2.1. Единая государственная система экологического мониторинга
В рамках Единой государственной системы экологического мониторинга решаются следующие задачи:
-
разработка программ наблюдений за состоянием окружающей природной среды на территории России;
-
организация наблюдений и проведение измерений показателей объектов экологического мониторинга;
-
обеспечение достоверных и сопоставимых данных наблюдений, как в отдельных регионах, так и по всей территории РФ;
-
сбор и обработка данных наблюдений;
-
организация хранения данных наблюдений, создание специальных банков данных;
-
гармонизация банков данных и баз экологической информации с международными эколого-информационными системами;
-
оценка и прогноз состояния объектов окружающей среды и антропогенного воздействия на них, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на изменение состояния среды обитания человека;
-
обеспечение доступности экологической информации широкому кругу потребителей, включая население, общественные движения и организации;
-
информационное обеспечение органов управления состоянием окружающей природной среды и природных ресурсов, экологической безопасностью;
-
разработка и реализация единой научно-технической политики в области экологического мониторинга.
Создание ЕГСЭМ осуществляется на основе территориально-ведомственного принципа, предусматривающего максимальное использование возможностей уже существующих государственных и ведомственных систем мониторинга состояния окружающей природной среды, антропогенного воздействия, состояния биоты, экосистем, среды обитания человека.
С учетом установленного распределения функций между федеральными органами исполнительной власти, целей и задач экологического мониторинга в ЕГСЭМ осуществляется сопряжение на единой методической и информационной основе базовых функциональных, специальных подсистем мониторинга и систем обеспечения ЕГСЭМ.
К базовым функциональным подсистемам относятся системы мониторинга:
-
состояния атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв (возглавляемая Росгидрометом);
-
антропогенных воздействий и использования природных ресурсов (Минприроды и его территориальные органы);
-
земель (Роскомнедра);
-
недр (Роскомнедра);
-
наземной флоры и фауны (Минприроды и его территориальные органы);
-
состояния среды обитания человека (Госкомсанэпиднадзор).
Указанные органы исполнительной власти их территориальные подразделения осуществляют координацию деятельности соответствующих отраслевых, ведомственных и объектовых служб мониторинга, выполняющих работы в рамках указанных базовых функциональных подсистем ЕГСЭМ, а также сбор и обобщение данных.
К специальным системам мониторинга относятся:
-
мониторинг лесов (возглавляемый Рослесхозом);
-
мониторинг водохозяйственных систем (Роскомвод);
-
мониторинг рыб, водных животных и растений (Роскомрыболовство);
-
мониторинг военных объектов (Минобороны);
-
мониторинг объектов атомной промышленности (Минатом).
В ЕГСЭМ могут функционировать другие специальные системы мониторинга.
К системам обеспечения ЕГСЭМ относятся:
-
картографическое и геодезическое обеспечение (реализуемое Роскартографии);
-
метрологическое обеспечение измерений (Госстандарт);
-
средства и системы космического мониторинга (РКА, Минобороны);
-
системы связи и коммуникаций (соответствующие федеральные органы и их территориальные подразделения).
Конкретный механизм функционирования ЕГСЭМ определяется Положением о Единой государственной системе экологического мониторинга, утвежденным Правительством Российской Федерации, в котором определяется компетенция, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, предприятий и организаций, осуществляющих экологический мониторинг. Функционирование ЕГСЭМ осуществляется на основании Государственной программы экологического мониторинга.
ЕГСЭМ формируется на трех основных организационных уровнях – федеральном, субъектов Российской Федерации, локальном (объектном).
Территориальные системы экологического мониторинга (ТСЭМ) организуются в субъектах РФ и являются основными системообразующими элементами ЕГСЭМ (территориальными подсистемами ЕГСЭМ). Как и ЕГСЭМ в целом ТСЭМ формируются на основе базовых функциональных и специальных подсистем при участии систем обеспечения соответствующего уровня.
Кроме них на территориальном уровне функционируют локальные системы экологического мониторинга, организация которых осуществляется предприятиями и организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории субъекта РФ.
ТСЭМ строятся в субъектах РФ по унифицированным методологическим принципам с целью обеспечения сопоставимости информации между отдельными подсистемами ЕГСЭМ и включают в себя как базовую сеть мониторинга федерального уровня, так и соответствующую сеть наблюдений за объектами, представляющими интерес непосредственно для данного субъекта Российской Федерации.
ТСЭМ решает задачи ЕГСЭМ на уровне субъектов РФ с учетом:
-
мониторинга объектов как по показателям, имеющим общефедеральное значение, так и по специфичным для данной территории;
-
выработки обобщенной информации для обеспечения информационных систем верхнего уровня иерархии (регионального, федерального).
Данные, получаемые всеми звеньями территориального уровня ЕГСЭМ, собираются в специализированных центрах базовых функциональных и специальных подсистем мониторинга. Функции основного системообразующего центра ТСЭМ выполняет региональный информационно-аналитический центр (РИАЦ) территориального органа Минприроды, информационно связанный со всеми указанными центрами.
Для контроля функционирования объектов хозяйственной деятельности организуются системы мониторинга источников воздействия на окружающую природную среду и зон их непосредственного влияния (импактный мониторинг. Предприятия и организации, осуществляющие хозяйственную деятельность, оснащаются средствами контроля воздействий на окружающую среду, производимы в процессе функционирования предприятия. Системы контроля воздействий создаются за счет средств субъектов хозяйственной деятельности, которые обеспечивают их регламентное функционирование. Указанные системы контроля подлежат аттестации по правилам, утверждаемым руководящими органами ЕГСЭМ.
Региональный уровень ЕГСЭМ может быть образован субъектами Российской Федерации для решения задач экологического мониторинга, носящих региональный характер. При этом определяются подсистемы ЕГСЭМ, участвующие в формировании региональной системы. Целесообразность создания регионального уровня ЕГСЭМ определяется:
-
необходимостью оценки состояния природных объектов, анализа природных процессов и экологически неблагоприятных явлений, когда их границы не совпадают с границами субъектов РФ;
-
сложившейся структурой территориальных органов ряда ведомств;
-
целесообразностью создания мощных региональных функциональных органов, способных обслуживать ряд субъектов РФ.
Федеральный уровень ЕГСЭМ образован центральными органами федеральной исполнительной власти, подведомственными им научными и производственными организациями, осуществляющими функции информационно-аналитических центров ЕГСЭМ. Федеральный уровень ЕГСЭМ выполняет следующие основные функции:
-
интеграции экологической информации, получаемой на уровне субъектов РФ и на федеральном уровне ведомственных систем;
-
информационной поддержки процедур подготовки и принятия решений в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, осуществляемыми федеральными органами исполнительной и представительной власти;
-
информирование населения и общественности России об основных показателях, характеризующих экологическую обстановку на территории страны, и крупномасштабных тенденциях ее изменения;
-
обеспечение требуемого качества данных, получаемых на всех уровнях ЕГСЭМ;
-
обеспечение функционирования специальных систем мониторинга, не имеющих территориального и регионального уровней;
-
обеспечение участия РФ в международных, в том числе глобальных системах экологического мониторинга.
Сбор, хранение и анализ обобщенной информации, поступающей от информационных звеньев функциональных подсистем мониторинга территориального уровня, а также от федеральных центров ведомственных специализированных подсистем осуществляется в информационно-управляющих федеральных центрах функциональных подсистем. Организация взаимодействия информационно-аналитических центров, обеспечение формирования банков данных ЕГСЭМ в целом осуществляется информационно-аналитической системой Минприроды (ИАС). ИАС играет координирующую роль по обеспечению сопоставимости информации, поступающей от всех звеньев ЕГСЭМ.
С целью обеспечения достоверности и сопоставимости данных в рамках ЕГСЭМ функционирует система обеспечения качества данных (СОКД), реализуемая через федеральные центры, координирующие деятельность соответствующих базовых функциональных и специальных подсистем ЕГСЭМ. Основными задачами СОКД являются следующие:
-
координация разработки, унификации и стандартизации методик анализа объектов мониторинга и технических средств, позволяющих реализовать эти методики;
-
обеспечение функционирования единой системы внешнего контроля качества аналитических работ;
-
координация работ по сертификации и аттестации звеньев мониторинга;
-
научно-методическое и организационное руководство системой обеспечения качества данных на территориальном уровне;
-
метрологическое обеспечение средств измерения, проводимых в рамках ЕГСЭМ.
Помимо совокупности функциональных и специальных подсистем мониторинга, для полноты оценки состояния окружающей среды в рамках ЕГСЭМ на федеральном уровне обеспечивается функционирование некоторых других подсистем мониторинга, как правило, не имеющих территориального уровня. К ним, в частности, относятся:
-
подсистема мониторинга дальнего (трансграничного) переноса загрязняющих воздух веществ;
-
подсистема комплексного фонового мониторинга на территории биосферных заповедников;
-
подсистема мониторинга озонового слоя;
-
подсистема мониторинга гелиогеофизической, в частности, ионосферно-магнитной обстановки;
-
подсистема геокриологического мониторинга.
В случае необходимости в составе ЕГСЭМ, исходя из требований экологической обстановки, могут создаваться и другие тематические системы экологического мониторинга.
ЕГСЭМ принимает участие в международных проектах и программах по мониторингу окружающей среды, осуществляет информационное взаимодействие с этими системами, проводит работы по согласованию методологии и метрологическому обеспечению мониторинга.
Информация, получаемая не всех иерархических уровнях ЕГСЭМ, является приоритетной по отношению к информации, получаемой из других источников, при подготовке и принятии решений в области охраны окружающей среды и экологической безопасности для всех органов государственного управления. Эта информация является государственной собственностью, право владения, пользования и распоряжения регламентируется соответствующими законами Российской Федерации.
- Тема 1. Мониторинг как многоцелевая информационная система
- Тема 2. Организация системы мониторинга окружающей природной среды природной среды в России
- 2.1. Единая государственная система экологического мониторинга
- 2.2. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- Тема 3. Общие сведения о методах наблюдений
- 3.1. Контактные методы наблюдений
- 3.2. Дистанционные наблюдения
- 3.3. Биологические методы наблюдений
- Тема 4. Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха
- 4.1. Организация сети наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха
- 4.2. Выбор места контроля загрязнения и поиск его источника с целью первичной оценки и/или отбора проб
- 4.3. Виды проб
- 4.4. Отбор проб воздуха
- Общие требования к отбору проб воздуха
- 4.5. Стабилизация и хранение проб воздуха
- 4.6. Проведение наблюдений за загрязнением атмосферы на стационарных постах
- 4.7. Проведение наблюдений за загрязнением атмосферы на маршрутных постах
- 4.8. Проведение наблюдений за загрязнением атмосферы на передвижных (подфакельных) постах
- 4.9. Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха автотранспортом
- 4.10. Наблюдения за радиоактивным загрязнением атмосферного воздуха
- 4.11. Мониторинг загрязнения снежного покрова
- 4.12. Наблюдения за фоновым состоянием атмосферы
- 4.13. Обобщение результатов наблюдений за уровнем загрязнения атмосферы
- Форма титульного листа таблицы тза-1 Государственный комитет рф по гидрометеорологии
- Форма титульного листа таблицы тза-1 Государственный комитет рф по гидрометеорологии
- Тема 5. Наблюдения загрязнением природных вод
- 5.1. Формирование сети пунктов контроля качества поверхностных вод
- 5.2. Отбор проб воды
- 5.3. Отбор проб донных отложений
- 5.4. Наблюдения за загрязнением морских вод
- 5.5. Наблюдение за качеством природных вод с помощью комплексных лабораторий
- 5.6. Стабилизация и хранение проб воды
- 5.7. Наблюдение за радиоактивным загрязнением природных вод
- 5.8. Обобщение результатов наблюдений за загрязнением природных вод
- Тема 6. Наблюдения за загрязнением почв
- 6.1. Обобщенная программа мониторинга загрязнения почв
- 6.2. Отбор, стабилизация и хранение проб почвы
- 6.3. Контроль за загрязнением почв пестицидами
- 6.4. Контроль промышленного загрязнения почв
- 6.5. Контроль за радиоактивным загрязнением почв
- 6.6. Обобщение результатов наблюдений за загрязнением почв
- Тема 7. Оценка состояния загрязнения окружающей среды
- 7.1. Критерии качества окружающей среды
- 7.2. Оценка загрязнения атмосферного воздуха
- 7.3. Оценка загрязнения поверхностных вод
- 7.4. Нормирование выбросов (сбросов)
- 7.5. Оценка загрязнения почв
- 7.6. Оценка пространственных масштабов загрязнения
- Тема 8. Основы прогнозирования загрязнения окружающей природной среды
- 8.1. Основные виды и прогнозов методы прогнозирования
- 8.2. Прогноз загрязнения атмосферы
- 8.3. Прогноз загрязнения водных ресурсов
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Содержание
- Тема 5. Наблюдения загрязнением природных вод……………………………...41
- Тема 6. Наблюдения за загрязнением почв………………………………………60
- Тема 7. Оценка состояния загрязнения окружающей среды…………………….71
- Тема 8. Основы прогнозирования загрязнения окружающей природной