Понятие «переменная». Виды переменных (лекции)
Научное исследование (определение). Типология исследования: доэксперимент, квазиэксперимент, истинный эксперимент. Цели, гипотезы, особенности дизайна (+ЛЕКЦИИ)
Научное исследование – способ проверки гипотезы, способ выработки отношения к гипотезам, сопоставление теоретических предположений с эмпирическими данными.
Научное исследование - процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний, изучение с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на них различных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом.
Цель научного исследования - определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом.
Цель науки — постижение истины, а способ постижения истины — научное исследование.
Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности — научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.
Различают эмпирическое и теоретическое исследования, хотя разграничение это условно. Как правило, большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер. Любое исследование осуществляется не изолированно, а в рамках целостной научной программы или в целях развития научного направления.
Исследования по их характеру можно разделить на фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные и т. д. Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знании. Прикладное исследование проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи. Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае — психологии). Как и междисциплинарные, эти исследования требуют участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин. К этой группе можно отнести генетические исследования, исследования в области инженерной психофизиологии, а также исследования на стыке этнопсихологии и социологии. Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности. Однофакторное, или аналитическое, исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.
Доэкспериментальные планы, точнее — исследования, которые проводились и проводятся до сих пор по определенным схемам, не учитывают требований, предъявляемых к плану классического экспериментального исследования. Причина — незнание этих требований или невозможность их учета при проведении реального исследования в конкретных условиях. Исследования по схеме доэкспериментальных планов проводились еще до возникновения теории планирования эксперимента. Доэкспериментальные планы служат, скорее, в качестве иллюстрации. В практике научных исследований по возможности их следует избегать.
Квазиэкспериментальные планы являются попыткой учета реалий жизни при проведении эмпирических исследований. Квазиэкспериментальные планы создаются специально с отступлением от схемы «истинного эксперимента». Исследователь осознает те источники артефактов — внешние переменные, которые он не может контролировать. Для частичной компенсации и контроля эффектов, возникающих при нарушении планов «истинных экспериментов», исследователи используют искусственные схемы, которые и называются квазиэкспериментальными планами.
Квазиэксперимент является своеобразным компромиссом между реальностью и «строгостью» методологических предписаний. Однако квазиэксперимент используется не только для решения прикладных проблем, но и для проведения научных исследований. Квазиэкспериментальный план используется тогда, когда применение лучшего плана невозможно.
- Наука как форма познания. Отличительные особенности научного знания. Теория как высшая форма научного знания.
- Парадигма как форма существования научного знания.
- Общенаучный метод. Индуктивный научный метод. Гипотетико-дедуктивный научный метод
- Гипотеза исследования. Типы гипотез. Виды гипотез. Строение гипотезы. Виды стратегий проверки научных гипотез (подтверждение (джастификация) и опровержение (фальсификация)).
- Понятие «переменная». Виды переменных (лекции)
- Виды квазиэксперимента (лекции).
- Кросскультурное исследование, его цели, требования к его организации
- Выборка в психологическом исследовании. Свойства выборки. Способы создания выборки. Строение выборки. Контрольная группа в психологическом исследовании (лекции)
- Репрезентативность исследования
- Надежность исследования
- Валидность исследования
- Измерение в психологии (лекция)
- Наблюдение как метод исследования
- Эксперимент как метод исследования
- Коммуникативные эффекты в психологическом исследовании
- Научный факт: формирование, содержание. Квазифакт. Артефакт.