logo search
Рыбаков

Заключение

В предложенном читателю конспекте лекций была сделана попытка показать, что угроза необратимого загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов носит глобальный характер. К основным причинам такого положения относится хозяйственная деятельность человека в сфере промышленности, транспорта, в том числе железнодорожного. Современный период развития человечества характеризуется нарастающим объемом производства, вовлечением в производственную деятельность все больших объемов природных ресурсов и ростом количества отходов, выбрасываемых в окружающую среду, что приводит к глобальному ее загрязнению и истощению природных ресурсов. Поэтому требуется искать пути выхода из опасной ситуации.

По отношению к отходам производства в настоящее время существует два противоположных подхода:

- пассивный – разбавить, рассеять и выбросить. Разбавляя выбросы и сбросы можно добиться соблюдения нормативов, но не решить проблему;

- активный – сконцентрировать, нейтрализовать и захоронить – единственный экологический путь.

В настоящих лекциях показаны оба метода, но главное внимание уделено активному методу. Для этого рассмотрены различные процессы и оборудование, применяемые для защиты окружающей среды. Главное внимание уделено основным методам и особенностям очистки отходящих газов от аэрозолей и токсичных газовых выбросов, физическим (механическим), химическим, физико-химическим и биологическим методам очистки сточных вод, переработке твердых отходов, а также способам и средствам защиты окружающей среды от энергетического воздействия.

Также при написании данного конспекта лекций была поставлена задача в сжатой форме изложить разрозненные сведения по проблеме поиска и расчета оборудования, применяемого для защиты окружающей среды, а также частично были освещены вопросы по оптимизации взаимодействия в системе «человек – окружающая среда».

Автор стремился доказать, что мы являемся пусть и мыслящей, но частичкой природы, как загрязняющей ее, так и способной спасти от нас самих. Если мы хотим управлять окружающей средой, перестраивать ее в своих интересах, то делать это можно, лишь поняв ее законы, подчинив себя им, уразумев свое могущество. Поэтому материалы данных лекций следует рассматривать как введение в проблему инженерной защиты окружающей среды как базу для изменения отношения человека к биосфере.