21. Концепция “полярности” территориальной организации Беларуси.
Важнейшей устойчивой закономерностью в формировании территориальной структуры хозяйства республики можно считать неослабевающий процесс территориальной концентрации производства и населения в средних, больших, крупных и крупнейших городах – промышленных центрах, расположенных на магистральных транспортных коммуникациях и в узлах их пересечения. Количество таких центров в республике колеблется от 18 до 24. В соответствии с ГСКТО-2000 к числу урбанизированных административных районов, возглавляемых крупными, большими и средними городами, образующих экономический каркас страны, отнесено 27 районов, к числу сельскохозяйственных – 38, с крупными природными комплексами – 39. Особо выделяются 14 районов с высоким уровнем радиоактивного загрязнения территорий. Следует подчеркнуть, что тенденция к концентрации экономической деятельности в уже сложившихся метрополитенских ареалах является общемировой тенденцией. Причем речь идет не о концентрации в пределах региональных территориальных систем, а именно о сосредоточении в локальных центрах. В современных условиях “возрастает роль самых сильных звеньев пространственной системы: крупных городов – центров научной, академической жизни, где сосредоточены финансовые институты и специализированные услуги”. Процесс выравнивания уровней экономического развития регионов страны будет замедленным, а дифференциация уровня развития центров регионов и их периферийных территорий будет возрастать. В этом же направлении будет влиять и фактор кризисного состояния экономики в переживаемом переходном периоде. Необходимость повышения эффективности хозяйства в сочетании с ограниченными инвестиционными ресурсами еще длительное время будут определять концентрацию средств в тех районах, где они могут дать скорейшую и большую отдачу, а это возможно именно в уже развитых многоотраслевых хозяйственных центрах. Как показывает современный ход событий, не только крупные инвестиции стремятся в развитые центры, но и вновь формирующийся малый и средний бизнес сегодня сконцентрирован в основном в Минске, областных центрах и других крупных городах. Следует ожидать также повышения концентрации хозяйственной деятельности в зонах влияния трансъевропейских транспортно-коммуникационных коридоров № 2 (Брест–Минск–граница с Россией), № 9 (Гомель–Могилев–Витебск–граница с Россией) с ответвлением № 9 В (Гомель–Жлобин–Минск–граница с Литвой), № 5 (Сарны– Лунинец–Барановичи). Эти транспортные магистрали с расположенными на них крупными центрами и узлами уже сегодня являются осями экономического каркаса страны. Но в связи с повышением роли транспорта как отрасли специализации, использующей выгодность транзитного географического положения Беларуси и экспортирующей транспортные услуги на международный рынок, потребуется реконструкция и модернизация дорожного хозяйства, организация современного, дорожного сервиса, что в свою очередь будет способствовать притяжению в транспортные коридоры инвестиций, сосредоточению здесь разных производств экспортной ориентации, а также обслуживающих отраслей. В итоге усилится степень поляризации в территориальной организации хозяйства страны: с одной стороны, увеличится концентрация экономической деятельности и населения в пределах урбанизированного каркаса, а с другой – возрастут возможности формирования уравновешивающего его экологического каркаса, что должно обеспечить устойчивость всей макро-территориальной системы в целом. Однако это обострит и без того актуальную проблему территориальной дифференциации уровня и качества жизни населения республики, проживающего на территориях, разно удаленных от центров сосредоточения социально-экономического потенциала и особенно проживающих в городской и сельской местности, в больших городах и малых.
Чтобы обеспечить благоприятную, комфортную среду жизнедеятельности для населения и на урбанизированных территориях, и на сельскохозяйственных, и на природных, необходимо осуществление как обоснованной государственной региональной политики на национальном уровне, так и квалифицированного местного управления и самоуправления по обеспечению комплексного сбалансированного развития каждого территориального подразделения страны. Для выработки оптимальной региональной политики и повышения эффективности территориальной организации хозяйственного комплекса страны в изменившихся социально-экономических условиях большое значение имеет оценка степени проблемности развития и степени инвестиционной привлекательности всех территориальных подразделений. Это еще совсем не освоенный белорусскими экономико-географами, но очень перспективный прикладной аспект экономико-географических региональных исследований. Чтобы решить те или иные общереспубликанские проблемы в регионах, необходимо повысить их инвестиционную привлекательность, оценить возможности и средства привлечения инвесторов, в том числе возможности создания новых современных форм пространственной организации высокотехнологичных производств – свободных экономических зон (СЭЗ), технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов, бизнес-центров, инновационных центров и др. Таким образом, переход страны как нового независимого государства к социально-ориентированной рыночной модели экономики ставит перед социально-экономической географией в области научного обеспечения повышения эффективности территориальной организации хозяйственного комплекса республики следующие задачи: обоснование предложений по совершенствованию АТД республики на основе выявления и учета объективно складывающихся и перспективных внутриреспубликанских территориальных социально-экономических систем разного уровня; осуществление комплексной экономико-географической диагностики социально-экономических территориальных систем разного уровня (областей, районов, городов) для оценки как степени проблемности их развития, так и степени их инвестиционной привлекательности; выявление и обоснование границ и типологии проблемных регионов для разработки государственных целевых комплексных программ развития этих регионов; и т.д.
22. Зависимость экономики Беларуси от эффективности внешнеэкономических связей. В настоящее время на развитие мировой экономики значительное влияние оказывает финансовый кризис, который затем перерос в кризис экономический. Все страны в большей или меньшей степени испытывают на себе его последствия. Повсеместно наблюдаются сокращение ВВП, рост безработицы, снижение расходов государства, рост внешнего долга. Пик кризиса уже прошел, но весь мир ожидает тяжелый период восстановления. Так, по оценкам экспертов, мировой ВВП повысится в 2010 г. только на 3,1%, как и экономика России. Экономика еврозоны прирастет лишь на 0,3%. Мировой финансово-экономический кризис показал нестабильность современного мироустройства и взаимозависимость всех стран. Меняется соотношение сил в мире. Формируются новые стратегические альянсы и экономические группировки. Возрастает роль развивающихся стран, в первую очередь, таких, как Китай и Индия. В результате кризисных явлений экспорт товаров Республики Беларусь в 2009 г. по сравнению с 2008 г. упал почти на 40%, а импорт — на 30%. Отрицательное сальдо торгового баланса составило около 7 млрд. долл. США. За последние пять лет наблюдаются почти десятикратный рост отрицательного сальдо внешнеторгового баланса Беларуси, опережение темпов роста импорта над экспортом, что создает напряженное положение в платежном балансе страны и не позволяет сформировать надежные валютные резервы. Угрозой национальной безопасности является также существенная зависимость республики от поставок энергоносителей из России. В настоящее время объем экспорта товаров на душу населения в европейских странах, близких по численности населения к Беларуси, на порядок выше. Все это свидетельствует о том, что современное состояние внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь не соответствует ее потенциальным возможностям и многие факторы задействованы не в полной мере, что в конечном итоге сказывается на развитии национальной экономики. В данной связи посткризисное развитие внешнеторговой политики Беларуси должно осуществляться путем закрепления позиций на внешних рынках, и делать это необходимо только с качественной продукцией. Именно при таком условии есть шанс завоевать новые рынки и сохранить уже приобретенные. У Беларуси имеются все предпосылки для реализации этих задач: выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; достаточно мощная строительная база; высокий научно-технический потенциал и образовательный уровень населения; сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров; многовекторные внешнеэкономические связи.
23. Научно-технический и инновационный потенциал Беларуси. Научный потенциал — совокупность ресурсов и условий осуществления научных исследований. Показатели, характеризующие научный потенциал: Наукоемкость ВВП, среднегодовая численность работников науки, доля научных работников в общей численности занятых в экономике, количество научных организаций. Научные организации делятся: Представляющие академическую науку, представляющие вузовскую науку, представляющие отраслевую науку. Институционально-правовую базу функционирования науки в Республике Беларусь составляют законы «Об основах государственной научно-технической политики», «О научной деятельности», «О Национальной академии наук Беларуси», а также Указы Президента Республики Беларусь, постановления правительства и другие нормативные правовые акты в этой сфере. Наряду с созданием законодательной базы в стране была образована организационная система научной деятельности, а также система органов государственного управления, обеспечивающих реализацию научно-технической политики: Государственный комитет по науке и технологиям, Национальная академия наук и Высшая аттестационная комиссия (ВАК). Научно-технический потенциал — это совокупность ресурсов и условий осуществления прикладных научных исследований и разработок, включая опытно-конструкторские и опытно-технологические работы. Его уровень характеризует способность обеспечивать высокие темпы НТП, «выживаемость» в условиях конкуренции. Исследователи и разработчики — важнейшая составляющая научно-технического потенциала. Важной качественной характеристикой научного и научно-технического потенциала является его структура по отраслям наук и видам затрат. Если научная деятельность представляет собой генерацию идей и знаний, а научно-техническая – опытно-конструкторскую разработку этих идей, подготовку новых технологий, то инновационная деятельность – это внедрение результатов научно-технических разработок, развитие инновационной инфраструктуры. Инновационный потенциал — это совокупность всех видов ресурсов и условий обеспечения практического освоения результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоения в производстве новой продукции и технологии. В зависимости от сферы применения выделяются следующие виды инноваций: Технологические, экологические, организационно-управленческие, институциональные, социально-политические, инновации в духовной сфере. Инновационность экономики – способность и стремление предприятий к постоянному поиску и использованию на практике результатов исследований и разработок, новых концепций, идей и изобретений. В настоящее время в стране действует система государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, включающая 9 инкубаторов, 4 научно-технологических парка, более 10 центров трансфера технологий и инновационных центров. В РБ сфера информационных технологий представлена: СП ЗАО «Международный деловой альянс», Парком высоких информационных технологий, Центром информационных технологий при БГУ. В РБ существует инновационная СЭЗ «Гомель-Ратон». В соответствии с Программой социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы основными приоритетами научно-технической и инновационной деятельности определены: Ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии и производство конкурентоспособной продукции, новые материалы и новые источники энергии, информационные и телекоммуникационные технологии, технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, промышленные биотехнологии, экология и рациональное природопользование.
24. Межотраслевые комплексы как компоненты структуры хозяйства. Отраслевая структура национальной экономики - это совокупность отраслей и видов хозяйственной деятельности, которая характеризуется их количественным соотношением и взаимосвязями. Отрасли национальной экономики - качественно однородные группы хозяйственных единиц с особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и специфической ролью в процессе расширенного воспроизводства. Традиционно в национальных экономиках выделяют три сектора: 1) сельскохозяйственный сектор, 2) промышленный сектор, 3) сектор услуг. Мировой ВВП по секторам экономики распределяется следующим образом: 5 % мирового ВВП создается в сельскохозяйственном секторе, 31 % мирового ВВП - в промышленном секторе и 64 % мирового ВВП - в секторе услуг. Среди стран с низким уровнем дохода наблюдается следующая тенденция: 23 % ВВП создается в сельскохозяйственном секторе, 33 % ВВП - в промышленном секторе и 44 % ВВП - в секторе услуг. В странах со средним уровнем дохода: 2 % - сельскохозяйственный сектор, 35 % - промышленный сектор и 54 % - сектор услуг. В странах с высоким уровнем дохода: 2 % сельскохозяйственный сектор, 32 % - промышленный сектор и 66 % - сектор услуг. В Республике Беларусь прослеживается следующая структура ВВП: 8,4 % ВВП формируется в сельскохозяйственном секторе, 40,2 % ВВП - в промышленном секторе и 51,4 % ВВП - в секторе услуг. Согласно НСУР Республики Беларусь до 2020 года прогнозируется провести структурную трансформацию национальной экономики Республики Беларусь в следующем направлении: 7 % ВВП должно формироваться в сельскохозяйственном секторе, 28 % ВВП - в промышленном секторе и 65 % ВВП должно создаваться в секторе услуг, с учетом роста производства по всем секторам национальной экономики. Хозяйственный комплекс – сложная межотраслевая система, которая отличается высоким уровнем интеграции между составляющими ее элементами (предприятиями и организациями) по потокам производимых товаров, энергии и информации. В силу этого, данная система обладает высокой энергетической экономичностью и повышенной устойчивостью по отношению к внешним факторам. В Республике Беларусь традиционно выделяют следующие комплексы, а также подкомплексы, в них входящие: Промышленный комплекс Республики Беларусь: топливно-энергетический комплекс; нефтяная промышленность,газовая промышленность, торфяная промышленность, электроэнергетика;Машиностроение и металлообработка Республики Беларусь: автомобильная промышленность, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроительная и инструментальная промышленность, приборостроение, радиотехническая промышленность, электротехническая промышленность, электронная промышленность, оптико-механическая промышленность, строительно-дорожное машиностроение. Металлургический комплекс Республики Беларусь: черная металлургия, цветная и порошковая металлургия; химическая и нефтехимическая промышленность: (производство минеральных удобрений, производство химических волокон и нитей, шинная и резинотехническая промышленность, лакокрасочная промышленность). Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность Республики Беларусь: лесозаготовительная промышленность, деревообрабатывающая промышленность, целлюлозно-бумажная промышленность, лесохимическая промышленность; легкая промышленность: (кожевенно-обувная промышленность, швейная промышленность, текстильная промышленность). Агропромышленный комплекс Республики Беларусь: сельское хозяйство: (животноводство, растениеводство; пищевая промышленность), строительный комплекс: (капитальное строительство, промышленность строительных материалов). Транспорт и связьРеспублики Беларусь: транспорт, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, воздушный транспорт, водный транспорт, трубопроводный транспорт; связь: (почтовая связь, электронная связь). Комплекс социально-культурных отраслей Республики Беларусь: образование, культура и искусство, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обслуживание.
Социально-потребительский комплекс Республики Беларусь: розничная торговли, общественное питание, бытовое обслуживание населения, жилищно-коммунальное хозяйство.
- 6. Минеральные топливно-энергетические ресурсы Беларуси.
- 7. Водные ресурсы Беларуси.
- 8. Лесные ресурсы. Хозяйственное и природоохранное значение.
- 9. Рекреационные ресурсы Беларуси.
- 10. Общая характеристика экологической ситуации в стране и основных направлений природоохранной деятельности.
- 11. Формирование населения и его динамика.
- 12. Миграционная подвижность населения.
- 13. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал.
- 14. Уровень и качество жизни населения.
- 15. Уровень развития социальной инфраструктуры.
- 16. Понятие о производственно-экономическом потенциале Беларуси.
- 17. Промышленность – ведущий сектор в производстве товаров.
- 18. Сельское хозяйство - вторая по значимости отрасль производственного комплекса.
- 19. Место и роль в производственном комплексе строительства.
- 20. Место и роль в производственном комплексе производственной инфраструктуры (транспорта, связи, торговли, материально-технического обслуживания).
- 21. Концепция “полярности” территориальной организации Беларуси.
- 25. Характеристика нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, торфяной отраслей.
- 28. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности Беларуси.
- 29. Структура и роль в хозяйстве страны, факторы и динамика развития химической и нефтехимической промышленности.
- 40. Внешние инвестиции и их роль в развитии страны.
- 41. Подходы к экономическому районированию Беларуси в 1920-х годах.
- 42. Экономическое районирование Беларуси а.Г.Лиса в 1970-х годах: конструктивная направленность районирования, его современная оценка.
- 43. Природно-хозяйственное районирование Беларуси.
- 44. Характеристика комплексного социально-эколого-экономического районирования Беларуси на основе выделения тк.
- 45. Экономико-географическая характеристика Брестской области.
- 46. Экономико-географическая характеристика Витебской области.
- 47. Экономико-географическая характеристика Гомельской области.
- 48. Экономико-географическая характеристика Гродненской области.
- 49. Экономико-географическая характеристика Могилевской области.
- 50. Экономико-географическая характеристика Минской области и Минского городского столичного региона.