Требования к экологическим аудиторам.
Руководство по критериям квалификации аудиторов в области окружающей среды содержится в стандартах ГОСТ Р ИСО 14011-98 и ГОСТ Р ИСО 1402-98. Согласно этим документам аудитором-экологом является специалист, квалифицированный для проведения экологического аудита, ведущий аудитор-эколог управляет процедурой экологического аудита. Аудиторы должны иметь законченное высшее образование, опыт работы и быть компетентными в следующих вопросах: - наука об окружающей среде и технология охраны окружающей среды; - технические и экологические основы работы объектов и сооружений; - регламентирующие документы, нормативы, правила и др., связанные с охраной составляющей среды; - системы управления окружающей средой, правила и процедуры проведения аудитов. Аудиторы должны обладать личными качествами и навыками, позволяющими четко и понятно формулировать суждения и идеи как в устном, так и в письменном виде. Они должны уметь дипломатично и тактично задавать вопросы и внимательно и терпеливо выслушивать ответы. Аудитор должен быть объективным и независимым, обладать навыками личной организованности, необходимыми для успешного и результативного проведения аудита. Важное качество – способность с пониманием относиться к традициям и культуре того региона или страны, на территории которой находится и функционирует аудируемое предприятие. Аудиторы должны постоянно повышать свою квалификацию как на своем рабочем месте, так и в специализированных центрах
- Определение экологического менеджмента. Взаимосвязь технических, экономических, социальных и культурных аспектов в экологическом менеджменте.
- Британский стандарт в области систем экологического менеджмента bs 7750.
- Британский стандарт в области систем экологического менеджмента bs 7750
- Экологическое страхование – новая правовая мера охраны окружающей среды.
- Добровольное экологическое страхование
- Обязательное экологическое страхование
- Опасные производственные объекты
- Проблемы отечественного рынка экологического страхования
- Экологические катастрофы в России
- Экологический маркетинг, как продолжение социально-этичного маркетинга.
- Состояние экологического маркетинга в России
- Экологическая маркировка. Задачи экологической маркировки.
- Классификация экологических маркировок
- Критерии и требования к экологической маркировке. Выгода экологического сертификата для компаний.
- Этапы экологической сертификации
- Понятие системы менеджмента как инструмента управления. Цикл Деминга. Прямые и обратные взаимосвязи между элементами системы экологического менеджмента.
- Общие аудируемые признаки и свойства сэм.
- Цели и задачи оценки исходной экологической ситуации (предварительной экологической оценки), предваряющей создание сэм. Сбор и организация данных оценки.
- Понятия экологической миссии, политики и экологических целей предприятия. Требования стандарта iso 14001 к экологической политике и экологическим целям.
- Измеримость экологических целей. Внутренние и внешние показатели (индикаторы) эффективности деятельности в сэм.
- Экологическое аудирование: основные понятия и определения.
- Требования к экологическим аудиторам.
- Внутренний и внешний аудит.
- Обязательные и инициативные программы экологического аудита.
- Использование данных аудита сэм.