Тема 1. Мониторинг как многоцелевая информационная система
Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию:
-
о состоянии окружающей среды;
-
о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния (т.e. об источниках и факторах воздействия);
-
о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом;
-
о существующих резервах биосферы.
Таким образом, в систему экологического мониторинга входят наблюдения за состоянием элементов биосферы и наблюдения за источниками и факторами антропогенного воздействия.
Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды в РФ в 1995 г.» определяет экологический мониторинг в РФ как комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей природной среды и экологической безопасностью.
В соответствии с приведенными определениями и возложенными на систему функциями мониторинг включает три основных направления деятельности:
-
наблюдения за факторами воздействия и состоянием среды;
-
оценку фактического состояния среды;
-
прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния.
Следует принять во внимание, что сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой для принятия экологически значимых решений информации. Термин контроль, нередко употребляемый в литературе для описания аналитического определения тех или иных параметров (например, контроль состава атмосферного воздуха, контроль качества воды водоемов), следует использовать только в отношении деятельности, предполагающей принятие активных регулирующих мер. «Толковый словарь по охране природы» определяет экологический контроль следующим образом: это деятельность государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил. Различают государственный, производственный и общественный экологический контроль.
В природоохранительном законодательстве государственная служба мониторинга определена фактически как часть общей системы экологического контроля.
Наиболее универсальным подходом к определению структуры системы мониторинга антропогенный изменений природной среды является его разделение на блоки:
Рис.1. Блок-схема системы мониторинга.
Существуют различные подходы к классификации мониторинга (по характеру решаемых задач, по уровням организации, по природным средам, за которыми ведутся наблюдения). Отраженная на рис. 2 классификация охватывает весь блок экологического мониторинга, наблюдения за меняющейся абиотической составляющей биосферы и ответной реакцией экосистем на эти изменения. Таким образом, экологический мониторинг включает как геофизические, так и биологические аспекты, что определяет широкий спектр методов и приемов исследований, используемых при его осуществлении.
Рис.2. Классификация экологического мониторинга.
Сегодня сеть наблюдений за источниками воздействия и за состоянием биосферы охватывает уже весь земной шар. Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС) была создана совместными усилиями мирового сообщества (основные положения и цели программы были сформулированы в 1974 году на Первом межправительственном совещании по мониторингу). Первоочередной задачей была признана организация мониторинга загрязнения окружающей природной среды и вызывающих его факторов воздействия.
Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях, которым соответствуют специально разработанные программы:
-
импактном (изучение сильных воздействий в локальном масштабе);
-
региональном (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона);
-
фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность).
Программа импактного мониторинга может быть направлена, например, на изучение сбросов или выбросов конкретного предприятия. Предметом регионального мониторинга, как следует из самого его названия, является состояние окружающей среды в пределах того или иного региона. Наконец, фоновый мониторинг, осуществляемый в рамках международной программы «Человек и биосфера», имеет целью зафиксировать фоновое состояние окружающей среды, что необходимо для дальнейших оценок уровней антропогенного воздействия.
Программы наблюдений формируются по принципу выбора приоритетных (подлежащих первоочередному определению) загрязняющих веществ и интегральных (отражающих группу явлений, процессов или веществ) характеристик. Классы приоритетности загрязняющих веществ, установленные экспертным путем и принятые в системе ГСМОС, приведены в табл. 1.
Таблица 1
Классификация загрязняющих веществ по классам приоритетности, принятая в системе ГСМОС
Класс | Загрязняющее вещество | Среда | Тип программы (уровень мониторинга) |
1 | Диоксид серы, взвешенные частицы | Воздух | И, Р, Ф |
Радионуклиды | Пища | И, Р | |
2 | Озон | Воздух | И (тропосфера), Ф (стратосфера) |
Хлорорганические соединения и диоксины | Биота, человек | И, Р | |
Кадмий | Пища, вода, человек | И | |
3 | Нитраты, нитриты | Вода, пища | И |
Оксиды азота | Воздух | И | |
4 | Ртуть | Пища, вода | И, Р |
Свинец | Воздух, пища | И | |
Диоксид углерода | Воздух | Ф | |
5 | Оксид углерода | Воздух | И |
Углеводороды нефти | Морская вода | Р, Ф | |
6 | Фториды | Пресная вода | И |
7 | Асбест | Воздух | И |
Мышьяк | Питьевая сода | И | |
8 | Микробиологические загрязнения | Пища | И, Р |
Реакционноспособные загрязнения | Воздух | И |
Определение приоритетов при организации систем мониторинга зависит от цели и задач конкретных программ: так, в территориальном масштабе приоритет государственных систем мониторинга отдан городам, источникам питьевой воды и местам нерестилищ рыб; в отношении сред наблюдений первоочередного внимания заслуживают атмосферный воздух и вода пресных водоемов. Приоритетность ингредиентов определяется с учетом критериев, отражающих токсические свойства загрязняющих веществ, объемы их поступления в окружающую среду, особенности их трансформации, частоту и величину воздействия на человека и биоту, возможность организации измерений и другие факторы.
- Тема 1. Мониторинг как многоцелевая информационная система
- Тема 2. Организация системы мониторинга окружающей природной среды природной среды в России
- 2.1. Единая государственная система экологического мониторинга
- 2.2. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- Тема 3. Общие сведения о методах наблюдений
- 3.1. Контактные методы наблюдений
- 3.2. Дистанционные наблюдения
- 3.3. Биологические методы наблюдений
- Тема 4. Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха
- 4.1. Организация сети наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха
- 4.2. Выбор места контроля загрязнения и поиск его источника с целью первичной оценки и/или отбора проб
- 4.3. Виды проб
- 4.4. Отбор проб воздуха
- Общие требования к отбору проб воздуха
- 4.5. Стабилизация и хранение проб воздуха
- 4.6. Проведение наблюдений за загрязнением атмосферы на стационарных постах
- 4.7. Проведение наблюдений за загрязнением атмосферы на маршрутных постах
- 4.8. Проведение наблюдений за загрязнением атмосферы на передвижных (подфакельных) постах
- 4.9. Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха автотранспортом
- 4.10. Наблюдения за радиоактивным загрязнением атмосферного воздуха
- 4.11. Мониторинг загрязнения снежного покрова
- 4.12. Наблюдения за фоновым состоянием атмосферы
- 4.13. Обобщение результатов наблюдений за уровнем загрязнения атмосферы
- Форма титульного листа таблицы тза-1 Государственный комитет рф по гидрометеорологии
- Форма титульного листа таблицы тза-1 Государственный комитет рф по гидрометеорологии
- Тема 5. Наблюдения загрязнением природных вод
- 5.1. Формирование сети пунктов контроля качества поверхностных вод
- 5.2. Отбор проб воды
- 5.3. Отбор проб донных отложений
- 5.4. Наблюдения за загрязнением морских вод
- 5.5. Наблюдение за качеством природных вод с помощью комплексных лабораторий
- 5.6. Стабилизация и хранение проб воды
- 5.7. Наблюдение за радиоактивным загрязнением природных вод
- 5.8. Обобщение результатов наблюдений за загрязнением природных вод
- Тема 6. Наблюдения за загрязнением почв
- 6.1. Обобщенная программа мониторинга загрязнения почв
- 6.2. Отбор, стабилизация и хранение проб почвы
- 6.3. Контроль за загрязнением почв пестицидами
- 6.4. Контроль промышленного загрязнения почв
- 6.5. Контроль за радиоактивным загрязнением почв
- 6.6. Обобщение результатов наблюдений за загрязнением почв
- Тема 7. Оценка состояния загрязнения окружающей среды
- 7.1. Критерии качества окружающей среды
- 7.2. Оценка загрязнения атмосферного воздуха
- 7.3. Оценка загрязнения поверхностных вод
- 7.4. Нормирование выбросов (сбросов)
- 7.5. Оценка загрязнения почв
- 7.6. Оценка пространственных масштабов загрязнения
- Тема 8. Основы прогнозирования загрязнения окружающей природной среды
- 8.1. Основные виды и прогнозов методы прогнозирования
- 8.2. Прогноз загрязнения атмосферы
- 8.3. Прогноз загрязнения водных ресурсов
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Содержание
- Тема 5. Наблюдения загрязнением природных вод……………………………...41
- Тема 6. Наблюдения за загрязнением почв………………………………………60
- Тема 7. Оценка состояния загрязнения окружающей среды…………………….71
- Тема 8. Основы прогнозирования загрязнения окружающей природной