logo
Экспериментальная Экзамен

Научный факт: формирование, содержание. Квазифакт. Артефакт.

Факт (лат factum сделанное, свершившееся) — достоверно доказанное эмпирическое знание, зафиксированное в форме научного высказывания. В узком смысле — знание о существовании объекта, явления, процесса, выявленное научным методом, результат теоретической интерпретации эмпирических данных.

Квазифакт – результаты или единичных наблюдений или ранних стадий исследований, т.е. знаний с низкой степенью обобщения. Разница в степени обобщения полученных данных. Из квазифакта может получится полноценный факт.

Квазифакт (лат. quasi напоминающий, подобный) — результат интерпретации единич­ных, неповторимых наблюдений, получаемый методом «исследования единичного случая».

Артефакт – неверное умозаключение, результат ошибки, сделанный в исследовании; это объекты, которые выглядят как принадлежащие к кругу изучаемых объектов, но таковыми не являются.

Разница между контрольной и экспериментальной группой является основной причиной появления артефактов, а также методики и инструменты, неправильный подсчёт и интерпретация данных.

Артефакт – результат исследования, который не вписывается в существующую теорию. Для его объяснения нужна новая теория или объяснение.

Артефакт (лат. arte factum сделанный искусственно) — результат исследования, явля­ющийся следствием изменения зависимой переменной под влиянием побочных перемен­ных. Артефакт есть следствие ошибок или недостаточного контроля условий проведения исследования. Одно и то же явление может быть артефактом в рамках одной эксперимен­тальной схемы и фактом в рамках другой, поэтому явления, не объясняемые принятой теорией, часто трактуются как артефакты.

Все источники артефактов для проведения психологического экспери­мента можно условно разделить на два вида (есть еще третий источник — несовер­шенный инструмент, но его мы рассмотрим позже): внутренние состояния испытуе­мого и состояния среды. Д. Кэмпбелл (1980) выделяет и фоновые артефакты: фоно­вые эффекты, инструментальную погрешность, реакцию испытуемого на экспери­мент и т.д. Кроме того, источником артефактов может быть и неадекватность используемой психологической теории экспериментальной процедуре: исследователь может про­смотреть, не учесть психические переменные, влияющие на поведение системы (че­ловека).

Мнимые (псевдофакты) – те утверждения, которые известны большей части научного сообщества; то, что кажется доказанным, но таковым не является.

Факторный анализ — множество математических методов, позволяющих выявить скры­тые признаки, а также их связи на основе анализа матриц статистических связей (корре­ляций, «расстояний») между измеряемыми признаками. Основная задача факторного ана­лиза — сведение множества тестовых измерений к небольшому числу базовых (редук­ция числа переменных) с определением меры детерминации первичных переменных ба­зовыми.