logo
Рыбаков

1.6.1. Влияние предприятий железнодорожного транспорта

на окружающую среду

На долю железнодорожного транспорта приходится 75% грузооборота и 40% пассажирооборота общего пользования в России. Такие объемы работ означают большое потребление природных ресурсов и соответственно выбросы загрязняющих веществ в биосферу. Выбросы только от подвижных источников составляют 1,65 млн тонн в год [2, 14, 16]. При этом основное загрязнение происходит в районах, где в качестве локомотивов используют локомотивы с дизельными силовыми установками. Поэтому очистка и нейтрализация выхлопных газов от тепловозов является достаточно актуальной проблемой.

К факторам неблагоприятного воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду относят выбросы вредных веществ в атмосферу, внешние шумы железнодорожных объектов, загрязнение почвы и водоемов.

В настоящее время железнодорожный транспорт, осваивающий огромные объемы перевозок, обладает мощным производственным потенциалом и является одним из крупнейших потребителей энергетических ресурсов. Ежегодно на тягу поездов и прочие производственные и непроизводственные нужды расходуется около 10 млрд кВт∙ч электроэнергии и более 33 млн т условного топлива. Сжигание топлива осуществляется подвижным составом и стационарными установками. Основная статья расходов составляет затраты на тягу поездов. Тепловозы, как известно, имеют дизельные двигатели, которые выбрасывают в атмосферу токсичные газы, состоящие из оксида углерода (до 10%), оксида азота (до 0,8%) и углеводородов (до 3%). Наибольшей токсичностью обладают продукты сгорания карбюраторных двигателей. В этих продуктах, кроме перечисленных ингредиентов, содержится еще свинец и незначительное количество диоксинов.

Стационарная теплоэнергетика депо, ремонтных заводов и службы гражданских сооружений расходует до 49% топлива от общего расхода топлива МПС. Однако эти службы находятся в неудовлетворительном состоянии: маломощные, с КПД на 15-20% ниже современных котлов. Все это обуславливает повышенные выбросы вредных веществ в атмосферу, таких, как оксид углерода, альдегиды, несгоревшие углеводороды, сажа, оксиды азота и серы. Происходит также тепловое загрязнение окружающей среды из-за повышенной температуры дымовых газов на выходе котлов с малым КПД.

Многие производственные процессы на различных предприятиях железнодорожного транспорта сопровождаются также загрязнением атмосферного воздуха. Наиболее пагубное воздействие на окружающую среду и здоровье людей оказывает производство на шпалопропиточных заводах, где загрязнение атмосферного воздуха происходит при остывании шпал после пропитки их антисептиком.

Приготовление в депо сухого песка для локомотивов, его транспортировка и загрузка в тепловозы сопровождается выделением в воздушную среду пыли и газообразных веществ, образующихся в процессе сжигания газа или мазута в печах сушильных камер.

На заводах и в депо при сварке деталей в воздух поступает сварочная аэрозоль, оксиды марганца, соединения кремния, фториды, фтористый водород.

Нанесение лакокрасочных покрытий сопровождается выделением в воздух паров растворителей и аэрозоля краски.

При обмывке подвижного состава в атмосферу может выделяться до 10 мг/м3 пыли, паров щелочи, карбоната натрия.

Машины химической чистки спецодежды на предприятиях железнодорожного транспорта выделяют в воздух пары различных органических соединений: трихлорэтилена, бензина, ацетона, циклогексана и изопропиленового спирта.

Путевая техника и подвижной состав, в том числе тепловозы, относятся к основным загрязнителям на железнодорожном транспорте. Один тепловоз по вредным выбросам эквивалентен 10-15 грузовым автомобилям. Он создает локальную область сильно загрязненного воздуха на территориях железнодорожных узлов, депо, сортировочных станций и других предприятий.

Кроме этого на железнодорожных предприятиях и в депо в качестве вспомогательного транспорта используют автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями, являющимися дополнительными источниками загрязнения атмосферы.