20. Место и роль в производственном комплексе производственной инфраструктуры (транспорта, связи, торговли, материально-технического обслуживания).
Инфраструктурный комплекс – это совокупность отраслей и видов деятельности, создающих необходимые условия для функционирования базовых отраслей материального производства и обеспечивающих благоприятные условия жизни населения. В Беларуси на сферу услуг приходится 45,1% в производстве ВВП. В этой сфере занято 52% всех занятых в экономике. Производственная инфраструктура включает в свой состав такие отрасли как транспорт и связь, торговля и общепит, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание и др.
Удельный вес транспорта и связи в производстве ВВП Беларуси составляет 11,3%. Количество занятых в этих отраслях – около 7% от занятых в экономике. Транспортный комплекс в составе инфраструктуры Беларуси включает все виды современного транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, речной и воздушный. Решается задача создания собственного морского торгового флота. На долю транспорта приходится 56,7% всего белорусского экспорта услуг. В основном (83,3%) это услуги грузового транспорта и наибольший удельный вес в международном экспорте грузовых перевозок занимает трубопроводный транспорт, затем следуют автомобильный и железнодорожный.
Ведущую роль по объему перевезенных грузов и по перевозкам пассажиров играет автомобильный транспорт. Но по грузообороту он уступает трубопроводному и железнодорожному, по пассажирообороту – железнодорожному.
Железнодорожный транспорт является ведущим видом транспорта общего пользования в перевозках грузов и пассажиров на дальние и средние расстояния, а в пригородных – и на короткие расстояния. Если исключить из показателей грузового транспорта трубопроводный, являющийся по существу технологическим транспортом ТЭК, то на долю ЖД транспорта приходится около 20% перевозимых грузов и 74% грузооборота. По пассажирообороту даже с учетом внутригородских видов транспорта ЖД транспорт остается лидером.
Трубопроводный транспорт развивается самыми высокими темпами. По грузообороту, учитывая большие объемы транзита и дальность поставок нефти и газа из северных районов России, трубопроводный транспорт занимает первое место (58,4%) среди всех видов транспорта, по объему перевезенных грузов – второе (34,8%).
Речной транспорт в Беларуси переживает кризис. Однако имеющаяся материально-техническая база, осуществляемая реконструкция Днепро-Бугского канала, и довольно реальный проект создания Балтийско-Черноморского водного пути соединением З. Двины и Днепра открывают перед речным транспортом новые перспективы. Уже построен терминал в Мозыре для погрузки калийных удобрений, построено в Гомеле и осуществляет грузовые рейсы до порта Николаев первое судно класса река – море.
Воздушный транспорт. В Беларуси продолжают функционировать 7 аэропортов, имеющих статус международных, регулярные авиаперевозки осуществляются по 21 воздушной линии, в т.ч. по 12– в страны вне СНГ.
На первом месте среди экспортируемых Беларусью товаров находится продукция машиностроительного комплекса. Машины, оборудование и транспортные средства составляют по стоимости 25-30 % всего экспорта страны. Второе место (около 20 %) принадлежит продукции химической промышленности, третье – нефтеперерабатывающей (минеральные продукты – это главным образом нефтепродукты). Затем по удельному весу в экспорте следуют: продукция пищевой промышленности и с/х – продовольственные товары и сельхоз сырье (7-8 % экспорта); продукция легкой промышленности – текстиль и текстильные изделия, кожевенное сырье и изделия из него (около 7 %). Между традиционными отраслями специализации Беларуси в международном разделении труда в последние годы оказалась и черная металлургия. Черные, цветные металлы и изделия из них стали весомой статьей белорусского экспорта (7-8 %) благодаря вывозу проката и металлокорда Белорусского металлургического завода, имеющего современную технику и технологию.
Структура белорусского импорта отражает зависимость экономики страны и ее экспортных отраслей от привозных энергоресурсов, сырья, материалов, комплектующих изделий. Первое место (28-30 % импорта) занимают минеральные продукты (в основном нефть). На втором (19-22 %) – машины, оборудование, транспортные средства, не выпускаемые в стране. Здесь также высока доля узлов, деталей, комплектующих изделий. На третьем месте – импорт продукции химической промышленности. Высок удельный вес импорта черных и цветных металлов. Для Беларуси характерен также значительный по объему импорт продовольственных товаров и сельхозсырья – это растительные масла, сахар, зерно.
В географии импорта Беларуси, так же как и в географии экспорта, основным партнером является Россия – на ее долю приходится 65,2 % от всех импортируемых товаров. Это 100 % ввозимых нефти и природного газа, более 97 % - угля, 79 % - электроэнергии, 90 % - черных металлов, машины и оборудование, химическая продукция растительное масло, сахар, зерно и др. Из других государств – партнеров по импорту сравнительно крупными поставщиками товаров в Беларусь являются в основном близкорасположенные европейские страны: Германия (химическая и машиностроительная продукция, продовольственные товары и др.), Украина (металл, уголь, растительное масло, сахар, зерно), Польша, Италия, Литва, Франция и др.
- 6. Минеральные топливно-энергетические ресурсы Беларуси.
- 7. Водные ресурсы Беларуси.
- 8. Лесные ресурсы. Хозяйственное и природоохранное значение.
- 9. Рекреационные ресурсы Беларуси.
- 10. Общая характеристика экологической ситуации в стране и основных направлений природоохранной деятельности.
- 11. Формирование населения и его динамика.
- 12. Миграционная подвижность населения.
- 13. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал.
- 14. Уровень и качество жизни населения.
- 15. Уровень развития социальной инфраструктуры.
- 16. Понятие о производственно-экономическом потенциале Беларуси.
- 17. Промышленность – ведущий сектор в производстве товаров.
- 18. Сельское хозяйство - вторая по значимости отрасль производственного комплекса.
- 19. Место и роль в производственном комплексе строительства.
- 20. Место и роль в производственном комплексе производственной инфраструктуры (транспорта, связи, торговли, материально-технического обслуживания).
- 21. Концепция “полярности” территориальной организации Беларуси.
- 25. Характеристика нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, торфяной отраслей.
- 28. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности Беларуси.
- 29. Структура и роль в хозяйстве страны, факторы и динамика развития химической и нефтехимической промышленности.
- 40. Внешние инвестиции и их роль в развитии страны.
- 41. Подходы к экономическому районированию Беларуси в 1920-х годах.
- 42. Экономическое районирование Беларуси а.Г.Лиса в 1970-х годах: конструктивная направленность районирования, его современная оценка.
- 43. Природно-хозяйственное районирование Беларуси.
- 44. Характеристика комплексного социально-эколого-экономического районирования Беларуси на основе выделения тк.
- 45. Экономико-географическая характеристика Брестской области.
- 46. Экономико-географическая характеристика Витебской области.
- 47. Экономико-географическая характеристика Гомельской области.
- 48. Экономико-географическая характеристика Гродненской области.
- 49. Экономико-географическая характеристика Могилевской области.
- 50. Экономико-географическая характеристика Минской области и Минского городского столичного региона.