49.Вклад ученых в экологию:
Жан Батист ЛамаркБольшое влияние на развитие экологической науки оказал французский автор первого эволюционного учения Жан Батист Ламарк (1744- 1829), считавший, что важнейшей причиной приспособительных изменений организмов, эволюции растений и животных является влияние внешних условий среды.
Василий Васильевич Докучаев Одним словом, экология - это наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование". Э. Геккель относил экологию к биологическим наукам и наукам о природе, которых прежде всего интересуют все стороны жизни биологических организмов. Как самостоятельная наука экология сформировалась к началу двадцатого столетия. Большой вклад в ее развитие в XX в. внесли всемирно известные ученые-ботаники Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920), Василий Васильевич Докучаев (1846-1903), Фредерик Клементс (1874- 1945), Владимир Николаевич Сукачев (1880-1967) и ряд других.
Алексей Николаевич Северцов в своих морфологических закономерностях эволюции дал очень много нового в разработке основ учения Ч. Дарвина. Теоретическое наследие А. Н. Северцова поставило на твёрдую почву новое направление эволюционной морфологии, выдвинув перед морфологами целый ряд новых проблем, разрабатываемых плодотворно школой Северцова. Учение А. Н. Северцова нашло широкое признание и в других биологических дисциплинах - экологии, эволюционной физиологии, гистологии и экспериментальной зоологии. Имя Алексея Николаевича Северцова фигурирует в книгах, курсах и программах по эволюционной теории наравне с именами Дарвина, Геккеля, Тимирязева и Павлова.
Владимир Николаевич Сукучав подробно описал, как сменяются лесные сообщества во многих районах нашей Родины, показал зависимость их от условий среды и биологических свойств древесных пород, т. е. разработал проблему динамики растительного покрова.
Много нового внес он в изучение происхождения леса, заболачивания таежных лесов и образования болот. Сукачев справедливо считается основоположником научного болотоведения. Обстоятельно изучив болотные массивы в лесной зоне Европы и Азии, он разработал экологическую классификацию болот. Его книгу о болотах, их образовании и свойствах читал В. И. Ленин и дал о ней восторженный отзыв.
Владимир Иванович Вернадский (1863—1945) — выдающийся русский ученый, работавший на стыке геологических и биологических наук и наук об атомах. В. внес большой вклад в разработку мн. философских и методологических проблем естествознания; завершил становление геохимии; создал новую ее отрасль — биохимию; развил учение о биосфере и месте в ней человека; обосновал переход биосферы в ноосферу. В.— один из создателей генетической минералогии и радиогеологии; оказал значительное влияние на развитие кристаллографии, почвоведения, метеоритики, истории и методологии науки. В своем научном творчестве В. стоял на позициях материализма, стихийно руководствовался идеями диалектики. Высоко ценил значение философии для научного исследования. Указывал на необходимость разработки логики и методологии естествознания. Сегодня, когда человечество настойчиво ищет решение сложнейшего комплекса глобальных проблем экологии, все большее число советских и зарубежных ученых обращается к наследию В., к его учению о космической роли живого вещества, коэволюции биосферы и человека. Основные сочинения: «Биогеохимические очерки» (1922—32), «Живое вещество» (1978), «Философские мысли натуралиста» (1988), «Труды по всеобщей истории науки» (1988), «Труды по истории науки в России» (1988).
Н.И.Вавилов
Н. И. Вавилов родился в Москве 26-го ноября 1887года.
Как многие выдающиеся ученые Н. И. Вавилов рано стал заниматься самостоятельной работой. По окончании училища Вавилов поступил в Московский Сельскохозяйственный Институт, где и началась его активная научная деятельность (ныне Сельскохозяйственная Академия имени К. А. Тимирязева), который он окончил в 1911 году. Его дипломная работа "Голые слизни (улитки), повреждающие поля и огороды в Московской губернии", опубликованная в 1910 году, сразу же была оценена по достоинству и даже удостоена премии Московского политехнического музея. В 1909 году, будучи еще студентом 2-го курса, он выступает на торжественном заседании студенческого кружка - кружка любителей естествознания, - посвященном 100-летию со дня рождения Дарвина, с докладом "Дарвинизм и экспериментальная морфология". Таким образом, еще на студенческой скамье определился круг научных интересов Вавилова - от прикладных вопросов сельского хозяйства до самых широких теоретических вопросов эволюционной биологии. Уже тогда многим из его окружения было ясно, что его как ученого ждет большое будущее. Позднее, один из его учителей, выдающийся агрохимик Д. Н. Прянишников скажет о Вавилове: "Мы не говорим, что он гений только потому, что он наш современник".
Работая у Д. Н. Прянишникова, по окончанию института, Вавилов одновременно стал учеником и сотрудником основоположника отечественной селекции сельскохозяйственных растений профессора Д. Л. Рудзинского, основавшего Селекционную станцию при Московском сельскохозяйственном институте. Николаю Ивановичу везло на корифеев! Это всегда было проявление взаимного тяготения. Помимо Д. Н. Прянишникова и Д. Л. Рудзинского, Николай Иванович в первые годы своего научного развития сблизился с такими высокоталантливыми деятелями селекции и микологии, как С. И. Жегалов и А. А. Ячевский. Николай Иванович попал в плеяду крупнейших исследователей начала века.
Уже с 1911 года Вавилов стремится в Бюро по прикладной ботанике в Петербурге, которое в то время возглавлял Р. Э. Регель. Здесь он начал с изучения пшеницы, а затем ячменя и других культур. Его уже начинают интересовать более широкие вопросы происхождения культурных растений. Более того, в 1911 и в 1912 годах он, вероятно, под впечатлением работ И. И. Мечникова начинает свои исследования по иммунитету растений и грибковых заболеваний, которые он проводит в сверхурочное время, в руководимой профессором А. А. Ячевским лаборатории в бюро микологии и фитопатологии. Поражала работоспособность Вавилова. По свидетельству очевидцев, он мог работать по 18 часов в сутки. Он обладал удивительным умением концентрировать волю и энергию, работать с азартной неистовостью. Его бешеный ритм невольно увлекал всех, кто с ним работать. "Жизнь коротка - надо спешить", - говорил он, словно предчувствую, что судьба отпустила ему не много времени.
Уже в том же 1911 году Вавилову поручают вести занятия со студентами Высших Голицинских сельскохозяйственных курсов. Он впервые вводит элементы генетики и делает занятия столь интересными, что увлекает за собой молодежь, будит в ней любознательность и подлинный интерес к науке. В 1912 году директор Голицинских курсов, Д. Н. Прянишников, предлагает Вавилову выступить с актовой речью. Не без волнения Вавилов произносит речь под названием "Генетика и ее отношение к агрохимии", которая была издана отдельной брошюрой. В этой речи он убедительно показывает практическое значение генетики. Без генетики селекция была еще несовершенна, гибридизация и искусственный отбор еще применялись в значительной степени в слепую, без обоснования законами наследственности и изменчивости. Но он говорит не только о селекции. Его интересуют вопросы происхождения и эволюции культурных растений - тема, которая станет одной из главных в его дальнейших исследованиях.
Большое значение для научной биографии Вавилова имела командировка "для завершения образования"в Англию в 1913 году, к самому Уильяму Бэтсону - одному из создателей генетики. В 1914 году Вавилов переезжает из Англии во Францию, где его заинтересовала крупнейшая семеноводческая фирма Вильморенов. Будучи скорее коммерческим предприятием, она также вела большую селекционную и семеноводческую работу и, в частности, исследовала хлебопекарные качества пшеницы. Из Франции Вавилов отправляется в Германию, работать у знаменитого биолога - эволюциониста Эрнста Геккеля. Здесь его застает начавшаяся мировая война, и он не без труда добирается до России, лишившись части багажа с ценными книгами.
По возвращении из заграничной командировки, Вавилов в 1914 году был избран преподавателем Голицинских курсов и одновременно вел летние курсы по частному земледелию в Петроградской сельскохозяйственной академии. Но преподавательская деятельность в Москве не дает ему полного удовлетворения и почти не оставляет времени для научной работы. Поэтому в1917 году Вавилов решает переехать в Саратов - центр изучения сельского хозяйства юго-востока России, где работает на Высших сельскохозяйственных курсах Саратовского общества сельского хозяйства. Здесь он читает курс частного земледелия и селекции. В июле 1918 года Вавилов назначается на должность профессора, заведующего кафедрой частного земледелия, вновь организованного Саратовского сельскохозяйственного института.
В 1918 году Вавилов наступает с инициативой организации в Саратове филиала отдела прикладной ботаники. Несмотря на понятные для тех лет исключительные трудности, Вавилов не только продолжает начатые исследования, но и непрерывно расширяет масштабы работ по прикладной ботанике. Прежде всего, он продолжает опыты, начатые в Петровской сельскохозяйственной академии. Это, по его собственным словам, "иммунитет, гибриды и некоторые ботанико-географические работы". Вавилова, конечно же, особенно интересует проблемы иммунитета, особенно иммунитета пшеницы.Осенью 1918 года Вавилов закончил свою работу по иммунитету растений к инфекционным заболеваниям, и в начале 1919 года по инициативе Д. Н. Прянишникова она публикуется в "Известиях Петровской сельскохозяйственной академии". Статья выходит с надписью: "посвящаю памяти великого исследователя иммунитета И. И. Мечникова". Проблема иммунитета волнует Вавилова в течение всей жизни.
Крупным событием в жизни Н. И. Вавилова и историческим событием в науке был III Всероссийский селекционный съезд в Саратове. Здесь 4-го июля 1920 года Вавилов выступил с докладом "Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости". Это был один из звездных часов ученого. В марте 1921 года Вавилов вместе с группой сотрудников переезжает в Петроград. Начинается новый этап в научной, организационной и общ
ественной деятельности Вавилова. Вскоре из США приходит письмо с приглашением двух советских ученых на международный съезд по болезням хлебных злаков. Было ясно, что должны ехать Н. И. Вавилов и А. А. Ячевский. Но вопрос о поездке решался не учеными, Вавилову пришлось ехать в Москву, где он обходит разные учреждения, пишет письма, уговаривает и доказывает бюрократам и столоначальникам необходимость этой поездки. Но благодаря энергии и настойчивости Вавилова, ему удается "пробить"эту столь нужную для страны поездку.
В США Вавилова интересуют исследования культурных растений и успехи в области селекции. Его, прежде всего, интересуют работы Бюро растениеводства в Вашингтоне. Не меньший интерес вызывали и успехи американских генетиков, особенно знаменитого Т. Г. Моргана и его сотрудников, генетические исследования которых привлекали внимание всего мира.
- Экология как наука.
- У человека имеется 3 среды обитания:
- История развития науки экология (этапы)
- Экологические факторы.
- Среда обитания.
- Популяция.
- Экосистема
- Биогеоценоз.
- Биосфера.
- Круговорот веществв природе.
- Круговорот фосфора.
- Круговорот кислорода.
- Круговорот воды в природе.
- Трофическая цепь питания
- Органические и неорганические вещества. Автотрофные и гетеротрофные организмы.
- Круговорот веществ и энергии в природе.
- Закон Линдемана 10 %.
- Экологические пирамиды.
- Закон Шелфорда толерантности.
- Биосфера.
- Ноосфера.
- Вклад ученых в изучение биосферы
- Загрязнение атмосферы. Источники, вещества, последствия, пути решения.
- Загрязнение гидросферы. Источники, вещества, последствия, пути решения
- Очистка воды. Методы очистки.
- Эрозия почв. Последствия. Пути решения
- 30. Парниковый эффект -
- 33. Военно-политические объединения
- 40.Город растет и расходует больший объем воды, чем раньше. Новый водоканал обойдется Астане минимум в 3,3 млрд долл.
- 43.Проблема бытовых отходов в Казахстане.
- 44.Устойчивое развитие
- 47. Оценка загрязнения атмосферного воздуха в городе Алматы
- 48. Экологические последствия урановых месторождений в Казахстане.,
- 49.Вклад ученых в экологию:
- 50. Национальные экологические проблемы
- 1.1 Воздействие полигонов военно-космического и испытательного комплексов
- 1.2. Радиоактивное загрязнение
- 1.3. Бактериологическое и химическое загрязнение
- 1.4. Проблемы опустынивания
- 2.2 Нефть и экология
- 2.3. Загрязнение воздушного бассейна
- 2.3.1. Основные загрязняющие вещества
- 2.3.3. Фотохимический туман (смог)
- 2.3.4. Загрязнение атмосферы от подвижных источников
- 2.3.5. Шумы
- 3. Влияние загрязнения атмосферы на человека, животный и растительный мир
- 4. Экологическая обстановка в г. Алматы