logo
МОНИТОРИНГ

4.7. Проведение наблюдений за загрязнением атмосферы на маршрутных постах

Маршрутный пост наблюдений предназначен для регулярного отбора проб воздуха в фиксированной точке местности при наблюдениях, которые проводятся с помощью передвижной аппаратуры. В качестве передвижного поста используют автолабораторию «Атмосфера II», смонтированную на кузове автофургона типа УАЗ-452А (либо другого автомобиля).

Салон автофургона разделен стенкой на два отсека: приборный и вспомогательный. В приборном отсеке размещено оборудование для отбора проб воздуха на газовые примеси, сажу, пыль, измерительный пульт анерумбометра М-49 и пульт управления. Во вспомогательном отсеке размещены датчики температуры и влажности, распределительный щит, кабель на катушке, аккумуляторные батареи и другое оборудование.

На крыше автофургоне укреплена съемная платформа, на которой размещены: ящик с датчиком скорости и направления ветра, мачта для установки в рабочее положение датчиков и выносная штанга для крепления датчиков температуры, влажности и анерумбометра. Отбор проб воздуха на газовые примеси производится на высоте 2,6 м от уровня земли. Оба канала отбора проб оборудованы общим нагревателем, включаемым при температурах наружного воздуха ниже 50С. Терморегулятор обеспечивает автоматическое поддержание температуры пробы не ниже 50С.

В лаборатории «Атмосфера II» используются полуколичественные переносные приборы-индикаторы, предназначенные для определения содержания SO2 и H2S («Атмосфера-1») и Cl2 и О3 («Атмосфера-2») в атмосферном воздухе.

Производительность автолаборатории составляет около 5000 отборов проб в год, в день можно произвести отбор 8-10 проб воздуха, что соответствует 4-5 точкам на маршруте, по которому передвигается пост в городе. Порядок объезда маршрутных постов ежемесячно меняется таким образом, чтобы отбор проб в каждом пункте проводился в разное время суток. Например, в первый месяц машина объезжает посты в порядке возрастания номеров, во втором – в порядке их убывания, а в третий – с середины маршрута к концу и от начала к середине.

На маршрутных постах проводятся наблюдения за основными загрязняющими веществами и специфическими веществами, характерными для выбросов данного населенного пункта.