2.2. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
В 2000 г. Правительством Российской Федерации было утверждено Постановление о создании Государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (ГСН). ГСН была организована для наблюдения за происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими и биологическими процессами, уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям) и последствиями этого влияния на растительный и животный мир и обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде, предупреждениями и прогнозами ее состояния.
ГСН осуществляется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерством природных ресурсов Российской Федерации при участии других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации через систему стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, расположенных в различных природно - климатических районах, городах и промышленных центрах и на водных объектах (включая водохранилища и каналы) с различной антропогенной нагрузкой, средств наблюдений авиакосмического и морского базирования (государственную и ведомственные наблюдательные сети).
Основными задачами ГСН являются:
-
обеспечение проведения наблюдений за состоянием окружающей природной среды, оценка происходящих в ней изменений и прогнозирование следующих опасных явлений и факторов:
-
стихийные бедствия, обусловленные погодно – климатическими причинами (наводнения, ураганные ветры, засухи, сели, лавины и т.д.);
-
неблагоприятные природные условия для отдельных направлений хозяйственной деятельности (сельское, лесное и водное хозяйство, энергетика, строительство, транспорт и т.д.);
-
антропогенные изменения состояния окружающей природной среды, в том числе ее химическое, радиоактивное и тепловое загрязнение, физические, химические и биологические (для водных объектов) процессы;
-
изменение естественного состава природных сред;
-
изменение климата;
-
обеспечение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления данными о фактическом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, а также информацией о происходящих и прогнозируемых изменениях в ее состоянии;
-
обеспечение органов и организаций, входящих в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оперативной фактической и прогностической информацией о состоянии окружающей природной среды в целях обеспечения безопасности населения и снижения ущерба экономике от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-
обеспечение государственного санитарно – эпидемиологического надзора Российской Федерации необходимой информацией о состоянии окружающей природной среды для решения задач социально - гигиенического мониторинга;
-
обеспечение специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды необходимой информацией для комплексного анализа и оценки состояния окружающей природной среды и использования природных ресурсов;
-
обеспечение заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде, предупреждениями и прогнозами ее состояния;
-
организация согласованного функционирования ведомственных и территориальных наблюдательных сетей с целью комплексной оценки и прогноза происходящих в ней изменений;
-
обеспечение необходимой полноты и достоверности информации о состоянии окружающей природной среды и сопоставимости этой информации на всей территории страны, оптимизация использования наземных, авиационных и космических систем наблюдений;
-
представление необходимой информации в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, иные фонды и банки данных о состоянии окружающей природной среды;
-
обеспечение согласованного функционирования ведомственных и территориальных наблюдательных сетей за состоянием окружающей природной среды с аналогичными международными и национальными системами.
Для получения специализированной информации о состоянии окружающей природной среды органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления могут формироваться территориальные наблюдательные сети. Порядок и условия согласованного функционирования территориальных наблюдательных сетей в рамках государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды определяются совместным решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией или органов местного самоуправления и федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
Территориальные органы Министерства природных ресурсов РФ совместно с территориальными органами Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.
Финансирование деятельности государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с установленной им компетенцией мониторинг состояния окружающей природной среды, и в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников центральных аппаратов и их территориальных органов.
- Тема 1. Мониторинг как многоцелевая информационная система
- Тема 2. Организация системы мониторинга окружающей природной среды природной среды в России
- 2.1. Единая государственная система экологического мониторинга
- 2.2. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- Тема 3. Общие сведения о методах наблюдений
- 3.1. Контактные методы наблюдений
- 3.2. Дистанционные наблюдения
- 3.3. Биологические методы наблюдений
- Тема 4. Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха
- 4.1. Организация сети наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха
- 4.2. Выбор места контроля загрязнения и поиск его источника с целью первичной оценки и/или отбора проб
- 4.3. Виды проб
- 4.4. Отбор проб воздуха
- Общие требования к отбору проб воздуха
- 4.5. Стабилизация и хранение проб воздуха
- 4.6. Проведение наблюдений за загрязнением атмосферы на стационарных постах
- 4.7. Проведение наблюдений за загрязнением атмосферы на маршрутных постах
- 4.8. Проведение наблюдений за загрязнением атмосферы на передвижных (подфакельных) постах
- 4.9. Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха автотранспортом
- 4.10. Наблюдения за радиоактивным загрязнением атмосферного воздуха
- 4.11. Мониторинг загрязнения снежного покрова
- 4.12. Наблюдения за фоновым состоянием атмосферы
- 4.13. Обобщение результатов наблюдений за уровнем загрязнения атмосферы
- Форма титульного листа таблицы тза-1 Государственный комитет рф по гидрометеорологии
- Форма титульного листа таблицы тза-1 Государственный комитет рф по гидрометеорологии
- Тема 5. Наблюдения загрязнением природных вод
- 5.1. Формирование сети пунктов контроля качества поверхностных вод
- 5.2. Отбор проб воды
- 5.3. Отбор проб донных отложений
- 5.4. Наблюдения за загрязнением морских вод
- 5.5. Наблюдение за качеством природных вод с помощью комплексных лабораторий
- 5.6. Стабилизация и хранение проб воды
- 5.7. Наблюдение за радиоактивным загрязнением природных вод
- 5.8. Обобщение результатов наблюдений за загрязнением природных вод
- Тема 6. Наблюдения за загрязнением почв
- 6.1. Обобщенная программа мониторинга загрязнения почв
- 6.2. Отбор, стабилизация и хранение проб почвы
- 6.3. Контроль за загрязнением почв пестицидами
- 6.4. Контроль промышленного загрязнения почв
- 6.5. Контроль за радиоактивным загрязнением почв
- 6.6. Обобщение результатов наблюдений за загрязнением почв
- Тема 7. Оценка состояния загрязнения окружающей среды
- 7.1. Критерии качества окружающей среды
- 7.2. Оценка загрязнения атмосферного воздуха
- 7.3. Оценка загрязнения поверхностных вод
- 7.4. Нормирование выбросов (сбросов)
- 7.5. Оценка загрязнения почв
- 7.6. Оценка пространственных масштабов загрязнения
- Тема 8. Основы прогнозирования загрязнения окружающей природной среды
- 8.1. Основные виды и прогнозов методы прогнозирования
- 8.2. Прогноз загрязнения атмосферы
- 8.3. Прогноз загрязнения водных ресурсов
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Содержание
- Тема 5. Наблюдения загрязнением природных вод……………………………...41
- Тема 6. Наблюдения за загрязнением почв………………………………………60
- Тема 7. Оценка состояния загрязнения окружающей среды…………………….71
- Тема 8. Основы прогнозирования загрязнения окружающей природной