Кросскультурное исследование, его цели, требования к его организации
Кросскультурное исследование — исследование, направленное на выявление культурной детерминации общегрупповых особенностей и индивидуальных различий поведения. При кросскультурном исследовании применяются схемы межгруппового сравнения естественных или отобранных групп.
Кросскультурное исследование является, по сути, частным случаем плана сравнения группы. При этом число сравниваемых групп может колебаться (минимум — 2 группы).
Условно можно выделить 2 основных плана, используемых в кросскультурных исследованиях.
Первый план: сравнение 2 и более естественных или отобранных методом рандомизации групп из 2 популяций.
Второй план: сочетание плана сравнения 2 и более групп с лонгитюдом, при котором сопоставляются не только различия в особенностях поведения этих групп, но изучается процесс изменения этих особенностей под влиянием времени либо времени и дополнительных внешних факторов.
Главная особенность кросскультурной психологии — предмет, который и определяет специфику метода.
Методологом кросскультурной психологии (как и эмпирической психологии) стал Вильгельм Вундт.
Основным методом «психологии народов», по В. Вундту, являлось понимание, сравнительная интерпретация элементов культуры.
В современной кросскультурной психологии господствует эмпирический метод.
Предметом кросскультурных исследований являются особенности психики людей с точки зрения их детерминации социокультурными факторами, специфичными для каждой из сравниваемых этнокультурных общностей.
Отсюда вытекает то, что для правильного планирования кросскультурного исследования следует, во-первых, как минимум, определиться с тем, какие особенности психики могут быть потенциально подвержены влиянию культурных факторов, а также выявить множество параметров поведения, соответствующих этим особенностям. Во-вторых, требуется дать операциональные, а не теоретические определения понятиям «культура» и «культурный фактор», а также описать множество этих факторов, которые предположительно могут повлиять на различия в психических особенностях и поведении людей, принадлежащих к разным культурным общностям.
В-третьих, следует выбрать адекватный метод исследования и адекватную методику для измерения особенностей поведения людей, принадлежащих к разным культурам.
В-четвертых, следует определиться с объектом исследования. Нужно выбрать для изучения такие популяции, которые явно представляют собой субъекты разных культур. Кроме того, важнейшее значение имеет отбор или выбор групп из популяций, которые были бы репрезентативны с точки зрения принадлежности к сопоставляемым культурам.
Чаще всего культурные различия сводят к этническим, и под кросскультурным исследованием подразумевают этнопсихологическое исследование. Иногда культуры (точнее — группы людей, принадлежащие к разным культурам) различают по другим критериям: 1) место проживания — речь идет о «городской» и «сельской» культуре; 2) религиозная принадлежность — имеют в виду православную, мусульманскую, протестантскую и пр. культуры; 3) приобщенность к европейской цивилизации и т.д.
Гипотезы, которые формируются при проведении кросскультурных исследований, выражают причинно-следственные отношения между культурными факторами и психическими особенностями. Культурные факторы считаются причиной различия психических свойств индивидуумов, принадлежащих к разным культурам.
Очевидно, что любое кросскультурное исследование строится по неэкспериментальному плану, экспериментатор не может управлять культурными факторами. Следовательно, нет никаких методических оснований считать связь «культура — особенности психики» причинно-следственной.
- Наука как форма познания. Отличительные особенности научного знания. Теория как высшая форма научного знания.
- Парадигма как форма существования научного знания.
- Общенаучный метод. Индуктивный научный метод. Гипотетико-дедуктивный научный метод
- Гипотеза исследования. Типы гипотез. Виды гипотез. Строение гипотезы. Виды стратегий проверки научных гипотез (подтверждение (джастификация) и опровержение (фальсификация)).
- Понятие «переменная». Виды переменных (лекции)
- Виды квазиэксперимента (лекции).
- Кросскультурное исследование, его цели, требования к его организации
- Выборка в психологическом исследовании. Свойства выборки. Способы создания выборки. Строение выборки. Контрольная группа в психологическом исследовании (лекции)
- Репрезентативность исследования
- Надежность исследования
- Валидность исследования
- Измерение в психологии (лекция)
- Наблюдение как метод исследования
- Эксперимент как метод исследования
- Коммуникативные эффекты в психологическом исследовании
- Научный факт: формирование, содержание. Квазифакт. Артефакт.