logo
Рыбаков

1.6.2. Основные процессы, протекающие при воздействии

транспорта на окружающую среду

Промышленность и транспорт оказывают на окружающую среду, отдельные экосистемы отрицательное влияние: нарушаются принципы функционирования экосистем, они могут деградировать и потерять устойчивость. Транспортные средства являются источником повышенной опасности для здоровья и жизни людей, загрязняют окружающую среду вредными выбросами, создают транспортный дискомфорт, требуют потребления природных ресурсов. Но вместе с тем транспорт несет и положительное влияние – он обеспечивает движение материальных потоков (строительство железных, автомобильных дорог, аэродромов, пристаней, создание транспортной техники, организация и управление движением транспортных средств, хранение товаров), обеспечивает комфортабельные условия жизнедеятельности людей.

В табл. 1.3 и на рис. 1.18 указаны основные виды негативного воздействия транспортного средства на окружающую среду в процессе реализации его жизненного цикла, начиная от производства черных и цветных металлов, топлива, масел и заканчивая разрушением [15]. Также в табл. 1.3 указаны и позитивные аспекты использования транспорта на жизнедеятельность людей.

Необходимо отметить, что требования к транспортным средствам в ХХ веке менялись в зависимости от ряда факторов.

В 50-е годы требования к транспортным средствам диктовались североамериканскими производителями и были ориентированы на повышение комфортности. В тот период строились автомобили больших габаритных размеров с мощным быстроходным карбюраторным двигателем, широким использованием автоматических трансмиссий и электрических сервоприводов. В 60-е годы внимание уделялось безопасности пассажиров в связи с принятием соответствующего закона в США. Сделаны шаги в направлении повышения пассивной безопасности конструкции при фронтальном столкновении.

Таблица 1.3

Влияние транспорта на жизнедеятельность людей и окружающую среду [15]

Использование транспорта в жизнедеятельности людей

Негативные аспекты воздействия транспорта на природу и человека

Развитие торговли, политических, культурных связей, расширение контактов

Нарушение газового и энергетического равновесия в атмосфере

Стимулирование научно-технического прогресса, предоставление рабочих мест

Истощение ресурсов атмосферы, полезных ископаемых, пресной воды

Вовлечение транспорта в производственные процессы и сокращение инновационных циклов при производстве товаров

Уничтожение живых организмов в дорожно-транспортных происшествиях

Ощущение свободы и независимости индивида

Отравление биологических ресурсов, в том числе растений, животных, человека

Расширение возможностей для проживания в благоприятных условиях

Усиление стрессовых нагрузок участников движения

Расширение жизненного пространства для отдельного индивида

Уменьшение жизненного пространства за счет отчуждения площадей территорий

Повышение доступности социально-бытовых услуг для потребителей

Сокращение биологической продуктивности ландшафта

Удовлетворение потребности на широкий ассортимент товаров, свежих продуктов

Нарушение гармонии городских застроек и сельских ландшафтов

Ощущение радости от быстрой езды, комфорта и удобства в неблагоприятных погодных условиях

Рост налогов и затрат, связанных с транспортом. Изменение структуры семейного бюджета

В начале 70-х годов было введено ограничение на выбросы токсических веществ с отработавшими газами. Поэтому при строительстве транспортных средств в США, Японии, а затем и Западной Европе основным приоритетом стало уменьшение выбросов СО, СхНу, NОx, сажи в отработавших газах.

С середины 70-х годов изменения в конструкциях машин связаны с мировыми нефтяными кризисами. Необходимо было повысить топливную экономичность. Следующая смена приоритетов (середина 80-х годов) продиктована ужесточением конкурентной борьбы между производителями транспорта. На первом плане – улучшение тягово-скоростных свойств за счет использования высокофорсированных двигателей внутреннего сгорания.

Рис. 1.18. Основные виды негативного воздействия транспортных

средств на окружающую среду

Дальнейшее ужесточение конкурентной борьбы привело в 90-х годах к смещению приоритетов в сторону повышения комфортабельности и пассивной безопасности конструкций за счет внедрения в массовое производство электронного управления силовым агрегатом и трансмиссией, кондиционеров, новых методов расчета и проектирования.

В конце 90-х годов основное требование – повышение безопасности за счет использования новых поколений антиблокировочных систем, совмещенных со средствами предотвращения столкновений, бортовых навигационных систем, других интеллектуальных технологий на базе развития микроэлектроники и информатики. Появилась техническая возможность снизить безопасное расстояние между движущимися транспортными средствами в 3-4 раза, информировать водителей о возможных препятствиях на маршруте, оптимизировать режимы движения применительно к складывающейся ситуации на дороге.

На рубеже веков и на среднесрочную перспективу основным является требование минимизации потребления ископаемого углеводородного топлива при обеспечении высокой транспортной эффективности, требуемого (нормативного) уровня безопасности выполнения транспортных услуг, транспортного комфорта, безвредности воздействия на окружающую среду.

Автомобильная и железная дороги как инженерные сооружения на местности нарушают природные ландшафты, изменяют режим стока поверхностных и грунтовых вод, оказывают другие негативные воздействия (табл. 1.4).

Таблица 1.4

Воздействие дороги на окружающую среду

Вид воздействия

Характеристика воздействия на окружающую среду

Изъятие местных природных ресурсов

Отчуждение земельной площади (постоянное и временное). Добыча каменных материалов, песка, грунта. Снятие почвы, дернового слоя

Изменение рельефа местности

Устройство насыпей с уположенными и рекультивированными откосами, выемок, боковых резервов. Отвалы неиспользованного грунта. Разработка сосредоточенных резервов, сочетающихся после рекультивации с естественным рельефом, глубоких карьеров

Гидротехнические работы

Осушение (дренаж) земель, болот. Регулирование стока (водоотвод). Устройство напорных водопропускных сооружений. Изменение русла водотоков. Устройство насыпей на болотах

Технологические загрязнения

Выделение минеральной пыли. Шум, вибрация строительных машин, от взрывных работ. Сток грунтовой суспензии, сточных вод. Засорение поверхности в местах временных сооружений, стоянки машин, проведения взрывных работ. Прокладка коммуникаций в придорожной полосе. Обработка дорог и придорожных полос пестицидами и противогололедными веществами

Транспортные

загрязнения

Отработавшие газы транспортных средств. Транспортный шум, вибрации. Бытовое загрязнение придорожных земель проезжающими транспортными средствами. Рекреационные нагрузки

Мероприятия, позволяющие снизить воздействие транспорта на окружающую среду:

- совершенствование нормативно-правовой базы для обеспечения экологической безопасности (устойчивого развития) промышленности и транспорта;

- создание экологически безопасных конструкций объектов транспорта, эксплуатационных, конструкционных, строительных материалов, технологий их производства;

- разработка ресурсосберегающих технологий защиты окружающей среды от транспортных загрязнений;

- разработка алгоритмов и технических средств мониторинга окружающей среды на транспортных объектах и прилегающих к ним территориях, методов управления транспортными потоками для увеличения пропускной способности;

- совершенствование системы управления природоохранной деятельностью на транспорте;

- разработка средств и методов нейтрализации вредных веществ в отработавших газах двигателей внутреннего сгорания.

Основными процессами воздействия транспорта на окружающую среду являются: горение, термогазодинамические процессы в двигателях, тепловое и химическое загрязнения, испарение и потери топлива, износ деталей, узлов машин, виброакустическое и электромагнитное излучение и др.

Тепловая машина (двигатель внутреннего сгорания) работает, взаимодействуя с атмосферой. В процессе получения полезной работы происходит выделение теплоты в окружающую среду. Известно, что КПД любой тепловой машины зависит от температуры, возникающей при сжигании топлива, и температуры холодильника, то есть окружающей среды:

, (1.69)

где Тг – температура горения топлива, К;

Тх – температура окружающей среды, К.

Таким образом, чем выше температура горения топлива, тем выше КПД. При этом повышается и тепловое загрязнение окружающей среды. Но это тепловое загрязнение незначительно и им, как правило, пренебрегают. В то же время температура горения углеводородных топлив зависит от вида топлива, количества подводимого кислорода и конструктивных особенностей двигателя внутреннего сгорания.