39. Экологические проблемы жд и других видов транспорта. Загрязнители и источники загрязнения.
Производственная деятельность железнодорожного транспорта оказывает воздействие на окружающую среду всех климатических зон нашей страны. Но по сравнению с автомобильным транспортом неблагоприятное воздействие на среду обитания существенно меньше. В первую очередь это связано с тем, что железные дороги – наиболее экономичный вид транспорта по расходу энергии на единицу работы.
Основным источником загрязнения атмосферы являются отработавшие газы дизелей тепловозов. В них содержится окись углерода, окись и двуокись азота, различные углеводороды, сернистый ангидрид, сажа. Высокое содержание вредных примесей в отработавших газах дизелей при работе в режиме холостого хода обусловлено не только плохим смешиванием топлива с воздухом, но и сгоранием топлива при более низких температурах.
Режим работы маневровых тепловозов менее стабилен, чем поездных, поэтому и выделение токсичных веществ у них в несколько раз больше. Уровень загрязнения воздушной среды станций и прилегающих к ним зон отработавшими газами маневровых тепловозов зависит от числа одновременно занятых локомотивов. При этом наиболее значительно выделение окислов азота и сернистого ангидрида.
Ежегодно из пассажирских вагонов на каждый километр пути выливается до 200 м сточных вод, содержащих патогенные микроорганизмы, и выбрасывается до 12 тонн сухого мусора. Это приводит к загрязнению железнодорожного полотна и окружающей среды. Кроме того, очистка путей от мусора связана со значительными материальными издержками. Решить проблему можно использованием в пассажирских вагонах аккумулирующих емкостей для сборов стоков и мусора или установкой в них специальных очистных сооружений.
При мытье подвижного железнодорожного состава в почву и водоемы переходят вместе со сточными водами синтетические поверхностно-активные вещества, нефтепродукты, фенолы, шестивалентный хром, кислоты, щелочи, органические и неорганические взвешенные вещества. Содержание нефтепродуктов в сточных водах при мытье локомотивов, фенолов при мытье цистерн из-под нефти превышают предельно допустимые концентрации. Многократно превышаются ПДК шестивалентного хрома при замене охлаждающей жидкости дизелей локомотивов. Во много раз сильнее сточных вод загрязняется почва на территории и вблизи пунктов, где производится обмывка и промывка подвижного состава.
Перевод железнодорожного транспорта с паровой тяги на электрическую и тепловозную, которыми в настоящее время выполняется практически вся поездная работа, способствовал улучшению экологической обстановки: было исключено влияние угольной пыли и вредных выбросов паровозов в атмосферу.
Дальнейшая электрификация железных дорог, т.е. замена тепловозов электровозами, позволяет исключить загрязнение воздуха отработавшими газами дизельных двигателей.
Основной путь снижения выбросов токсичных веществ тепловозами заключается в уменьшении их образования в цилиндрах двигателей. Также важное значение имеет обезвреживание отработавших газов. Принцип действия одного из очистных устройств основан на рециркуляции, газов применяемой для уменьшения концентрации окислов азота, улавливание которых представляет известную трудность. Рециркуляция заключается в том, что часть отработавших газов из выпускного патрубка перепускается во всасывающую систему дизеля. Вследствие этого происходит присадка к засасываемому свежему воздуху значительного количества отработавших газов с меньшим содержанием кислорода, в результате чего ухудшаются условия протекания реакции между кислородом и азотом воздуха. При этом выброс окислов азота снижается до 55%, однако, происходит некоторое увеличение продуктов неполного сгорания топлива (окиси углерода).
- 1. Глобальные экологические проблемы.
- 2. Понятие, строение, функции атмосферы, гидросферы и литосферы.
- 3. Понятие «биосферы», причины ее устойчивости, основные функции и структура биоты.
- 4.Техносфера. Понятие, состав и функции.
- 5. Способы и технологии производства энергии, источники энергии.
- Возобновляемые: а) топливо – торф, биогаз, дерево, отходы;
- 6. Экологический ущерб от гэс, тэс и аэс и пути решения экологических проблем.
- 7. Влияние способа производства энергии на окружающую среду и критерии оценки этого влияния. Пути решения энергосбережения.
- 8. Роль леса в жизни человека и экологические проблемы лесопользования и их решения.
- Проблемы: - уменьшение площади лесов на 1-2 % в год от вырубки, пожаров и отчуждения;
- 9. Экологические проблемы землепользования и их решение.
- 10. Загрязнения ос (воздуха воды почвы).Классификация и влияние на здоровье человека.
- 11. Экологический мониторинг (классификация и виды).
- 12.Понятие о мониторинге, его принципы, цели, задачи
- 13. Продукты сгорания (загрязнители) топлива. Технология очистки дымов.
- 14. Организационные, правовые и технические направления борьбы с загрязнением атмосферы.
- 15. Способы и аппаратура механической очистки загрязненного воздуха и дымов.
- 16. Физико- химические способы очистки загрязненного воздуха.
- 17.Направления борьбы с загрязнением атмосферы.
- 18. Компонентный состав воды, способы и методы обработки питьевой воды, схемы ее очистки.
- 19. Экологические проблемы водопользования. Проблемы: - дефицит воды;
- Загрязнение морей и океанов;
- 20. Загрязнители сточных вод, методы и схемы очистки.
- 21. Экологические проблемы водоотведения и пути их решения.
- 22. Экологические проблемы крупного города, пути оптимизации городской среды, социально-экологические условия жизни города.
- 23. Отходы. Понятие, классификация и природа их происхождения.
- 24. Факторы, определяющие степень экотоксикологического воздействия отходов и выбросов на ос и человека.
- 25. Экологические и экономические последствия накопления отходов.
- 26. Твёрдые бытовые отходы. Состав, экологические проблемы и их решение. Технология утилизации тбо.
- 27. Стратегия обработки отходов.
- 28. Основные технические направления обработки (утилизации) отходов.
- 29. Способы энергетической утилизации отходов.
- 30. Утилизация отходов в качестве первичного сырья.
- 31. Утилизация отходов, используемых в качестве компонентов.
- 32. Концепция чистого производства (технологии).
- 33. Понятие ресурса сбережения. Принципы ресурсосберегающих технологий.
- 34. Ресурсосбережение в машиностроении. Источники и направления экономии металла.
- 35. Технологические процессы получения металла из отходов. Прямая и косвенная экономии металла в машиностроении.
- 36. Цель и методы отвердения опасных и токсичных отходов.
- 37. Понятие о свалках и полигонах. Эволюция свалок и их влияние на окружающую среду.
- 38. Источники и загрязнители в цехах машиностроительного предприятия.
- 39. Экологические проблемы жд и других видов транспорта. Загрязнители и источники загрязнения.
- 40. Экологически чистый транспорт
- 41. Альтернативные источники энергии
- 42. Понятие и стадии жизненного цикла продукта и его роль при выборе технологии производства.
- 43. Выбор экоматериала.
- 44 Конструирование продукта с учетом окончания жизненного цикла продукта.
- 45. Концепция устойчивого развития мирового сообщества и условия перехода к нему.