Измеримость экологических целей. Внутренние и внешние показатели (индикаторы) эффективности деятельности в сэм.
Измеримость цели предполагает наличие критериев (измерителей), которые позволили бы определить, достигнута ли поставленная цель и в какой степени. Если нет измерителей, очень сложно оценить результаты проделанной работы и объективно контролировать процесс.
Критерии оценки эффективности управленческих решений можно разделить на:
‑ внутренние, соответствующие показателям целей и производным от них показателям подцелей, стоящих перед предпринимательской структурой;
‑ внешние, соответствующие оцениваемым параметрам элементов внешней среды (рынок труда, потребителей, капитала; надсистема, социально-политическая среда)
-
Обоснование экологических задач и планирование деятельности в СЭМ. Планирование мероприятий и действий по предотвращению воздействия на окружающую среду. Планирование беззатратных и малозатратных мероприятий и действий. Формат программы экологического менеджмента.
Плюсы внедрения системы экологического менеджмента.
Можно выделить ряд важнейших факторов, позволяющих принять решение о внедрении системы экологического менеджмента (ISO 14001):
I. Требования законодательства РФ в области охраны окружающей среды
Действующее законодательство и механизмы контроля его соблюдения, постоянно возрастающее количество политических решений, законов, а также требования других нормативных актов внешнего происхождения (Политика банков, инвестиционных Компаний, Клиентов, и других заинтересованных сторон) и механизмов контроля соблюдения содержащихся в них требований – все это, несомненно, требует мониторинга и управления.
II. Конкурентоспособность
Экологические аспекты, связанные с продукцией и технологиями производства, играют существенную роль в конкурентоспособности Вашей Компании, как на внутреннем рынке, так и на международном. Соответствие Вашей продукции высоким требованиям международных стандартов в области охраны окружающей среды, несомненно, повысят конкурентоспособность Вашей Компании.
III. Финансы
Отрицательное влияние на успешность предприятия оказывают:
-
аварии;
-
недостатки в производственном экологическом контроле (вопросы ответственности за прошлое загрязнение, расходы на реабилитацию загрязнения, приостановление производственных операций);
-
внедрение экономических (финансовых) инструментов, таких как налоги или платежи за выбросы, сбросы и отходы, для стимулирования снижения уровня загрязнения;
-
дополнительные стимулы со стороны государства (лицензирование), банков (более привлекательные условия выдачи кредитов) и страховых компаний (более привлекательные условия страхования);
-
экономия затрат за счет внедрения методов чистого производства и повышения экологической эффективности.
IV. Внимание заинтересованных сторон, информированность и репутация
В настоящее время потребители, их организации, широкая общественность (в соответствующем регионе), третьи стороны (финансовые институты и страховые компании), а так же акционеры и сотрудники предприятий уделяют особое внимание воздействию Предприятия на окружающую среду.
Грамотно разработанная система управления охраной окружающей среды позволит Вашей Компании повысить репутацию в деловых и общественных кругах и создать имидж «зеленой» Компании.
Этапы разработки и внедрения системы экологического менеджмента:
Этап I. Проведение обучения для руководства и менеджеров Компании основным принципам системы экологического менеджмента по стандартам серии ISO 14001. Проведение вводной презентации для руководства и специалистов Вашей Организации по системе управления охраной труда и стандарту ISO 14001.
Этап II. Проведение оценки исходного состояния существующей системы экологического менеджмента Компании. Диагностическая оценка проводится с целью получения объективной информации о состоянии системы экологического менеджмента в Вашей Компании. Проведение оценки и диагностики состоит из следующих этапов:
-
анализ организационной структуры Компании (обязанности, ответственность, оценка функций и роли каждого работника);
-
определение экологических аспектов;
-
оценка мотивации и заинтересованности персонала Компании.
Результатом оценки рабочих процессов в организации является отчет о проведенной проверке, перечисляющий слабые и сильные стороны состояния системы экологического менеджмента, и содержащий рекомендации по улучшению деятельности организации, который передается руководителю Компании. Результаты диагностической оценки служат основой для дальнейшего Проекта по созданию системы экологического менеджмента.
Этап III. Идентификация законодательных и прочих требований
Идентификация законодательных и прочих нормативных требований осуществляется в соответствии с технологическими процессами Компании, а также в соответствии с выявленными опасными факторами и рисками на рабочих местах.
Этап IV. Разработка документации системы экологического менеджмента. В "стандартный" комплект документов системы экологического менеджмента входит:
-
Политика и цели в области экологии;
-
Необходимые документированные процедуры:
-
Идентификация, оценка и управление экологическими аспектами;
-
Идентификация и управление требованиями законодательных нормативно-правовых актов в области экологии;
-
Управление документацией;
-
Управление записями;
-
Обучение персонала в области охраны окружающей среды;
-
Управление операциями;
-
Планирование, разработка и управление действиями при возникновении ЧС;
-
Управление несоответствиями;
-
Корректирующие и предупреждающие действия;
-
Внутренние аудиты;
-
Анализ функционирования Системы экологического менеджмента со стороны Руководства;
-
Разработка Целей и Программ в области охраны окружающей среды;
-
Руководство СЭМ;
-
Приказы и другие распорядительные документы.
Этап V. Распределение ответственности в системе экологического менеджмента.
Этап VI. Подготовка в соответствии с требованиями стандарта ISO 14001 менеджеров и персонала, отвечающих за вопросы охраны окружающей среды и другие смежные вопросы.
Этап VII. Организация деятельности Компании в системе экологического менеджмента, включая мониторинг, операционный контроль, систему проверок и корректирующих действий, внутренний аудит.
Этап VIII. Разработка и активизация процедур анализа и пересмотра системы экологического менеджмента со стороны руководства Организации.
Этап IX. Разработка системы взаимодействия Организации с внешними заинтересованными сторонами с целью демонстрации результатов деятельности в области охраны труда и производственной безопасности.
Этап X. Проведение предсертификационного аудита системы экологического менеджмента.
Этап XI. Оказание консультационной помощи при подготовке Организации к прохождению сертификационного аудита в выбранном органе по сертификации.
-
Общий порядок и процедура сертификации СЭМ третьей стороной. Планирование подготовки предприятия к сертификации с участием внешних консультантов. Самооценка и демонстрация предприятием соответствия системы менеджмента требованиям стандарта ISO 14001. Инициативная экологическая отчетность предприятий.
Для проведения сертификации заявитель подает в Орган по сертификации заявку установленной формы. Вместе с заявкой заявитель представляет в Орган по сертификации копии следующих документов:
-
1. Информация о деятельности Заявителя (в свободной форме): время создания (или начала деятельности); состав работающих; виды деятельности; объемы выпуска продукции за предыдущий календарный год в рублях и натуральной величине.
-
2. Учредительные документы (для предприятий):
-
2а. Устав (и Изменения к уставу, при их наличии)
-
2б. Учредительный договор (или решение Учредителя)
-
2в. Решение (или выписка из протокола) о назначении директора (ген. директора)
-
3. Свидетельство о государственной регистрации предприятия (индивидуального предпринимателя)
-
4. Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц
-
5. Свидетельство о государственной регистрации субъекта малого предпринимательства (для субъектов малого предпринимательства)
-
6. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и присвоении ИНН
-
7. Справка Госкомстата о присвоении кодов ОКПО, ОКОНХ
-
8. Документы об аренде помещений (или о праве собственности на занимаемые помещения)
-
9. Организационно – функциональную структуру и штатное расписание.
-
10. Техническая документация, в соответствии с которой осуществляется деятельность предприятия.
Этапы сертификации СМК:
1. Подготовка к сертификации.
-
Планирование мероприятий по подготовке к сертификации.
-
Проведение предварительного аудита СМК с участием консультантов ИНТАРИС.
-
Определение критериев выбора сертифицирующего органа. Следует обращаться за сертификационными услугами в тот орган по сертификации, чья область аккредитации устраивает потенциальных потребителей вашей продукции.
-
Выбор сертифицирующего органа.
-
Составление и подача заявки на проведение сертификации. В заявку включаются данные о виде деятельности, количестве и месте расположения производственных или сервисных подразделений, типе необходимой сертификации (IS0 9001) и количестве сотрудников.
-
Получение коммерческого предложения от сертифицирующей организации и согласование условий договора.
-
Заключение договора с сертифицирующей организацией.
2. Передача пакета документов в сертифицирующий орган.
-
Подготовка требуемого пакета документов (в т.ч. Руководство по качеству).
-
Передача документации в сертифицирующую организацию.
3. Внешний (сертификационный) аудит.
-
Подготовка к сертификационному аудиту.
-
Проведение сертификационного аудита. Сертификационный аудит выполняется в заранее согласованные сроки аудиторами, чьи имена сообщаются заранее. Во время проведения аудита аудиторы поддерживают тесный контакт с персоналом организации и информируют его о проводимых мероприятиях, а также о любых обнаруженных несоответствиях или замечаниях с целью получения дополнительной информации или разъяснений.
-
Выявление несоответствий. После завершения аудита проводится заключительная встреча с представителями организации для обсуждения результатов аудита. Аудиторы сообщают обо всех обнаруженных несоответствиях или отклонениях от стандартов, которые требуют корректирующих воздействий.
4. Устранение несоответствий.
-
Анализ несоответствий, выявленных в процессе сертификационного аудита.
-
Внесение изменений в документацию СМК (при необходимости).
-
Передача в сертифицирующий орган пакета документов, подтверждающих принятие корректирующих мер. В случае серьезных нарушений может потребоваться повторный визит аудиторов, чтобы проверить выполнение требуемых корректирующих мероприятий.
5. Получение сертификата.
-
Оформление сертификата. После того, как все несоответствия будут устранены, сертифицирующая организация приступит к процедуре оформления необходимой документации для выдачи аккредитованного Сертификата.
-
Выдача Сертификата.
6. Инспекционный аудит.
-
Все организации, сертифицированные по IS0 9001 и другим подобным международным стандартам, должны проходить регулярный ревизионный аудит для того, чтобы подтвердить, что их система качества продолжает соответствовать требованиям стандарта.
Законодательство Российской Федерации гласит, что все юридические лица и предприниматели, являющиеся природопользователями, должны в течение соответствующего периода предоставить уполномоченным органам госконтроля предусмотренный Законом отчет по экологии относительно функционирования своей организации, предприятия либо заведения.
Каждая экологическая отчетность для малого и среднего бизнеса должна состоять из следующих документов:
-
- статистические сведения (по форме 2-ТП);
-
- отчеты о видах экологических платежей за каждый квартал;
-
- технические отчеты, которые подтверждают отсутствие изменений производственных технологий (ежегодно);
-
- отчеты о размещении, образовании, обезвреживании или использовании отходов производства.
Государственный федеральный статистический надзор по охране окружающей среды происходит на основании следующей нормативной документации:
-
- Инструкция, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 29.09.2000 г. № 90 по заполнению формы 2-ТП «Сведения об охране атмосферного воздуха»;
-
- Образец формы 2-ТП, опубликованный в Постановлении Госкомстата РФ от 13.11.2000 г. № 110 с учетом изменений, внесенных в 2002 году;
-
- Постановление Федеральной службы госстатистики от 17.01.2005 г. №1, которая закрепила указанную форму 2-ТП об отходах.
Экологическая отчетность на предприятии и порядок экологических платежей рассмотрены и регламентированы в Постановлении Правительства России от 28.08.1992 г. № 632 про утверждение определения платы и ее размеров за загрязнение отходами окружающей среды, их размещение, а также иные виды вредного влияния производства.
Экологическая отчетность для малого и среднего бизнеса, подтверждающая неизменность производственно-технологических процессов, используемого сырья и материалов должна быть составлена в полном соответствии с Приказом Ростехнадзора « 703 от 19.10.2007 г., который содержит методические рекомендации и указания о разработке проектов по нормативам, лимитирующим размещение и образование отходов.
Отчет по экологии об использовании, образовании, размещении и обезвреживании отходов регламентируется Приказом МПР № 30 от 16.02.2010 г. про утверждение Порядка контроля и предоставления отчетности об использовании, обезвреживании, образовании и размещении отходов.
Экологическая отчетность на предприятии составляется и предоставляется для рассмотрения согласно всех требований действующего законодательства РФ. К тому же, отчет по экологии должен предоставляться государственным органам надзора в определенные Законом сроки.
-
Понятие экоэффективности. Составляющие экономической эффективности экологического менеджмента: прямые внутренние эффекты (сокращение потерь, экономия и сбережение ресурсов, сокращение брака, снижение экологических платежей и штрафных санкций); системные эффекты (повышение эффективности общего менеджмента, рост культуры производства, дополнительное использование потенциала работников); рыночные эффекты (создание благоприятного имиджа предприятия, привлечение инвестиций, повышение эффективности маркетинга и рост конкурентоспособности производимой продукции и услуг, дополнительные возможности для укрепления позиций предприятия на международных рынках и т.п.).
Экологическая эффективность, согласно ISO 14031 - результаты управления экологическими аспектами организации. В английском первоисточнике это называется "environmental performance". Здесь часто указывают на неточность перевода стандартов на русский язык. Более адекватен и чаще используется в данной ситуации термин "экологическая результативность". Действительно, величина environmental performance характеризует именно результат: выполнены ли поставленные перед организацией экологические цели (целевые и плановые экологические аспекты). Экологическая результативность оперирует абсолютными значениями (например, количество кубометров потребляемой воды).
Эко-эффективность (то есть, в равной степени, эффективность эко-логическая и эко-номическая) отражает производительность природных ресурсов. Иными словами, она означает удельное воздействие организации на окружающую среду в расчете на прибыль или на производимую продукцию. Например, потребление энергии на единицу продукции или объем прибыли на тонну выброшенного в атмосферу углекислого газа. Таким образом, эко-эффективность - это относительная комплексная величина, отражающая соотношение двух абсолютных переменных: экологической и финансовой результативности. Причем, как правило, экологическая результативность стоит в знаменателе, а финансовая - в числителе:
Эко-эффективность =Финансовая результативность / Экологическая результативность
Принцип эко-эффективности появился раньше, чем системы экологического менеджмента.
Принцип эко-эффективности лежит в основе любой системы экологического менеджмента, следовательно, под "постоянным улучшением системы", о котором говорится в стандарте, подразумевается работа по увеличению эко-эффективности организации.
Экологическая результативность организации (количественное выражение воздействия на окружающую среду, выраженное в абсолютных значениях), которую, согласно ISO 14001 необходимо улучшать, является составной неотъемлемой частью ее эко-эффективности.
Оценка экологической результативности лишь позволит узнать, как выполняются отдельно взятые экологические цели, в то время как при помощи оценки эко-эффективности можно объективно посмотреть результаты работы предприятия в целом. Оценка эко-эффективности позволяет выявить, например, причины внезапного изменения экологической результативности, соотнеся ее изменением финансовых показателей. Это поможет избежать ошибок при планировании и неадекватных трактовок показателей экологической результативности.
- Определение экологического менеджмента. Взаимосвязь технических, экономических, социальных и культурных аспектов в экологическом менеджменте.
- Британский стандарт в области систем экологического менеджмента bs 7750.
- Британский стандарт в области систем экологического менеджмента bs 7750
- Экологическое страхование – новая правовая мера охраны окружающей среды.
- Добровольное экологическое страхование
- Обязательное экологическое страхование
- Опасные производственные объекты
- Проблемы отечественного рынка экологического страхования
- Экологические катастрофы в России
- Экологический маркетинг, как продолжение социально-этичного маркетинга.
- Состояние экологического маркетинга в России
- Экологическая маркировка. Задачи экологической маркировки.
- Классификация экологических маркировок
- Критерии и требования к экологической маркировке. Выгода экологического сертификата для компаний.
- Этапы экологической сертификации
- Понятие системы менеджмента как инструмента управления. Цикл Деминга. Прямые и обратные взаимосвязи между элементами системы экологического менеджмента.
- Общие аудируемые признаки и свойства сэм.
- Цели и задачи оценки исходной экологической ситуации (предварительной экологической оценки), предваряющей создание сэм. Сбор и организация данных оценки.
- Понятия экологической миссии, политики и экологических целей предприятия. Требования стандарта iso 14001 к экологической политике и экологическим целям.
- Измеримость экологических целей. Внутренние и внешние показатели (индикаторы) эффективности деятельности в сэм.
- Экологическое аудирование: основные понятия и определения.
- Требования к экологическим аудиторам.
- Внутренний и внешний аудит.
- Обязательные и инициативные программы экологического аудита.
- Использование данных аудита сэм.