____________________________________________________________________________________________
В таежной зоне европейской части России преобладают леса, образованные _______________
В Республике Коми самая большая площадь лесов в подзоне _______________тайги
Порода дерева, которая представлена в наибольшей степени по запасу на ед. площади, называется _________________________________
Понятие «лесное насаждение» эквивалентно понятию ________________________
Самым светолюбивым видом из хвойных растений в таежной зоне является __________________
Содержание органического вещества в почве составляет около _____%.
Средний класс бонитета бореальных лесов на территории Республики Коми составляет ____________
Древостой V-VI класса возраста соответствует стадии развития ____________
По шкале П.С. Погребняка к мезофитам относятся деревья __________________________________
В органической массе почвы доля живого органического вещества составляет около _______%
Продуктивность насаждения определяется как _________________________________________________
Продуктивность лесов бореальной зоны определяется сочетанием факторов: ________________________
Зимнее сбрасывание листьев характерно для видов хвойных растений: _____________________
Максимальное содержание минеральных элементов у хвойных деревьев отмечается в органах:____________________
Сосняк черничный относится к группе типов леса: ________________________________
Границы лесного насаждения определяются границей _____________________________
Из всех лесов РФ на долю эксплуатационных лесов приходится около ________%.
Современные леса на территории Республики Коми существуют около __________лет.
У атмосферных осадков, которые проходят через полог древостоя, меняются показатели: _______________________________________________________
В системе координат В.Н. Сукачева увеличение плодородия почвы обозначена буквой ________
В соответствии с эдафической сеткой типов леса П.С. Погребняка, сообщества, формирующиеся на богатых и сухих почвах, обозначены символом ______
VI классу возраста соответствуют деревья сосны обыкновенной в возрасте _____лет.
Формула древостоя отражает долевое участие пород по _______________
К кальцеофилам из хвойных деревьев относится ____________
Из хвойных деревьев самым устойчивым видом к атмосферному загрязнению является ________________
Способность растений переносить температуру воздуха ниже 0ºС называется _______________
В процессе фотосинтеза используется в основном свет в области ______________________________ спектра
К признакам светолюбия вида относятся: ________________________
Наиболее требовательным хвойным растением к плодородию почвы в РК является ________________
Быстро разлагающаяся лесная подстилка мощностью 1-2 см с высокой биологической активностью называется _____________.
Минимальное световое довольствие у теневыносливых видов деревьев составляет _______%.
Влияние ели на другие растения через корневые выделения по Одуму является примером _______________
Создание лесных культур на лесных землях называется ___________________
Классификация типов леса, разработанная В.Н. Сукачевым, называется ____________________
На европейском Северо-Востоке России самые древние леса произрастали в эру ____________
Основной вклад в эмиссию углекислого газа в атмосферу в лесных сообществах бореальной зоны принадлежит ______________
По данным Гослесфонда лесопокрытая площадь в Республике Коми составляет около ___________
Распространение семян большинства хвойных растений бореальной зоны происходит в ____________ сезон
Формирование нескольких мощных оледенений в Северном полушарии отмечено в эпоху ___________
Атлантический климатический период голоцена характеризовался максимальным развитием на территории европейского Северо-Востока лесов, образованных ____________________________
На территории РК в подзоне южной тайги преобладают ельники ____________________ группы типов.
Класс устойчивочти лиственницы сибирской к воздушному загрязнению соответствует баллу ______
Деревья, погибшие в последние 1-3 года, но с сохранившейся корой на стволе относятся к классу повреждения ______
4.Другие учебно-методические разделы и материалы(на усмотрение преподавателя).
- Министерство образования и науки российской федерации
- Аннотация дисциплины
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- 4. Структура и содержание дисциплины
- Календарно-тематический план
- 5. Образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Тема 1. Лес и климат
- Тема 2. Круговорот углерода в лесных биогеоценозах
- Тема 3. Круговорот азота в лесных биогеоценозах
- Тема 4. Водный обмен в лесных фитоценозах
- Тема 5. Лесная типология
- Тема 6. Социально-экономические функции таежных лесов Республики Коми
- Тема 7. Принципы и методы мониторинга лесных экосистем.
- Тема 8. Лесное хозяйство Республики Коми
- 1.3. Темы лабораторных занятий:
- Карта книгообеспеченности