1.6.2. Основные процессы, протекающие при воздействии
транспорта на окружающую среду
Промышленность и транспорт оказывают на окружающую среду, отдельные экосистемы отрицательное влияние: нарушаются принципы функционирования экосистем, они могут деградировать и потерять устойчивость. Транспортные средства являются источником повышенной опасности для здоровья и жизни людей, загрязняют окружающую среду вредными выбросами, создают транспортный дискомфорт, требуют потребления природных ресурсов. Но вместе с тем транспорт несет и положительное влияние – он обеспечивает движение материальных потоков (строительство железных, автомобильных дорог, аэродромов, пристаней, создание транспортной техники, организация и управление движением транспортных средств, хранение товаров), обеспечивает комфортабельные условия жизнедеятельности людей.
В табл. 1.3 и на рис. 1.18 указаны основные виды негативного воздействия транспортного средства на окружающую среду в процессе реализации его жизненного цикла, начиная от производства черных и цветных металлов, топлива, масел и заканчивая разрушением [15]. Также в табл. 1.3 указаны и позитивные аспекты использования транспорта на жизнедеятельность людей.
Необходимо отметить, что требования к транспортным средствам в ХХ веке менялись в зависимости от ряда факторов.
В 50-е годы требования к транспортным средствам диктовались североамериканскими производителями и были ориентированы на повышение комфортности. В тот период строились автомобили больших габаритных размеров с мощным быстроходным карбюраторным двигателем, широким использованием автоматических трансмиссий и электрических сервоприводов. В 60-е годы внимание уделялось безопасности пассажиров в связи с принятием соответствующего закона в США. Сделаны шаги в направлении повышения пассивной безопасности конструкции при фронтальном столкновении.
Таблица 1.3
Влияние транспорта на жизнедеятельность людей и окружающую среду [15]
Использование транспорта в жизнедеятельности людей | Негативные аспекты воздействия транспорта на природу и человека |
Развитие торговли, политических, культурных связей, расширение контактов | Нарушение газового и энергетического равновесия в атмосфере |
Стимулирование научно-технического прогресса, предоставление рабочих мест | Истощение ресурсов атмосферы, полезных ископаемых, пресной воды |
Вовлечение транспорта в производственные процессы и сокращение инновационных циклов при производстве товаров | Уничтожение живых организмов в дорожно-транспортных происшествиях |
Ощущение свободы и независимости индивида | Отравление биологических ресурсов, в том числе растений, животных, человека |
Расширение возможностей для проживания в благоприятных условиях | Усиление стрессовых нагрузок участников движения |
Расширение жизненного пространства для отдельного индивида | Уменьшение жизненного пространства за счет отчуждения площадей территорий |
Повышение доступности социально-бытовых услуг для потребителей | Сокращение биологической продуктивности ландшафта |
Удовлетворение потребности на широкий ассортимент товаров, свежих продуктов | Нарушение гармонии городских застроек и сельских ландшафтов |
Ощущение радости от быстрой езды, комфорта и удобства в неблагоприятных погодных условиях | Рост налогов и затрат, связанных с транспортом. Изменение структуры семейного бюджета |
В начале 70-х годов было введено ограничение на выбросы токсических веществ с отработавшими газами. Поэтому при строительстве транспортных средств в США, Японии, а затем и Западной Европе основным приоритетом стало уменьшение выбросов СО, СхНу, NОx, сажи в отработавших газах.
С середины 70-х годов изменения в конструкциях машин связаны с мировыми нефтяными кризисами. Необходимо было повысить топливную экономичность. Следующая смена приоритетов (середина 80-х годов) продиктована ужесточением конкурентной борьбы между производителями транспорта. На первом плане – улучшение тягово-скоростных свойств за счет использования высокофорсированных двигателей внутреннего сгорания.
Рис. 1.18. Основные виды негативного воздействия транспортных
средств на окружающую среду
Дальнейшее ужесточение конкурентной борьбы привело в 90-х годах к смещению приоритетов в сторону повышения комфортабельности и пассивной безопасности конструкций за счет внедрения в массовое производство электронного управления силовым агрегатом и трансмиссией, кондиционеров, новых методов расчета и проектирования.
В конце 90-х годов основное требование – повышение безопасности за счет использования новых поколений антиблокировочных систем, совмещенных со средствами предотвращения столкновений, бортовых навигационных систем, других интеллектуальных технологий на базе развития микроэлектроники и информатики. Появилась техническая возможность снизить безопасное расстояние между движущимися транспортными средствами в 3-4 раза, информировать водителей о возможных препятствиях на маршруте, оптимизировать режимы движения применительно к складывающейся ситуации на дороге.
На рубеже веков и на среднесрочную перспективу основным является требование минимизации потребления ископаемого углеводородного топлива при обеспечении высокой транспортной эффективности, требуемого (нормативного) уровня безопасности выполнения транспортных услуг, транспортного комфорта, безвредности воздействия на окружающую среду.
Автомобильная и железная дороги как инженерные сооружения на местности нарушают природные ландшафты, изменяют режим стока поверхностных и грунтовых вод, оказывают другие негативные воздействия (табл. 1.4).
Таблица 1.4
Воздействие дороги на окружающую среду
Вид воздействия | Характеристика воздействия на окружающую среду |
Изъятие местных природных ресурсов | Отчуждение земельной площади (постоянное и временное). Добыча каменных материалов, песка, грунта. Снятие почвы, дернового слоя |
Изменение рельефа местности | Устройство насыпей с уположенными и рекультивированными откосами, выемок, боковых резервов. Отвалы неиспользованного грунта. Разработка сосредоточенных резервов, сочетающихся после рекультивации с естественным рельефом, глубоких карьеров |
Гидротехнические работы | Осушение (дренаж) земель, болот. Регулирование стока (водоотвод). Устройство напорных водопропускных сооружений. Изменение русла водотоков. Устройство насыпей на болотах |
Технологические загрязнения | Выделение минеральной пыли. Шум, вибрация строительных машин, от взрывных работ. Сток грунтовой суспензии, сточных вод. Засорение поверхности в местах временных сооружений, стоянки машин, проведения взрывных работ. Прокладка коммуникаций в придорожной полосе. Обработка дорог и придорожных полос пестицидами и противогололедными веществами |
Транспортные загрязнения | Отработавшие газы транспортных средств. Транспортный шум, вибрации. Бытовое загрязнение придорожных земель проезжающими транспортными средствами. Рекреационные нагрузки |
Мероприятия, позволяющие снизить воздействие транспорта на окружающую среду:
- совершенствование нормативно-правовой базы для обеспечения экологической безопасности (устойчивого развития) промышленности и транспорта;
- создание экологически безопасных конструкций объектов транспорта, эксплуатационных, конструкционных, строительных материалов, технологий их производства;
- разработка ресурсосберегающих технологий защиты окружающей среды от транспортных загрязнений;
- разработка алгоритмов и технических средств мониторинга окружающей среды на транспортных объектах и прилегающих к ним территориях, методов управления транспортными потоками для увеличения пропускной способности;
- совершенствование системы управления природоохранной деятельностью на транспорте;
- разработка средств и методов нейтрализации вредных веществ в отработавших газах двигателей внутреннего сгорания.
Основными процессами воздействия транспорта на окружающую среду являются: горение, термогазодинамические процессы в двигателях, тепловое и химическое загрязнения, испарение и потери топлива, износ деталей, узлов машин, виброакустическое и электромагнитное излучение и др.
Тепловая машина (двигатель внутреннего сгорания) работает, взаимодействуя с атмосферой. В процессе получения полезной работы происходит выделение теплоты в окружающую среду. Известно, что КПД любой тепловой машины зависит от температуры, возникающей при сжигании топлива, и температуры холодильника, то есть окружающей среды:
, (1.69)
где Тг – температура горения топлива, К;
Тх – температура окружающей среды, К.
Таким образом, чем выше температура горения топлива, тем выше КПД. При этом повышается и тепловое загрязнение окружающей среды. Но это тепловое загрязнение незначительно и им, как правило, пренебрегают. В то же время температура горения углеводородных топлив зависит от вида топлива, количества подводимого кислорода и конструктивных особенностей двигателя внутреннего сгорания.
- Ю.С. Рыбаков процессы и аппараты защиты окружающей среды
- 280202 – Инженерная защита окружающей среды Екатеринбург
- Оглавление
- Глава 1. Научные основы технологических процессов . . . 10
- 1.2.1. Теплопроводность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
- 1.4. Процессы разделения неоднородных и гетерогенных систем . . . . . . . . . 35
- Глава 2. Защита атмосферного воздуха от загрязнения . . . 61
- Глава 3. Защита водного бассейна от загрязнения . . . . . . . . . 102
- Глава 4. Утилизация и ликвидация бытовых
- Глава 5. Защита окружающей среды от энергетического
- Предисловие
- Введение
- Глава 1. Научные основы технологических процессов
- 1.1. Основные понятия и законы природоохранных технологий
- 1.1.1. Два вида переноса вещества и энергии
- Это уравнение будем называть материальным балансом. Из уравнения (1.1) видно, что в процессе производства происходит перенос массы из одних компонентов, входящих в аппарат, в другие.
- 1.1.2. Движущая сила технологического процесса
- 1.1.3. Закономерности переноса массы и энергии
- 1.1.4. Классификация и принципы оптимизации основных
- Классификация основных процессов природоохранных технологий
- 1.2. Теплообменные процессы
- 1.2.1. Теплопроводность
- 1.2.2. Конвекция
- 1.2.3. Тепловое излучение
- 1.2.4. Теплоносители и их свойства
- 1.2.5. Теплоотдача при конденсации пара
- 1.2.6. Теплопередача при кипении жидкостей
- 1.2.7. Процессы выпаривания
- 1.3. Массообменные процессы
- 1.3.1. Массопередача, массоотдача и массопроводность
- 1.3.2. Абсорбция
- 1.3.3. Ректификация
- 1.3.4. Адсорбция
- 1.3.5. Ионный обмен
- 1.3.6. Экстракция
- 1.3.7. Сушка
- 1.3.8. Кристаллизация
- 1.4. Процессы разделения неоднородных и гетерогенных систем
- 1.4.1. Классификация неоднородных и гетерогенных систем
- Классификация неоднородных и гетерогенных систем
- 1.4.2. Процессы осаждения под действием силы тяжести
- 1.4.3. Фильтрование
- 1.4.4. Коагуляция и флокуляция
- 1.4.5. Флотация
- 1.5. Химические и биохимические процессы, протекающие при очистке вод
- 1.5.1. Химические процессы
- 1.5.2. Сущность отдельных химических процессов и их роль
- 1.5.3. Биохимические процессы
- 1.6. Воздействие транспорта на окружающую среду
- 1.6.1. Влияние предприятий железнодорожного транспорта
- 1.6.2. Основные процессы, протекающие при воздействии
- 1.6.3. Характеристика топлив, используемых на объектах транспорта
- 1.6.4. Характеристика основных токсичных веществ, содержащихся
- Глава 2. Защита атмосферного воздуха от загрязнения
- 2.1. Общие вопросы защиты атмосферы от загрязнения
- 2.1.1. Источники загрязнения атмосферы
- 2.1.2. Нормирование качества атмосферного воздуха
- Предельно допустимые концентрации некоторых веществ в воздухе, мг/м3
- 2.1.3. Классификация источников загрязнения
- 2.2. Пассивные методы защиты атмосферы от загрязнения
- 2.2.1. Стадия проектирования предприятия
- 2.2.2. Инвентаризация и расчет предельно допустимых выбросов
- 2.2.3. Установление санитарно-защитной зоны вокруг предприятия
- 2.2.4. Расчет высоты трубы для рассеивания газовоздушных выбросов
- 2.3. Методы очистки отходящих газов от аэрозолей
- 2.3.1. Сухие пылеуловители
- 2.3.2. Мокрые пылеуловители
- 2.3.3. Электрофильтры
- 2.3.4. Фильтры
- 3.6. Туманоуловители
- 2.4. Очистка промышленных выбросов от токсичных газовых примесей
- 2.4.1. Метод абсорбции
- 2.4.2. Метод хемосорбции
- 2.4.3. Адсорбционные методы
- 2.4.4. Методы каталитической очистки газов
- 2.4.5. Метод термической очистки газов
- 2.5. Методы и устройства для очистки выхлопных газов карбюраторных и дизельных двигателей
- 2.5.1. Нейтрализаторы отработавших газов
- 2.5.2. Фильтры для улавливания дисперсных частиц
- 2.5.3. Использование новых рабочих процессов и видов энергоресурсов
- 2.5.4. Очистка отработавших газов при реостатных
- Глава 3. Защита водного бассейна от загрязнения
- 3.1. Общие вопросы защиты водных объектов от загрязнения
- 3.1.1. Характеристика водопользования и водопотребления
- 3.1.2. Критерии качества воды
- Критерии оценки загрязненности воды по пдк вредных веществ
- 3.1.3. Качество вод, используемых в промышленности
- 3.2. Пассивные методы защиты гидросферы от загрязнения
- 3.2.1. Особенности канализования сточных вод
- 3.2.2. Условия выпуска производственных сточных вод
- 3.2.3. Расчет предельно допустимого сброса вредных веществ
- 3.2.4. Установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос
- 3.3. Классификация сточных вод
- 3.3.1. Классификация по принципу допустимости
- 3.3.2. Классификация сточных вод по дисперсному составу примесей
- 3.3.3. Классификация сточных вод в зависимости
- 4. Механические (физические) методы очистки сточных вод
- 3.4.1. Процеживание и отстаивание примесей
- 4.2. Осветление сточных вод, улавливание жиров и нефтепродуктов
- 4.3. Фильтрование
- 4.4. Гидроциклонирование
- 3.5. Химические, физико-химические и биологические методы очистки и обезвреживания сточных вод
- 3.5.1. Химическая очистка сточных вод
- 3.5.2. Физико-химические методы очистки
- 3.5.3. Методы биологической очистки сточных вод
- 3.5.4. Методы биологической очистки сточных вод
- 3.5.5. Доочистка сточных вод
- Глава 4. Утилизация и ликвидация твердых отходов
- 4.1. Опасность отходов для окружающей природной среды
- 4.1.1. Источники возникновения твердых отходов
- 4.1.2. Классификация отходов
- 4.1.3. Нормирование допустимого количества отходов
- Классификация опасности отходов производства
- 4.2. Основные технологические принципы утилизации, обезвреживания и захоронения отходов
- 2.1. Размещение отходов
- 4.2.2. Переработка отходов на месте складирования
- 4.2.3. Переработка отходов пластических масс
- 4.2.4. Сжигание отходов
- 4.2.5. Обезвреживание и захоронение радиоактивных отходов
- 4.3. Утилизация и ликвидация осадков сточных вод
- 4.3.1. Технологический цикл обработки осадков сточных вод
- 4.3.2. Уплотнение, стабилизация и кондиционирование осадков
- 4.3.3. Обезвоживание и ликвидация осадков сточных вод
- Глава 5. Защита окружающей среды от энергетического воздействия
- 5.1. Защита окружающей среды от шума и вибраций
- 5.1.1. Шум и его характеристики
- 5.1.2. Нормирование шума
- 5.1.3. Расчет шумовых характеристик
- 5.1.4. Меры борьбы с шумовым загрязнением
- 5.2. Защита от электромагнитного загрязнения
- 5.2.1. Электромагнитное загрязнение среды и его источники
- 5.2.2. Предельно допустимые уровни электромагнитных полей
- 5.2.3. Защита от электромагнитных полей
- Заключение
- Библиографический список
- 620034, Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66 УрГупс
- Ю.С. Рыбаков
- Процессы и аппараты защиты
- Окружающей среды
- Екатеринбург