logo
TURISTSKO

Туристско-рекреационные районы россии Курс лекций Лекция 1 «география туризма в российской федерации»

Формирование российского туристского рын­ка началось с 1990 г. При этом одновременно протекали три процесса:

  1. распад предприятий старого типа — экскурсионных бюро, бю­ро путешествий;

  2. создание новых предприятий — в будущем туроператоров и турагентов;

  3. модификация старых туристских предприятий путем пере­стройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.

Первоначально наибольшее внимание уделялось выездному туризму, чему способствовало, в частности, стремление мно­гих стран привлечь российских туристов. Для этого, например, предлагались безвизовый въезд некоторые страны, упрощение в получении визы, организация различных туров. Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного харак­тера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодежный туризм, образовательный и деловой туризм, горнолыжный туризм, туризм с целью лечения и оздоровле­ния, морские круизы.

Можно выделить следующие факторы, которые обуслови­ли популярность выездного туризма:

  1. Доступность выезда за рубеж;

  2. Упрощение процедуры получения визы и других документов;

  3. Появление у населения денежных средств, которые они могли потратить на отдых;

  4. Снижение цен на туристские услуги и соответственно турист­ские путевки в зарубежные страны;

  5. конкурентоспособность иностранного туристского продукта т.е.

лучше условия проживания, сервис, обслуживание, транспорт и т.д.

Наиболее приоритетными направлениями внутреннего ту­ризма стали юг России и Украины - Сочи, Геленджик, Ялта и др. (туризм с целью отдыха и лечения), Нижний Новгород Псков, Москва, Санкт-Петербург (туризм в исторические цен­тры); кроме того, выросла популярность туризма с целью ры­балки, теплоходных круизов по Волге, Енисею и др.

Основными направлениями въездного туризма были позна­вательные туры, рыбалка, охота, круизы.

Однако ряд факторов тормозил развитие въездного и вы­ездного туризма:

  1. нестабильное положение в стране;

  2. несоответствие транспортной и гостиничной инфраструктуры мировым стандартам (устаревшие аэропорты, автостоянки, вокзалы, низкий уровень сервиса в гостиницах);

  3. несоответствие между уровнем обслуживания и ценами;

  4. отсутствие квалифицированных работников в сфере туризма;

  5. отсутствие единой государственной политики, направленной на создание имиджа России как процветающей страны.

В последние годы наблюдается улучшение ситуации на рос­сийском рынке: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, но и отечественные достопримеча­тельности, повышается качество обслуживания, появляются новые маршруты.