logo
УМК Введение в специальность

Лекция 3 (Раздел 2)

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНЖЕНЕРА-ЭКОЛОГА

Факторы формирования социального заказа на деятельность инженера-эколога: глобальные проблемы окружающей среды и проблема обеспечения устойчивого развития и безопасности общества; современные политические и социально-экономические отношения; система глобализации общества и экономики; специфичность профессиональной деятельности специалиста инженерно-экологического профиля и ее отличие от профессиональной деятельности специалистов других категорий; востребованность специалистов инженерно-экологического профиля обществом; основные требования, предъявляемые обществом к инженеру-экологу как компетентному специалисту в решении социальных задач.

Формирование рынка экологических услуг

Дискуссии о влиянии экологических факторов на развитие экономики, о том, не является ли охрана окружающей среды причиной, сдерживающей это развитие, начались в конце 60 годов XX века. Сегодня в промышленно развитых странах практически уже не осталось сомневающихся в том, что пренебрежение экологией дорого обходится экономике. Дело не только в прямом ущербе для общества вследствие экологических нарушений (прежде всего это потери, обуславливаемые повышением заболеваемости населения, уменьшения количества и снижения качества биологических природных ресурсов, ускорение износа зданий и сооружений, рост затрат на подготовку питьевой воды и т.п.). Еще важнее комплекс не столь заметных причин, вызванных переориентацией экономики развитых стран на выполнение хотя бы самых необходимых экологических требований, связанных, прежде всего, с уменьшением прямого ущерба.

Переориентация экономики развитых стран началась в конце 60 годов XX века с введения экологических норм и стандартов. Поначалу казалось, что выполнение природоохранных мероприятий приводит к увеличению затрат на производство продукции. Однако довольно быстро появилось немало хозяйственных структур, научившихся извлекать доход именно благодаря действию экологических нормативов и стандартов, зарабатывать на них, предлагая экологическое оборудование, системы очистки отходящих газов и сточных вод, утилизации, нейтрализации и уничтожения твердых отходов, самые разнообразные экологические услуги. Следовательно, эти структуры были заинтересованы в расширении экологической стандартизации, ужесточении нормативов. Общественные экологические движения энергично поддерживали это направление и активно возбуждали внимание широких слоев населения к экологическим проблемам.

Компании и фирмы, которые хотели нравиться своим клиентам должны были «зеленеть», независимо от того, зарабатывали они на этом или только тратились. Постепенно сформировался международный рьшок экологических товаров и услуг, объем продаж на котором к концу XX века составил более 500 млрд. долларов.

Забота об окружающей среде вошла в кодекс правил хорошего тона для всех отраслей бизнеса. Если такая забота причиняла фирме лишь убытки, то отказ от нее обуславливал убытки куда более значительные - он грозил вытеснением с рынка. Кроме того, экологизация производства оказалась на острие научно-технического прогресса. Многие экологосообразные решения прямо соответствовали мерам по повышению качества продукции, снижению затрат ресурсов на производство.

В конце 70-х годов XX века стандартизация и нормирование в экологии вышли на международный рьшок и стали диктовать условия доступа на него. Сначала это были нормативы экологического качества и безопасности продукции, однако скоро наступил следующий этап - нормирование экологических параметров технологий, с использованием которых эта продукция производится. Другими словами, даже если продукт хороший, но произведен с недопустимым загрязнением окружающей среды вход на мировой рынок будет для него закрыт.

В 1970-1980-е годы основные усилия государства и компаний направлялись на нейтрализацию последствий нанесенного окружающей среде ущерба [12]. В производстве главенствовал принцип охраны окружающей среды, получивший название контроля «на конце трубы». Однако путем нейтрализации последствий применения «грязных» производственных процессов сегодня не решить экологические проблемы. Приведем цифры. Сейчас из 20 т сырья вырабатывается только 2 т продукта, идущего на прямое потребление, а 90% первоначально добытого сырья в процессе технологической переработки уходит в прямые отходы. Из 2 т конечного продукта выбрасывается не менее 1 т, а остальное «отложенные отходы». Поэтому в 1990-е годы акцент делается на устранение причин экологических нарушений, когда приоритет придается контролю «в источнике загрязнения» и предотвращению отрицательных последствий на стадии планирования и проектирования. К мерам предупредительного характера можно отнести экореструктуризацию и экологическую модернизацию производства. Экореструктуризация предусматривает перестройку отраслевой структуры в результате снижения спроса на продукцию «грязных» производств или путем модернизации фирм - потребителей этой продукции. Экореструктуризация находит свое отражение в виде снижения расходов сырья и материалов на единицу внутреннего валового продукта (ВВП).

Экологическая модернизация связана с изменением технологической базы производства, что также характеризуется сокращением расхода энергии, воды и других ресурсов на единицу производимой продукции. Одним из показателей экологической модернизации производства является степень развития рециклирования (повторного использования ресурса после его обработки). Рециклирование позволяет снизить вредное воздействие на окружающую среду без сокращения сырьевых возможностей страны.

В 1990-е годы в странах Западной Европы в связи с изменением в законодательстве и ситуации на рынке резко изменилось восприятие экологических проблем фирмами: они стали осознавать свою роль в охране окружающей среды и коренным образом менять экономическое поведение. Они разработали такие средства для достижения экологических целей. Как «добровольные экологические хартии», или «кодексы деловой этики» по отношению к окружающей среде, То есть охрана окружающей среды стала рассматриваться как важная экономическая задача, приносящая прибыль. С 1996 года стали публиковаться международные стандарты серии ISO 14000, включающие схемы экологического менеджмента.

Различные элементы природоохранной системы в России существовали с конца ХУШ века. Так образованному в 1798 году Лесному департаменту поручались среди прочих и некоторые природоохранные функции. В XX веке стала формироваться система особо охраняемых природных территорий. В 1916 году образован первый в России заповедник - «Баргузинский» в Прибайкалье. С 1960-х годов Госсанэпиднадзор СССР начал регулярную разработку некоторых экологических стандартов и нормативов. С 1970-х годов Госкомгидромет СССР организовал систематическую работу по мониторингу состояния окружающей среды. В 1988 году был образован Государственный комитет СССР по охране окружающей среды, в котором были созданы подразделения экологического контроля, экологической экспертизы, экономики природопользования и охраны окружающей среды. Образование самостоятельной природоохранной системы и подъем общественного экологического движения в первые годы горбачевской перестройки сыграли важную роль дали старт формированию рынка экологических товаров и услуг в России.

Однако в настоящее время поведение российских предпринимателей пока еще слабо ориентировано на охрану окружающей среды. Из всего количества фирм малого и среднего бизнеса только 15% включили осуществление экологических мероприятий в свои уставные документы. В то же время в Германии, например, 85% предпринимателей учитывают экологические аспекты в своей деятельности.