logo search
Ekologia_ekzamen_otvety

2.Структура современной экологии

Структура современной экологии. Современная экология имеет сложную и разветвленную структуру. Около 90 направлений (раз­делов и подразделов) сформировались на протяжении последних десяти­летий и представляют собой отрасли человеческой деятельности, где про­исходят процессы экологизации. Наука об окружающей среде (мегаэко-логия, общая экология, панэкология, неоэкология) объединяет два основных направления: теоретический (классический) и прикладной.  Классическая экология охватывает все разделы современной биоэколо­гии. В зависимости от уровня и предмета исследований различают аутэкологию (экология организмов), демэкологию (экология популяций), синэкологию (экология сообществ). Кроме того, сюда относятся такие направления, как палеоэкология, теория заповедного дела, основы био­индикации, радиационная экология, экологическая токсикология и др.  Осложнение взаимоотношений человека и природы обусловило появ­ление ряда прикладных экологических направлений, которых значи­тельно больше, чем в блоке классической биоэкологии. Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы, методы предо­твращения этих процессов, способы рационального природопользова­ния. Прикладная экология состоит из трех основных блоков - геоэко­логического, техноэкологического и социоэкологического, каждый из которых имеет ряд ответвлений. В частности, геоэкология изучает экологические аспекты функционирования сфер Земли (атмосферы, гидросферы, литосферы, педосферы), включает ландшафтную и геоло­гическую экологию.  Техноэкология изучает и классифицирует техногенные загрязнения окружающей среды, умение предотвращать их и бороться с последствиями негативных по отношению к природе действий человека. Она выясняет эко-логические последствия влияния разных видов хозяйс-твенной деятельности на окружающую среду. В блоке техноэкологии выделены такие направления, как стан­дартизация в сфере охраны окружающей среды и экотех­ника. Социоэкологический блок рассматривает особен­ности современных взаимоотношений общества и приро­ды и способы их гармонизации. Он охватывает экологи­ческое образование, культуру, право, политику, менедж­мент, бизнес, этническую и демографическую экологию, урбоэкологию, экологию человека.  Экономика природопользования и национальная и глобальная экополитика являются одними из основных обобщающих разделов экологии. Экономика природо­пользования изучает методы наиболее эффективного использования человеком природных условий и природных ресурсов с целью поддержания динамического равновесия биосферы.  Национальная экополитика базируется на международной стратегии устойчивого развития, провозглашенной на Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро, и учитывает национальные особенности современных экологических про­блем и подходы к их решению.     Место современной экологии и системе наук. Наука об окружающей среде объединил ав себе отдельные направления и подразделы естественных, гуманитарных и технических наук. Поэтому ее можно отнести к комплекс­ной интегрирующей науке, развивающейся на пересечении указанных трех основных научных направлений и привлекающей в научный арсенал их теоретические и практические наработки. Экология, которая по своему происхождению является естественной наукой, приобретает гуманитарно-технологические черты в процессе эволюционного развития и трансформируется в междисциплинарное направление

 

2.Каково значение экологического образования и воспитания?

Богатство природного окружения является естественной основой духовного и физического здоровья человека. Разнообразный и эстетически привлекательный природный ландшафт оказывает благотворное влияние на здоровье человека. Так, известно стимулирующее, успокаивающее и полезно-тормозящее воздействие ландшафта на состояние человека, благотворное влияние зеленых насаждений на его здоровье: повышение работоспособности, уменьшение утомляемости зрения вследствие восприятия эстетически привлекательных пейзажей, улучшение самочувствия вследствие вдыхания воздуха оптимального ионного состава, восприятия комфортного микроклимата, ароматов и запахов.

Наибольшего внимания в сфере решения экологических проблем требует развитие ценностных ориентаций, особенно у младших школьников. Все живое связано с бытием человека и потому приобрело ценностные свойства, не только практические, утилитарные, что обозначается словом «польза», но и эстетические «красота», познавательные «истина», экономические «стоимость». Живые существа с давних пор являются объектами религиозного, эстетического и нравственного отношения. На этом фоне формируется и познавательное отношение к живому.

В этой связи экологическое образование и воспитание школьников приобретают важное значение.

«Экологическим образованием называют непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей социально-природной среде.

Экологическое образование должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно также ставит своей целью формирование мировоззрения, основанного на представлении о единстве с природой» [2].

Экологическое образование имеет несколько аспектов:

Развитие в интеллектуальной сфере предполагает совершенствование способности к анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем. В эмоциональной сфере - восприятие прекрасного, оценка поведения людей по отношению к природной, социокультурной среде, здоровью.

Экологическое воспитание и образование становятся стержнем современного образования и служат ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. Сегодня особенно актуальна роль экологического образования как основы новой нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей.

Экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Дети особенно восприимчивы к добру, любознательны. Именно в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Очень важно, чтобы в этом возрасте рядом с ребенком находился умный грамотный наставник, способный развить в нем начала экологической культуры.

Основная воспитательная цель педагогов начальных классов - развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать локальные экологические проблемы. В процессе учебной деятельности учителя должны обеспечивать определенный уровень экологических знаний, получаемых учащимися, как на основных предметах, так и на факультативных курсах. Интеграция – основной принцип построения уроков.

«Технология воспитательной работы включает в себя новые подходы к организации урока в начальной школе. Она предусматривает увеличение доли практической деятельности ребенка. Используются более активные формы обучения: работа в группах или в парах, игры. Включение в процесс обучения сюжетно-ролевых и дидактических игр несет большой дидактический смысл, выполняет конкретные социальные задачи: умение общаться в коллективе, бесконфликтно решать задачи и т.д.» [1].

Принцип целостности в организации учебно-воспитательного процесса переносится и на самого ученика. Известно, что наибольший отклик в душе ребенка находит то, что кажется ему красивым и гармоничным. В связи с этим учителя практикуют уроки на лоне природы, проводят экскурсии в лес, на луг для накопления и систематизации представлений о предметах и явлениях, наблюдаемых в природе. Так в соприкосновении с природой формируется любовь к родному краю, получают развитие познавательные интересы детей, их нравственные чувства.

Среди других форм работы можно назвать экологические чтения, интеллектуальные творческие игры, встречи с интересными людьми разных профессий, работу в школьном экосаду, проведение наблюдений, постановку опытов, изготовление изделий из природного материала, занятия флористикой, просмотр фильмов о природе, прослушивание музыкальных произведений. Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.