logo
EKOLOGIYa_SESSIYa_1-54_aaaa

33. Военно-политические объединения

  1. Организация Североатлантического договора, НАТО, NATO

  2. Тихоокеанский пакт безопасности, АНЗЮС, ANZUS

  3. Региональная система обороны, РСО, RSS

  4. Организация Договора о коллективной безопасности, ОДКБ

  5. Межамериканский договор о взаимной помощи, TIAR

  6. Оборонное соглашение пяти держав, FPDA

  7. Балтийская Военно-морская Эскадра, BALTRON

  8. Движение неприсоединения

Политические союзы и конфедерации

  1. Шанхайская организация сотрудничества, ШОС

  2. Совет государств Балтийского моря, CBSS

  3. Союз южноамериканских наций UNASUR, UNASUL

  4. Британское содружество, Содружество, Содружество наций, Commonwealth

  5. Африканский союз, АС, AU

  6. Союз для Средиземноморья, СдС, MU

  7. Боливарианский альянс для Америк, АЛБА, ALBA

  8. Союзное государство (России и Белоруссии)

  9. Балтийская ассамблея

  10. Группа семидесяти семи, G-77

Политико-культурные объединения

  1. Международная организация тюркской культуры, ТЮРКСОЙ

  2. Франкофония

  3. Организация Исламского сотрудничества, ОИС, OIS

  4. Латинский союз

  5. Тюркский совет

  6. Лига Арабских государств, ЛАГ

  7. Содружество португалоязычных стран

Интеграционные объединения широкого профиля

  1. Организация объединенных наций, ООН, UN

  2. Большая восьмерка, Группа-8, G8 

  3. Всемирная торговая организация, ВТО, WTO

  4. Содружество Независимых Государств, СНГ, CIS

  5. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОБСЕ, CSCE

  6. Евразийское экономическое сообщество, ЕвроАзЭС

  7. Организация американских государств, ОАГ, OAS 

  8. Содружество демократического выбора, СДВ 

  9. Европейский союз, ЕС, EU

  10. ГУАМ, GUAM

  11. Карибское сообщество, КАРИКОМ, CARICOM

  12. Совет Европы, СЕ

  13. Латиноамериканская ассоциация интеграции, ЛАИ, LAI

  14. Северный совет, СС, NC 

  15. Собз арабского Магриба, САМ, UdMA, UMA

  16. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, АСЕАН

  17. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, ССАГПЗ

Экономические и валютные союзы

  1. Организация стран-экспортеров нефти, ОПЕК, OPEC

  2. Организация экономического сотрудничества и развития, ОЭСР, OECD 

  3. Экономическое сообщество стран Центральной Африки, ЭКОЦАС, ЦАВЭС, CEMAC

  4. Организация черноморского экономического сотрудничества, ОЧЭС, BSEC 

  5. Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна, CELAC 

  6. Организация Восточно-карибских государств, ОВКГ,  OECS

  7. Организация экономического сотрудничества, ОЭС

  8. Экономическое сообщество стран Западной Африки, ЭКОВАС, ECOWAS

  9. Сообщество развития Юга Африки, САДК, SADC

  10. Большая двадцатка, G-20

  11. Западноафриканский экономический и валютный союз, ЗАЭВС, UEMOA

  12. Сообщество сахело-сахарских государств, СССГ, CEN-SAD

  13. Межправительственный орган по вопросам развития, IGAD

  14. Азиатско-тихоокеанское торговое соглашение, АПТА, APTA

  15. Совет арабского экономического единства, CAEU

  16. Страны Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона

Общие рынки

  1. Центральноамериканский общий рынок, MCCA, CACM

  2. Андское сообщество, CAN

  3. Европейская экономическая зона, ЕЭЗ, EEA

  4. Экономическое сообщество стран Восточной и Южной Африки, КОМЕСА, COMESA

  5. Транстихоокеанское стратегическое экономическое партнерство, TPSEP, TPP, P4

  6. Южнотихоокеанское соглашение о региональной торговле и экономическом сотрудничестве, SPARTECA

Таможенные союзы

  1. Восточноафриканское сообщество, ВАС, EAC

  2. Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России, ТС

  3. МЕРКОСУР, MERCOSUR

  4. Южноафриканский таможенный союз, ЮАТС, SACU

Зоны свободной торговли

  1. Центрально-европейская ассоциация свободной торговли, ЦЕАСТ, CEFTA

  2. Европейская ассоциация свободной торговли, ЕАСТ, EFTA

  3. Североамериканская зона свободной торговли, НАФТА, NAFTA

  4. Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии, СААРК, SAARK

  5. Агадирское соглашение,

  6. Зона свободной торговли Большого Ближнего востока, GAFTA

  7. Африканская зона сводной торговли, AFTZ, AFTA

  8. Евро-средиземноморская зона свободной торговли, EU-MED FTA, EMFTA

Политико-экологические объединения

  1. Арктический совет

Политико-образовательные объединения

  1. Европейское пространство высшего образования

  2. Тихоокеанское сообщество

Постоянные форумы

  1. Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, СВМДА, CICA

  2. Группа Рио

  3. Форум «Азия — Европа»,АСЕМ, ASEM

  4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, АТЭС

  5. Совет Баренцева/Евроарктического региона

  6. Конференция парламентариев Арктического региона

  7. Форум тихоокеанских островов, ФТО, PIF

  8. Исламская восьмерка, D-8

  9. Трехсторонний форум Турции, Афганистана и Пакистана

Прочие соглашения и объединения

  1. Шенгенское соглашение

  2. Евро-средиземноморское партнёрство

34.

Ещё полвека назад озеро занимало 66,1 тыс. кв. км. Его объём был более 1000 км3. Наибольшая глубина составляла 69 м, а преобладали глубины 25-35 м. Соленость воды была 8-14 г/л. В 80-х годах ХХ века уровень озера понизился почти на 15 м, площадь сократилась почти вдвое, а объём - в 3 с лишним раза. Соленость повысилась до 25-50 г/л. Озеро разделилось на две части - Малый (Северный) и Большой Арал. Изменила своё русло Сырдарья и стала впадать не в Большой, как раньше, а в Малый Арал. Исчезла пресноводная рыба. Оставшаяся - лещ, жерех, судак, сазан - на грани исчезновения.

За свою историю Арал не раз уже исчезал и наполнялся вновь. Научно подтверждено, что за 100 веков было 9 таких циклов. Озеро является остаточным от древнего моря, и его уровень напрямую зависит от баланса впадающих рек и осадков - с одной стороны, и от испарения и просачивания - с другой. Сокращение водности впадающих рек неизменно ведёт к снижению его уровня, что и произошло с Аралом после того, как человек во всё более возрастающих объёмах начал использовать воды рек Сырдарья, Амударья и их притоков для своих нужд.

Высыхание Арала - главная проблема, повлекшая за собой огромный веер экологических последствий, различных по своей специфичности и масштабности. "Здесь будет город-сад!" - с этим лозунгом шло освоение полупустынных и сухостепных пространств Средней Азии и юга Казахстана, достигшее апогея  в ХХ веке. "Долина, чудная долина, цветущий дивный сад,..." - такие строки посвящают Чуйской долине современники. А ведь не более 200 лет назад лишь башня Бурана одиноко возвышалась над ней, да и 100-120 лет назад она ещё не напоминала "долину вечных снов, растений и цветов". Многочисленные реки, стекающие с Киргизского хребта каждые 5-10 км, оживили этот некогда мрачный и суровый край. Но в результате они оставили без подпитки р. Чу - один из некогда крупнейших притоков Сырдарьи. Но не только чуйских вод лишилась Сырдарья. "Чудные"места появлялись в нашем регионе, как грибы после дождя. Но ведь, если где-то прибывает, то где-то и убывает, - так гласит закон сохранения материи. Каракумский канал, протяженностью около 1300 км, "поит"более 7 млн. кв.км земель и множество крупных и не очень населенных пунктов Туркмении. Суровость реалий в том, что сейчас невозможно "вернуть"воду Аралу, т.к. в "чудных"местах проживают миллионы людей, и их жизнь полностью зависит от воды, отнятой у озера.

35.

Решив вопрос со "спорной"землей, Казах­стан почти сразу же столкнулся с новой проблемой - водной. Для Республики Казахстан использование водных ресурсов трансграничных рек - это особая и достаточно серьезная тема. По оценкам экспертов, Казахстан является одной и стран Евразийского континента, которая в значительной степени испытывает дефицит водных ресурсов. Около половины поверхностных вод республики (44,9 куб км.) поступает с территории сопредельных государств. За последние 15 лет наблюдается тенденция сокращения естественных ресурсов поверхностных вод Казахстана. При этом и общего объема сокращения годового стока, около 90% составляет сокращение стока и соседних государств. КНР, в свою очередь, тоже испытывает дефицит водных ресурсов и нуждается во все возрастающих их объемах для обеспечения потребностей промышленности, сельского хозяйства и снабжения растущих городов. В этом контексте вопрос урегулирования водных отношений Казахстана и Китая имеет стратегическое назначение для обоих государств. Экономическое значение реки Иртыш для Казахстана достаточно велико. В бассейне реки на территории нашей республики проживает около 2,5 млн. человек. В этом районе расположены крупные промышленные центры -Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Павлодар.

Водные ресурсы реки Иртыш используются для обеспечения районов Центрального Казахстана. Более того, дальнейшие перспективы развития энергетики, промышленности и сельского хозяйства во много связаны с использованием ресурсов этой реки. Расширение использования водных ресурсов реки Иртыш на территории Китая способно повлечь ряд негативных последствий для Казахстана как социально-экономического, так и экологического характера. В экономической области возможны:

Дезорганизация работы ряда предприятий;

Нанесение ущерба рыбному хозяйству и аграрному сектору, снижение урожайности сельскохозяйственных культур, деградация пастбищ;

сокращение водного стока и проблемы загрязнения воды промышленными отходами (как со стороны КНР, так и Казахстана) приведут к увеличению естественной концентрации в воде вредных веществ, что сделает ее практически непригодной для хозяйственного потребления в низовьях Иртыша и др.

Среди экологических последствий эксперты выделяют следующие:

аридизация климата:

нарушение естественного водного баланса и природного равновесия в зоне озера Зайсан (в дельте Иртыша на территории Казахстана).

36.

Шли годы и десятилетия. Постепенно нефть из экономической субстанции превратилась в политическую. Общемировые влияния со всех сторон континента неумолимо сшибались здесь, в центре Евразии. Политика превратилась в непредсказуемую вершительницу народных судеб. Яркий тому пример- последние события вокруг правового статуса Каспийского моря.

Известно, что нефть нельзя черпать беспредельно, но со временем пластовое давление падает, а нефть как и др. ископаемые залегает пластами. Макат - старейший нефтепромысел Эмбы, в котором нефть добывают более 50 лет, однако уровень добычи не снижается. Нефть Маката дает высокосортные виды топлива и смазочные масла. На месторождении Кульсары добывается 40% нефти всего бассейна. Это крупнейшее месторождение, где действуют фонтанирующие скважины. Фонтанирующая добыча нефти считается самой дешевой и высокопроизводительной. Вместе с нефтью в воздух фонтанируют и газы. На десятки километров видны иногда горящие факелы. Часть такого газа используется для бытовых целей, но в большинстве случаев пропадает. Чтобы не пропадали колоссальные запасы газа,в настоящее время используется метод обратной откачки газа в истощенный пласт. Этот прогрессивный метод дает возможность сохранить газ на будущее и одновременно очистить окружающую среду от вредных примесей. Современный человек, живущий на берегах Каспия, с непонятным упорством воюет против выработанных природой законов, вместо того, чтобы разумно приспосабливать их к своим нуждам.

Проблемы Казахстанского Прикаспия являются частью общих ключевых проблем всего каспийского сектора. Для их решения необходимы современные мероприятия по сбалансированному использованию биоресурсов и углеводородного сырья. Какзахстан является одной из 5 частиц международной каспийской экологической проблемы. Целью этой долгосрочной программы является оздоровление и сохранение чувствительной экологической системы Каспия. Активная позиция РК нашла отражение в возложении ответственности на Казахстан за деятельность руководящего комитета.

Благодаря широкому применению нефти ее добыча увеличилась с 10 млн. баррелей в день в 1950 годах до 65 млн. баррелей в 1990 г. И за эти 40 лет нефть стала основным источником сырья в мире. Нефть стала играть ключевую роль в мекждународных отношениях. В 1960 г. была создана ОПЕК (организация стран экспортеров нефти) в которую вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла.

На Каспии не было еще крупных экологических катастроф подобных катастрофе 1989 г. в Заливе принца Вильяма на Аляске, когда нефтяной танкер Эксон Вальдес напоролся на подводный риф. Тогда в море вылилось около 240 тысяч баррелей нефти, что привело к загрязнению 1600 км береговой линии, включая побережье 3 национальных парков и 5 заповедников. Несмотря на меры по ликвидации последствий аварии, природе был нанесен непоправимый ущерб. Проблемы добычи нефти на Каспии не могут не волновать. Выбросы нефти в море происходят при мойке танкеров, при авариях на морских нефтедобывающих платформах, при ее транспортировке. По поверхности воды тонкой пленкой разливается нефтяное пятно. Что привело к уменьшению количества рыб осетровых пород на Каспии и приводит к массовой гибели Каспийских тюленей и птиц.

37

Озеро Балхаш стремительно мелеет и загрязняется. Такого мнения придерживаются казахстанские экологи и ученые, передает агентство со ссылкой на газету "Казахстанская правда".

"Экологи, водники, ученые давно бьют тревогу: крупнейшая озерная экосистема Земли стремительно мелеет и загрязняется. Речь об озере Балхаш, которому грозит судьба Арала", - пишет газета.

"Особенность этого голубого прекрасного "зеркала"в том, что половина его воды - пресная, половина - соленая... Сейчас соленой воды становится все больше, потому что уменьшается объем озера. Причина - увеличение водозабора из реки Или пользователями, причем основная стокообразующая часть бассейна расположена в КНР. В результате Балхаш стал получать в два раза меньше прежнего объема воды", - говорится в тексте.

По данным издания, в регионе Иле-Балхашского бассейна проживает около 3 млн человек, в связи с этим водные проблемы приведут к серьезным социально-экономическим последствиям. Анализируя, как реализуются решения международного форума "Балхаш-2005", заместитель генерального директора Евразийского центра воды Болат Бекниязов вынужден был признать, что выполнена лишь часть рекомендаций.

"Не был создан Иле-Балхашский природный парк. А программа по решению экологических, водных проблем Балхаша 2006 - 2009 годов не имела достаточного финансирования, оказалась слишком короткой по срокам и никак не связана с областными и районными программами развития", - поясняется в статье.

Несмотря на большое количество подписанных странами Центральной Азии соглашений, проблемы трансграничных водотоков не решаются. После долгих десяти лет непрерывных консультаций между Казахстаном и Китаем только очерчены контуры предстоящего процесса вододеления по трансграничным водотокам, сообщает издание.

"Экологические проблемы в бассейне озера продолжают расти. Загрязняются воздух и вода, накапливаются токсичные и другие опасные отходы. Стихийные свалки мусора, отсутствие канализационных систем, застройка водоохранных зон жилыми домами, станциями техобслуживания, банями, кафе продолжаются по рекам Малая и Большая Алматинка, Есентай и многим другим в городах и областях бассейна", - отмечается в публикации.

По мнению заместителя начальника Балхаш-Алакольской бассейновой инспекции Комитета по водным ресурсам Жолдаса Аманбаева, к внутренним проблемам относится тот факт, что износ ирригационных систем превысил 60% и за последние 15 - 20 лет ни реконструкций, ни ремонта на водохозяйственных объектах не проводилось. Кроме того, в крупных городах расточительно используют питьевую воду для технических нужд промышленные предприятия и автомойки.

38.

На берегах другой крупной трансграничной реки Или китайскими властями запланировано строительство свыше 30 электростанций, больше десяти крупных водохранилищ, плотин и иных ГТС. В настоящее время водозабор из реки Или на китайской территории составляет около 3,5 км куб. в год, по прогнозам, в ближайшие годы он может возрасти до 5 км куб. По экспертным оценкам, реализация всех запланированных проектов на реке Или приведет к тому, что к 2050 г. сток реки в Казахстане уменьшится на 40%. Более того, после ввода в строй промышленных, в основном нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих, предприятий в бассейне реки на территории Китая, увеличится загрязнение речной воды. Эти проблемы, вкупе с наблюдаемым природным дефицитом воды в реке Или, могут способствовать резкому обмелению озера Балхаш. Река Или дает около 75% всего притока воды в озеро Балхаш.

39.

В различных видах научной и практической деятельности человека издавна применяется метод наблюдения — способ познания, основанный на относительно длительном целенаправленном и планомерном восприятии предметов и явлений окружающей действительности. Блестящие образцы организации наблюдений за природной средой описаны еще в первом веке нашей эры в "Естественной истории"Гая Секунда Плиния (старшего). Тридцать семь томов, содержавших сведения по астрономии, физике, географии, зоологии, ботанике, сельскому хозяйству, медицине, истории, служили наиболее полной энциклопедией знаний до эпохи средневековья.

Много позднее, уже в XX веке, в науке возник термин мониторинг для определения системы повторных целенаправленных наблюдений за одним или более элементами окружающей природной среды в пространстве и времени.

В последние десятилетия общество все шире использует в своей деятельности сведения о состоянии природной среды. Эта информация нужна в повседневной жизни людей, при ведении хозяйства, в строительстве, при чрезвычайных обстоятельствах — для оповещения о надвигающихся опасных явлениях природы. Но изменения в состоянии окружающей среды происходят и под воздействием биосферных процессов, связанных с деятельностью человека. Определение вклада антропогенных изменений представляет собой специфическую задачу.

В соответствии со ставшим уже каноническим определением, экологический мониторинг — информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов.

Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию:

о состоянии окружающей среды;

о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния (т.e., об источниках и факторах воздействия);

о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом;

о существующих резервах биосферы.

Таким образом, в систему экологического мониторинга входят наблюдения за состоянием элементов биосферы и наблюдения за источниками и факторами антропогенного воздействия.

Экологический мониторинг в РК определяется : как комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей природной среды и экологической безопасностью.

В соответствии с приведенными определениями и возложенными на систему функциями мониторинг включает три основных направления деятельности:

наблюдения за факторами воздействия и состоянием среды;

оценку фактического состояния среды;

прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния.