Тема 2. Подготовка инженеров, владеющих способами защиты окружающей среды
Литература:
[12] глава 4.
[13] часть 1, глава 1.
[14] глава 1,4.
Вопросы для самопроверки
Дайте определение понятию «охрана окружающей среды».
Раскройте основные принципы рационального природопользования.
Конкретизируйте понятие «благоприятные условия существования человечества».
Назовите основные направления защиты окружающей среды.
Назовите личностные качества, которыми должен обладать специалист эколог.
Какие задачи должен решать инженер-эколог в своей профессиональной деятельности.
Проанализируйте какими знаниями должен обладать инженер-эколог для осуществления своей профессиональной деятельности.
Следует знать: какие задачи решает инженер-эколог в своей профессиональной деятельности, основные способы и технологии восстановления нарушенного экологического равновесия в биосфере.
Должен уметь: формулировать основные принципы внедрения и эксплуатации экологически безопасных технологий на производстве, владеть способами защиты окружающей среды и возможностью их использования в зависимости от природы и количества загрязнителя.
- Министерство образования и науки
- Цели и задачи освоения дисциплины
- Структура дисциплины
- 3.2. Разделы дисциплины и виды занятий
- 3.3. Содержание разделов дисциплины
- Раздел 1 Актуальность профессиональной деятельности инженера-эколога
- Раздел 3. Роль инженера-эколога в обеспечении экологической безопасности в системах управления предприятием
- Раздел 4. Роль инженера-эколога на предприятиях по предотвращению загрязнения ос
- Раздел 5. Роль инженера-эколога в контроле загрязненности окружающей среды
- Раздел 6. Эколого-экономические аспекты природопользования в деятельности инженера-эколога
- Раздел 7. Перспективные способы переработки отходов различных отраслей
- Раздел 8. Международное сотрудничество в области инженерной защиты окружающей среды
- Раздел 9. Роль инженера-эколога в решении глобальных проблем окружающей среды и обеспечении устойчивого развития общества
- 3.4. Практические (семинарские) занятия
- 3.5. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями
- 5.1. Тематика рефератов, расчетно-графических работ, курсовых проектов (работ)
- 5.2. Примеры тестов и контрольных вопросов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации
- 5.3. Организация самостоятельной работы студентов
- 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
- Лекция 1 (Раздел 1) роль инженерной экологии в снижении техногенной нагрузки на окружающую среду
- Лекция 2 (Раздел 1)
- Лекция 4 (Раздел 1)
- Лекция 5 (Раздел 1) содержание профессиональной деятельности инженера-эколога
- Инженер-эколог в системе экологического аудита
- Инженер-эколог в системе страховой политики
- Инженер-эколог на стадии проектирования
- Инженер-эколог на стадии управления отходами
- Инженер-эколог в условиях развития чрезвычайной ситуации
- Лекция 3 (Раздел 2)
- Лекция 6 (Раздел 2) принципы профессиональной деятельности инженера-эколога
- Лекция 7 (Раздел 3) нормативно-правовые основы обеспечения экологической безопасности продукции и услуг
- Лекция 9 (Раздел 4) строительство очистных сооружений по улавливанию отходящих газов и сточных вод
- Абсорбция газовых примесей
- Насадочные колонны
- Тарельчатые колонны
- Методы и способы очистки сточных вод от примесей.
- Процессы и аппараты механической очистки сточных вод
- Усреднители.
- Решетки.
- Глубокая очистка сточных вод.
- Лекция 11 (Раздел 5) роль инженера-эколога в контроле загрязненности окружающей среды
- Сущность инженерных исследований в экологии
- Цель инженерного исследования в экологии
- Объект инженерного исследования в экологии
- Время инженерного исследования в экологии
- Лекция 8 (Раздел 6) система управления качеством и управления охраной окружающей среды на предприятии
- Требования, предъявляемые к системе управления окружающей средой (по гост р исо 14001-98)
- Лекция 10 (Раздел 6) эколого-экономические аспекты природопользования в деятельности инженера-эколога
- Перспективы развития экономики природопользования и природоохраны
- Экономическое стимулирование оопс.
- Финансовое регулирование природоохранной деятельности.
- Лекция 13 (Раздел 7) Перспективные способы переработки отходов различных отраслей
- Данные по крупным, средним и малым сельскохозяйственным организациям Белгородской области
- Классификация отходов Отходы производства
- Отходы потребления
- Возможные направления использования отходов производства
- Утилизация промышленных отходов
- Источники углеродсодержащих отходов
- Методы утилизации углеродсодержащих отходов
- Технологии утилизации углеродсодержаших отходов
- Технологии, основанные на химических методах обезвреживания
- Технологии биологического обезвреживания
- Технологии основанные на электрохимических методах
- Лекция 14 (Раздел 8) Международное сотрудничество в области инженерной защиты окружающей среды
- Международно-правовой механизм охраны окружающей среды Основные принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
- Международные организации в области охраны окружающей среды
- Международно-правовая охрана животного и растительного мира
- Международно-правовая охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отходами
- Заключение
- Лекция 12 (Раздел 9) региональная и глобальная загрязненность атмосферы
- Проблема охраны атмосферы, озонового слоя и околоземного пространства
- Методические указания по изучению курса «введение в специальность "инженерная защита окружающей среды"»
- Раздел 1
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 1. Актуальность профессиональной деятельности инженера-эколога
- Тема 1. Роль инженерной экологии в снижении техногенной нагрузки на окружающую среду
- Раздел 2. Факторы формирования социального заказа на деятельность инженера-эколога
- Тема 2. Подготовка инженеров, владеющих способами защиты окружающей среды
- Тема 3. Социальный заказ на деятельность инженера-эколога
- Тема 4. Объекты профессиональной деятельности инженера-эколога
- Тема 5. Содержание профессиональной деятельности инженера-эколога
- Тема 6. Принципы профессиональной деятельности инженера-эколога
- Раздел 3. Роль инженера – эколога в обеспечении экологической безопасности в системах управления предприятием
- Тема 7. Нормативно-правовые основы обеспечения экологической безопасности продукции и услуг
- Тема 8. Система международных стандартов исо серии 9000 по системам качества для обеспечения деятельности предприятия требованиям экологической безопасности
- Тема 9. Система управления качеством и управления оос на предприятии
- Раздел 4. Роль инженера- эколога на предприятиях по предотвращению загрязнения окружающей среды
- Тема 10. Строительство очистных сооружений по улавливанию отходящих газов и сточных вод
- Тема 11. Эколого-экономические аспекты природопользования в деятельности инженера эколога
- Раздел 5. Роль инженера эколога в контроле загрязненности окружающей среды
- Тема 12. Региональная и глобальная загрязненность атмосферы.
- Тема 13. Основные категории источников загрязнения водных ресурсов
- Тема 14. Загрязнение почвы как результат некомпетентной административно-хозяйственной деятельности
- Раздел 6. Приодоохранная стратегия в практической деятельности инженера-эколога
- Тема 15. Экологические проблемы територий, регионов и городов
- Тема 16. Экологизация производства и организация территориально-производственных комплексов с замкнутыми хозяйственными связями
- Тема 17. Анализ инженерно-экологических проблем
- Практические занятия по дисциплине «Введение в специальность» Практическое занятие №1 Тема занятия: «Материальный баланс веществ при сжигании основных видов топлива»
- Теоретическая часть
- Методика выполнения работы
- Контрольное задание
- Домашняя работа
- «Расчёт количества выбросов загрязняющих веществ при сжигании разных видов твердого топлива»
- Теоретическая часть
- Методика выполнения работы
- Исходные данные:
- Контрольное задание
- Тема занятия: «Оценка ущербов от загрязнения водоемов»
- Теоретическая часть
- Методика выполнения работы
- Контрольное задание
- «Оценка ущербов от загрязнения атмосферы котельными предприятий»
- Методика выполнения работы
- Тема занятия: «Расчет эффективности очистки сточных вод»
- Теоретическая часть
- Методика выполнения работы
- Задание
- Оформление отчета.
- Дополнительная информация Флотатор.
- Гидроциклон.
- Биологический фильтр.
- Тема: «Расчеты выбросов тяжелых металлов в атмосферу и максимальной приземной концентрации вредных веществ при выбросе нагретой воздушной смеси из одного источника».
- Теоретическая часть
- Методика выполнения работы
- Контрольное задание.
- Тема занятия: «Гидрогеологическое обоснование границ зон санитарной охраны водозаборов подземных вод. Методика исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод».
- Теоретическая часть
- Методика выполнения работы
- Контрольное задание Задание №1.
- Задание №2.
- Тема занятия: «Экспертная оценка планирования природоохранных мероприятий»
- Теоретическая часть
- Методика выполнения работы
- Оформление отчета
- Тема занятия: «Теория организации сплошного мониторинга лесов заданного района»
- Теоретическая часть
- Методика выполнения работы
- Контрольное задание