Цели и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов представления о выбранной специальности, о специфике отрасли и ее значении в экономике страны, о ее проблемах и перспективах, об объектах будущей профессиональной деятельности, а также ознакомление студентов с необходимыми знаниями и умениями по выбранной профессии. В задачи курса входит изучение студентами современных экологических проблем общества и окружающей среды и роли инженера-эколога в их решении; ознакомление с необходимыми качествами и характеристиками инженера-эколога; ознакомление с работой инженеров-экологов на действующих предприятиях, с основными направлениями научных исследований по соответствующим темам курса.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Введение в специальность» относится к профессиональному циклу дисциплин профиля «Инженерная защита окружающей среды», направления подготовки 280700.62 «Техносферная безопасность» служит общепрофессиональной подготовке студентов и создает теоретическую базу для изучения последующих специальных дисциплин.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины «Введение в специальность» обучающийся должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:
владением культурой безопасности и риск-ориентированным
мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности (ОК-7);
способностью работать самостоятельно (ОК-8);
способностью ориентироваться в перспективах развития техники и
технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера (ПК-1);
способностью разрабатывать и использовать графическую
документацию (ПК-2);
способностью оценивать риск и определять меры по обеспечению
безопасности разрабатываемой техники (ПК-4);
Готовностью к выполнению профессиональных функций при работе в
коллективе (ПК-10);
В результате освоения дисциплины "Введение в специальность"
обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1. Знать:
- основные техносферные опасности, их свойства и характеристики , характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них (ОК-7);
- специфику и механизм токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия антропогенных факторов (ОК-8);
- научные и организационные основы безопасности производственных процессов и устойчивости производств в чрезвычайных ситуациях (ОК-7).
2. Уметь:
- использовать нормативно-правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК-4);
- применять действующие стандарты, положения и инструкции по оформлению технической документации (ПК-1);
- пользоваться основными средствами контроля качества среды обитания (ПК-4);
- применять методы анализа взаимодействия человека и его деятельности со средой обитания (ПК-10);
- проводить гидромеханические и тепломассообменные расчеты аппаратов и процессов в биосфере (ПК-1).
3. Владеть:
- законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов ( ПК-1);
- способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях (ПК-4);
- понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности (ПК-1);
- методами обеспечения безопасности среды обитания (ПК-4);
- методами определения точности измерений (ПК-2);
- навыками измерения уровней опасностей на производстве и в окружающей среде, используя современную измерительную технику (ПК-10);
- методами оценки экологической ситуации (ПК-4);
- методами математического моделирования надежности и безопасности работы отдельных звеньев реальных технических систем и технических объектов в целом (ПК-10).
Структура и содержание дисциплины «Введение в специальность»
Общая трудоемкость дисциплин составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.
- Министерство образования и науки
- Цели и задачи освоения дисциплины
- Структура дисциплины
- 3.2. Разделы дисциплины и виды занятий
- 3.3. Содержание разделов дисциплины
- Раздел 1 Актуальность профессиональной деятельности инженера-эколога
- Раздел 3. Роль инженера-эколога в обеспечении экологической безопасности в системах управления предприятием
- Раздел 4. Роль инженера-эколога на предприятиях по предотвращению загрязнения ос
- Раздел 5. Роль инженера-эколога в контроле загрязненности окружающей среды
- Раздел 6. Эколого-экономические аспекты природопользования в деятельности инженера-эколога
- Раздел 7. Перспективные способы переработки отходов различных отраслей
- Раздел 8. Международное сотрудничество в области инженерной защиты окружающей среды
- Раздел 9. Роль инженера-эколога в решении глобальных проблем окружающей среды и обеспечении устойчивого развития общества
- 3.4. Практические (семинарские) занятия
- 3.5. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями
- 5.1. Тематика рефератов, расчетно-графических работ, курсовых проектов (работ)
- 5.2. Примеры тестов и контрольных вопросов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации
- 5.3. Организация самостоятельной работы студентов
- 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
- Лекция 1 (Раздел 1) роль инженерной экологии в снижении техногенной нагрузки на окружающую среду
- Лекция 2 (Раздел 1)
- Лекция 4 (Раздел 1)
- Лекция 5 (Раздел 1) содержание профессиональной деятельности инженера-эколога
- Инженер-эколог в системе экологического аудита
- Инженер-эколог в системе страховой политики
- Инженер-эколог на стадии проектирования
- Инженер-эколог на стадии управления отходами
- Инженер-эколог в условиях развития чрезвычайной ситуации
- Лекция 3 (Раздел 2)
- Лекция 6 (Раздел 2) принципы профессиональной деятельности инженера-эколога
- Лекция 7 (Раздел 3) нормативно-правовые основы обеспечения экологической безопасности продукции и услуг
- Лекция 9 (Раздел 4) строительство очистных сооружений по улавливанию отходящих газов и сточных вод
- Абсорбция газовых примесей
- Насадочные колонны
- Тарельчатые колонны
- Методы и способы очистки сточных вод от примесей.
- Процессы и аппараты механической очистки сточных вод
- Усреднители.
- Решетки.
- Глубокая очистка сточных вод.
- Лекция 11 (Раздел 5) роль инженера-эколога в контроле загрязненности окружающей среды
- Сущность инженерных исследований в экологии
- Цель инженерного исследования в экологии
- Объект инженерного исследования в экологии
- Время инженерного исследования в экологии
- Лекция 8 (Раздел 6) система управления качеством и управления охраной окружающей среды на предприятии
- Требования, предъявляемые к системе управления окружающей средой (по гост р исо 14001-98)
- Лекция 10 (Раздел 6) эколого-экономические аспекты природопользования в деятельности инженера-эколога
- Перспективы развития экономики природопользования и природоохраны
- Экономическое стимулирование оопс.
- Финансовое регулирование природоохранной деятельности.
- Лекция 13 (Раздел 7) Перспективные способы переработки отходов различных отраслей
- Данные по крупным, средним и малым сельскохозяйственным организациям Белгородской области
- Классификация отходов Отходы производства
- Отходы потребления
- Возможные направления использования отходов производства
- Утилизация промышленных отходов
- Источники углеродсодержащих отходов
- Методы утилизации углеродсодержащих отходов
- Технологии утилизации углеродсодержаших отходов
- Технологии, основанные на химических методах обезвреживания
- Технологии биологического обезвреживания
- Технологии основанные на электрохимических методах
- Лекция 14 (Раздел 8) Международное сотрудничество в области инженерной защиты окружающей среды
- Международно-правовой механизм охраны окружающей среды Основные принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
- Международные организации в области охраны окружающей среды
- Международно-правовая охрана животного и растительного мира
- Международно-правовая охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отходами
- Заключение
- Лекция 12 (Раздел 9) региональная и глобальная загрязненность атмосферы
- Проблема охраны атмосферы, озонового слоя и околоземного пространства
- Методические указания по изучению курса «введение в специальность "инженерная защита окружающей среды"»
- Раздел 1
- Вопросы для самопроверки
- Раздел 1. Актуальность профессиональной деятельности инженера-эколога
- Тема 1. Роль инженерной экологии в снижении техногенной нагрузки на окружающую среду
- Раздел 2. Факторы формирования социального заказа на деятельность инженера-эколога
- Тема 2. Подготовка инженеров, владеющих способами защиты окружающей среды
- Тема 3. Социальный заказ на деятельность инженера-эколога
- Тема 4. Объекты профессиональной деятельности инженера-эколога
- Тема 5. Содержание профессиональной деятельности инженера-эколога
- Тема 6. Принципы профессиональной деятельности инженера-эколога
- Раздел 3. Роль инженера – эколога в обеспечении экологической безопасности в системах управления предприятием
- Тема 7. Нормативно-правовые основы обеспечения экологической безопасности продукции и услуг
- Тема 8. Система международных стандартов исо серии 9000 по системам качества для обеспечения деятельности предприятия требованиям экологической безопасности
- Тема 9. Система управления качеством и управления оос на предприятии
- Раздел 4. Роль инженера- эколога на предприятиях по предотвращению загрязнения окружающей среды
- Тема 10. Строительство очистных сооружений по улавливанию отходящих газов и сточных вод
- Тема 11. Эколого-экономические аспекты природопользования в деятельности инженера эколога
- Раздел 5. Роль инженера эколога в контроле загрязненности окружающей среды
- Тема 12. Региональная и глобальная загрязненность атмосферы.
- Тема 13. Основные категории источников загрязнения водных ресурсов
- Тема 14. Загрязнение почвы как результат некомпетентной административно-хозяйственной деятельности
- Раздел 6. Приодоохранная стратегия в практической деятельности инженера-эколога
- Тема 15. Экологические проблемы територий, регионов и городов
- Тема 16. Экологизация производства и организация территориально-производственных комплексов с замкнутыми хозяйственными связями
- Тема 17. Анализ инженерно-экологических проблем
- Практические занятия по дисциплине «Введение в специальность» Практическое занятие №1 Тема занятия: «Материальный баланс веществ при сжигании основных видов топлива»
- Теоретическая часть
- Методика выполнения работы
- Контрольное задание
- Домашняя работа
- «Расчёт количества выбросов загрязняющих веществ при сжигании разных видов твердого топлива»
- Теоретическая часть
- Методика выполнения работы
- Исходные данные:
- Контрольное задание
- Тема занятия: «Оценка ущербов от загрязнения водоемов»
- Теоретическая часть
- Методика выполнения работы
- Контрольное задание
- «Оценка ущербов от загрязнения атмосферы котельными предприятий»
- Методика выполнения работы
- Тема занятия: «Расчет эффективности очистки сточных вод»
- Теоретическая часть
- Методика выполнения работы
- Задание
- Оформление отчета.
- Дополнительная информация Флотатор.
- Гидроциклон.
- Биологический фильтр.
- Тема: «Расчеты выбросов тяжелых металлов в атмосферу и максимальной приземной концентрации вредных веществ при выбросе нагретой воздушной смеси из одного источника».
- Теоретическая часть
- Методика выполнения работы
- Контрольное задание.
- Тема занятия: «Гидрогеологическое обоснование границ зон санитарной охраны водозаборов подземных вод. Методика исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод».
- Теоретическая часть
- Методика выполнения работы
- Контрольное задание Задание №1.
- Задание №2.
- Тема занятия: «Экспертная оценка планирования природоохранных мероприятий»
- Теоретическая часть
- Методика выполнения работы
- Оформление отчета
- Тема занятия: «Теория организации сплошного мониторинга лесов заданного района»
- Теоретическая часть
- Методика выполнения работы
- Контрольное задание