Научный факт: формирование, содержание. Квазифакт. Артефакт.
Факт (лат factum — сделанное, свершившееся) — достоверно доказанное эмпирическое знание, зафиксированное в форме научного высказывания. В узком смысле — знание о существовании объекта, явления, процесса, выявленное научным методом, результат теоретической интерпретации эмпирических данных.
Квазифакт – результаты или единичных наблюдений или ранних стадий исследований, т.е. знаний с низкой степенью обобщения. Разница в степени обобщения полученных данных. Из квазифакта может получится полноценный факт.
Квазифакт (лат. quasi — напоминающий, подобный) — результат интерпретации единичных, неповторимых наблюдений, получаемый методом «исследования единичного случая».
Артефакт – неверное умозаключение, результат ошибки, сделанный в исследовании; это объекты, которые выглядят как принадлежащие к кругу изучаемых объектов, но таковыми не являются.
Разница между контрольной и экспериментальной группой является основной причиной появления артефактов, а также методики и инструменты, неправильный подсчёт и интерпретация данных.
Артефакт – результат исследования, который не вписывается в существующую теорию. Для его объяснения нужна новая теория или объяснение.
Артефакт (лат. arte factum — сделанный искусственно) — результат исследования, являющийся следствием изменения зависимой переменной под влиянием побочных переменных. Артефакт есть следствие ошибок или недостаточного контроля условий проведения исследования. Одно и то же явление может быть артефактом в рамках одной экспериментальной схемы и фактом в рамках другой, поэтому явления, не объясняемые принятой теорией, часто трактуются как артефакты.
Все источники артефактов для проведения психологического эксперимента можно условно разделить на два вида (есть еще третий источник — несовершенный инструмент, но его мы рассмотрим позже): внутренние состояния испытуемого и состояния среды. Д. Кэмпбелл (1980) выделяет и фоновые артефакты: фоновые эффекты, инструментальную погрешность, реакцию испытуемого на эксперимент и т.д. Кроме того, источником артефактов может быть и неадекватность используемой психологической теории экспериментальной процедуре: исследователь может просмотреть, не учесть психические переменные, влияющие на поведение системы (человека).
Мнимые (псевдофакты) – те утверждения, которые известны большей части научного сообщества; то, что кажется доказанным, но таковым не является.
Факторный анализ — множество математических методов, позволяющих выявить скрытые признаки, а также их связи на основе анализа матриц статистических связей (корреляций, «расстояний») между измеряемыми признаками. Основная задача факторного анализа — сведение множества тестовых измерений к небольшому числу базовых (редукция числа переменных) с определением меры детерминации первичных переменных базовыми.
- Наука как форма познания. Отличительные особенности научного знания. Теория как высшая форма научного знания.
- Парадигма как форма существования научного знания.
- Общенаучный метод. Индуктивный научный метод. Гипотетико-дедуктивный научный метод
- Гипотеза исследования. Типы гипотез. Виды гипотез. Строение гипотезы. Виды стратегий проверки научных гипотез (подтверждение (джастификация) и опровержение (фальсификация)).
- Понятие «переменная». Виды переменных (лекции)
- Виды квазиэксперимента (лекции).
- Кросскультурное исследование, его цели, требования к его организации
- Выборка в психологическом исследовании. Свойства выборки. Способы создания выборки. Строение выборки. Контрольная группа в психологическом исследовании (лекции)
- Репрезентативность исследования
- Надежность исследования
- Валидность исследования
- Измерение в психологии (лекция)
- Наблюдение как метод исследования
- Эксперимент как метод исследования
- Коммуникативные эффекты в психологическом исследовании
- Научный факт: формирование, содержание. Квазифакт. Артефакт.