Репрезентативность исследования
Репрезентативность (представляемость) – характеристика соответствия теоретических, методических, эмпирических и т.д. параметров исследования в реальности. Репрезентативная выборка – все критерии присутствуют.
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ
(от франц. representatif – представляющий собой что-либо) – свойство выборочной совокупности, к-рое позволяет с нек-рой ошибкой – наперед заданной или вычисленной на материалах фактич. выборки – отождествлять распределение изучаемого признака в выборке с распределением этого признака в генеральной совокупности. Р. есть представительность выборки по отношению к генеральной совокупности по нек-рым заданным конкретным признакам. Р. зависит от субъективных и от объективных факторов. Так, соответствие метода отбора целям исследования, строгость соблюдения процедуры отбора, правильность метода сбора информации, влияющие на Р., не достигаются никакими формальными средствами и полностью зависят от добросовестности и подготовленности исследователей. Особенно велика опасность субъективных ошибок при социологич. исследованиях, в к-рых выборочные данные получаются путем опроса. Объективные ошибки связаны с выборочным характером исследования (ошибки выборки). Эти ошибки поддаются формальному расчету и зависят от колеблемости изучаемого признака, объема выборки, способа отбора, характера генеральной совокупности. Методы вычисления ошибок развиты соответствующими разделами математич. статистики.
Ошибки выборки либо могут задаваться до проведения обследования с целью определения объема выборки, гарантирующего ошибки, не превосходящие заданных, либо могут рассчитываться по результатам обследования для определения обоснованности их распространения на генеральную совокупность.
Репрезентативность выборки — соответствие свойств исследуемой выборки свойствам генеральной совокупности. Она достигается случайным выбором объекта из совокупности (процедура рандомизации), подбором пар, члены которых эквивалентны и относятся в разные группы, или комбинацией этих способов.
Рандомизация — стратегия случайного отбора или распределения испытуемых, при которой все субъекты имеют равные шансы попасть в группу. Применяется при отборе членов популяции в экспериментальную выборку, а также при распределении испытуемых по экспериментальным и контрольным группам. Обеспечивает внутреннюю валидность, контролирует эффект смешения.
-
Содержание
- Наука как форма познания. Отличительные особенности научного знания. Теория как высшая форма научного знания.
- Парадигма как форма существования научного знания.
- Общенаучный метод. Индуктивный научный метод. Гипотетико-дедуктивный научный метод
- Гипотеза исследования. Типы гипотез. Виды гипотез. Строение гипотезы. Виды стратегий проверки научных гипотез (подтверждение (джастификация) и опровержение (фальсификация)).
- Понятие «переменная». Виды переменных (лекции)
- Виды квазиэксперимента (лекции).
- Кросскультурное исследование, его цели, требования к его организации
- Выборка в психологическом исследовании. Свойства выборки. Способы создания выборки. Строение выборки. Контрольная группа в психологическом исследовании (лекции)
- Репрезентативность исследования
- Надежность исследования
- Валидность исследования
- Измерение в психологии (лекция)
- Наблюдение как метод исследования
- Эксперимент как метод исследования
- Коммуникативные эффекты в психологическом исследовании
- Научный факт: формирование, содержание. Квазифакт. Артефакт.