logo search
МОНИТОРИНГ

2.1. Единая государственная система экологического мониторинга

В рамках Единой государственной системы экологического мониторинга решаются следующие задачи:

Создание ЕГСЭМ осуществляется на основе территориально-ведомственного принципа, предусматривающего максимальное использование возможностей уже существующих государственных и ведомственных систем мониторинга состояния окружающей природной среды, антропогенного воздействия, состояния биоты, экосистем, среды обитания человека.

С учетом установленного распределения функций между федеральными органами исполнительной власти, целей и задач экологического мониторинга в ЕГСЭМ осуществляется сопряжение на единой методической и информационной основе базовых функциональных, специальных подсистем мониторинга и систем обеспечения ЕГСЭМ.

К базовым функциональным подсистемам относятся системы мониторинга:

Указанные органы исполнительной власти их территориальные подразделения осуществляют координацию деятельности соответствующих отраслевых, ведомственных и объектовых служб мониторинга, выполняющих работы в рамках указанных базовых функциональных подсистем ЕГСЭМ, а также сбор и обобщение данных.

К специальным системам мониторинга относятся:

В ЕГСЭМ могут функционировать другие специальные системы мониторинга.

К системам обеспечения ЕГСЭМ относятся:

Конкретный механизм функционирования ЕГСЭМ определяется Положением о Единой государственной системе экологического мониторинга, утвежденным Правительством Российской Федерации, в котором определяется компетенция, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, предприятий и организаций, осуществляющих экологический мониторинг. Функционирование ЕГСЭМ осуществляется на основании Государственной программы экологического мониторинга.

ЕГСЭМ формируется на трех основных организационных уровнях – федеральном, субъектов Российской Федерации, локальном (объектном).

Территориальные системы экологического мониторинга (ТСЭМ) организуются в субъектах РФ и являются основными системообразующими элементами ЕГСЭМ (территориальными подсистемами ЕГСЭМ). Как и ЕГСЭМ в целом ТСЭМ формируются на основе базовых функциональных и специальных подсистем при участии систем обеспечения соответствующего уровня.

Кроме них на территориальном уровне функционируют локальные системы экологического мониторинга, организация которых осуществляется предприятиями и организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории субъекта РФ.

ТСЭМ строятся в субъектах РФ по унифицированным методологическим принципам с целью обеспечения сопоставимости информации между отдельными подсистемами ЕГСЭМ и включают в себя как базовую сеть мониторинга федерального уровня, так и соответствующую сеть наблюдений за объектами, представляющими интерес непосредственно для данного субъекта Российской Федерации.

ТСЭМ решает задачи ЕГСЭМ на уровне субъектов РФ с учетом:

Данные, получаемые всеми звеньями территориального уровня ЕГСЭМ, собираются в специализированных центрах базовых функциональных и специальных подсистем мониторинга. Функции основного системообразующего центра ТСЭМ выполняет региональный информационно-аналитический центр (РИАЦ) территориального органа Минприроды, информационно связанный со всеми указанными центрами.

Для контроля функционирования объектов хозяйственной деятельности организуются системы мониторинга источников воздействия на окружающую природную среду и зон их непосредственного влияния (импактный мониторинг. Предприятия и организации, осуществляющие хозяйственную деятельность, оснащаются средствами контроля воздействий на окружающую среду, производимы в процессе функционирования предприятия. Системы контроля воздействий создаются за счет средств субъектов хозяйственной деятельности, которые обеспечивают их регламентное функционирование. Указанные системы контроля подлежат аттестации по правилам, утверждаемым руководящими органами ЕГСЭМ.

Региональный уровень ЕГСЭМ может быть образован субъектами Российской Федерации для решения задач экологического мониторинга, носящих региональный характер. При этом определяются подсистемы ЕГСЭМ, участвующие в формировании региональной системы. Целесообразность создания регионального уровня ЕГСЭМ определяется:

Федеральный уровень ЕГСЭМ образован центральными органами федеральной исполнительной власти, подведомственными им научными и производственными организациями, осуществляющими функции информационно-аналитических центров ЕГСЭМ. Федеральный уровень ЕГСЭМ выполняет следующие основные функции:

Сбор, хранение и анализ обобщенной информации, поступающей от информационных звеньев функциональных подсистем мониторинга территориального уровня, а также от федеральных центров ведомственных специализированных подсистем осуществляется в информационно-управляющих федеральных центрах функциональных подсистем. Организация взаимодействия информационно-аналитических центров, обеспечение формирования банков данных ЕГСЭМ в целом осуществляется информационно-аналитической системой Минприроды (ИАС). ИАС играет координирующую роль по обеспечению сопоставимости информации, поступающей от всех звеньев ЕГСЭМ.

С целью обеспечения достоверности и сопоставимости данных в рамках ЕГСЭМ функционирует система обеспечения качества данных (СОКД), реализуемая через федеральные центры, координирующие деятельность соответствующих базовых функциональных и специальных подсистем ЕГСЭМ. Основными задачами СОКД являются следующие:

Помимо совокупности функциональных и специальных подсистем мониторинга, для полноты оценки состояния окружающей среды в рамках ЕГСЭМ на федеральном уровне обеспечивается функционирование некоторых других подсистем мониторинга, как правило, не имеющих территориального уровня. К ним, в частности, относятся:

В случае необходимости в составе ЕГСЭМ, исходя из требований экологической обстановки, могут создаваться и другие тематические системы экологического мониторинга.

ЕГСЭМ принимает участие в международных проектах и программах по мониторингу окружающей среды, осуществляет информационное взаимодействие с этими системами, проводит работы по согласованию методологии и метрологическому обеспечению мониторинга.

Информация, получаемая не всех иерархических уровнях ЕГСЭМ, является приоритетной по отношению к информации, получаемой из других источников, при подготовке и принятии решений в области охраны окружающей среды и экологической безопасности для всех органов государственного управления. Эта информация является государственной собственностью, право владения, пользования и распоряжения регламентируется соответствующими законами Российской Федерации.