logo search
Рыбаков

2.5.3. Использование новых рабочих процессов и видов энергоресурсов

В числе перспективных рабочих процессов двигателей выделяют процесс переобеднения смеси, то есть работу в диапазоне коэффициентов избытка воздуха 1,4-1,6. В этом случае даже при отсутствии нейтрализатора отработавших газов можно существенно снизить выброс токсичных веществ в широком интервале эксплуатационных нагрузок.

Существенное снижение выбросов транспортных средств можно обеспечить в случае использования альтернативных топлив (табл. 2.8).

Таблица 2.8

Выбросы вредных веществ автомобилем ГАЗ-2410 при работе

на разных топливах

Вид топлива

СО, г/км

СхНу, г/км

x ,г/км

СО2, кг/км

Бензин АИ-93

10,3

2,17

2,25

2,1

Сжиженный нефтяной газ

4,7

1,19

2,15

2,0

Сжатый природный газ

2,1

1,11

2,1

1,9

Бензин + водород

0,74

0,69

1,11

0,42

Водород

0

0

0,62

0

Метанол

6,92

1,14

1,09

0,35

Метанол + синтез-газ

1,24

0,62

0,89

0,26

Синтез-газ

0

0,1

0,57

0,19

Перспективным считается, например, применение диметилэфира (ДМЭ) в качестве топлива для городских дизельных автомобилей и автобусов. При нормальных условиях ДМЭ находится в газообразном состоянии и по физическим свойствам сходен со сжиженным нефтяным газом. При использовании ДМЭ возможна реализация в двигателе с воспламенением от сжатия эффективного процесса сгорания с очень низким уровнем выбросов вредных веществ и шума. Диметилэфир имеет период полураспада менее суток и распадается на углекислый газ и воду, не загрязняя атмосферу. Однако возникают экономические проблемы с промышленным получением этого вида моторного топлива.