logo search
EM

Состояние экологического маркетинга в России

Россияне в целом озабочены состоянием окружающей среды. Сегодня она волнует 78% жителей. Две трети россиян (64%) уверены, что достижение устойчивого развития России невозможно без решения экологических проблем.50

В России природоохранная деятельность корпораций стоит на четвертом месте по актуальности (после поддержки образования, здравоохранения и помощи нуждающимся).51

Важное исследование экологической ответственности российского бизнеса было проведено специалистами Всемирного фонда дикой природы (WWF). Согласно результатам исследования, 38 российских компаний (из 67 опрошенных) декларируют, что экологические факторы имеют для них очень высокий приоритет, а 28 — учитывают их при принятии деловых решений. Лишь 4 компании сказали, что их не волнуют экологические аспекты. 55 компаний подтвердили, что принимают конкретные меры по уменьшению негативного воздействия на окружающую среду. 23 компании производят товары или оказывают услуги, которые могут внести вклад в решение экологических проблем.52

Опросов населения, посвященных проблемам движения в сторону экологизации мало, поэтому особого внимания заслуживают исследования, проведенные в 2005, 2006 и 2008 г. в г. Санкт-Петербурге, одной из задач которых было выявление особенности понимания жителями города термина «экологически безопасная продукция». Для 48% петербуржцев забота о своем здоровье и забота об окружающей среде — самый важный фактор, которым они руководствуются при покупке экологически безопасной продукции. Интересно, что в опросе 2005 и 2006 г. самым важным фактором была названа забота о своем здоровье (рис. 6). 73% опрошенных готовы покупать экологически безопасные товары дороже непроверенной продукции на 10%, около 34% респондентов согласились с повышением цен на 20%.53

Население мегаполисов готово стать активным потребителем экологичных товаров, а, возможно, и услуг. По данным агентства «Комкон» 52,6% граждан России готовы платить за экологичную еду больше, чем за обычную. В Москве, согласно опросу агентства CVS Consulting, переплачивать за экопродукты согласны 70% жителей.54

Мы видим, что в России экологизация рынка набирает обороты. Глубокое системное проникновение вопросов экологии в каждый бизнес не всегда возможно, однако разная степень экологизации товара, услуги или компании — реальная задача. И ряд российских компаний ее активно решают. Мы надеемся, что в дальнейших работах мы покажем конкретные примеры и дадим дельные советы в этом новом, но быстро становящимся трендом аспекте

  1. «Экологический след» как система оценки использования человеком ресурсов окружающей среды

«Экологический след» – это условное понятие, отражающее потребление человечеством ресурсов биосферы. Это площадь (в гектарах) биологически продуктивной территории и акватории, необходимой для производства используемых нами ресурсов и поглощения и переработки наших отходов.

Почему WWF поднимает проблему уменьшения «экологического следа»?

Ответ прост: между воздействием на планету и сохранением биоразнообразия существует прямая связь. Когда более 1/3 территории суши Земли глубоко трансформировано, почти все крупные хищные млекопитающие (например, дикие кошки), птицы и растительноядные животные оказываются под угрозой исчезновения. Последствия этого для биосферы и человека опаснее самого страшного мирового  финансового кризиса.

Именно поэтому в последние годы наряду с традиционной задачей сохранения природного биологического разнообразия у нас появилась и вторая, равная по значению цель – уменьшение «экологического следа» человека в таких пределах, при которых биосфера может компенсировать влияние экономической деятельности и сохранять устойчивость.

В конце 80-х годов ХХ века суммарное воздействие человека на биосферу начало превышать ее способности к саморегуляции.

По данным 2005 года, в среднем «экологический след» жителя Земли покрывал 2,7 га, тогда как планета способна предоставить каждому лишь около 2,1 га. То есть воздействие глобальной экономики и деятельности человека почти на 30% превысили способность Земли предоставлять «экологические услуги».

«Отпечаток» жителя развитых стран в 2005 году составлял 6,4 га, т.е. в 3 раза больше, чем может предоставить биосфера! «Экологический след» в странах со средним уровнем доходов составлял 2,2 га на человека, т.е. на 0,1 га превышал средние возможности планеты. Мы, россияне, в среднем оставляем след размером 3,7 га, т.е. нам требуется 1,76 планеты. А вот жители бедных государств используют лишь 1 га