logo search
UP_EPP_Kulagina

Экономические рычаги природопользования

Таблица 9.

Меры ответственности (наказующие рычаги)

Меры поощрения (стимулирующие рычаги)

  • платное природопользование;

  • платежи за потребление природных ресурсов (нормативное и сверхнормативное);

  • плата за сбросы, выбросы, захоронение отходов и др. загрязнение окружающей среды (лимитное и сверхлимитное);

  • штрафы за нарушение природоохранного законодательства, за нарушение норм и правил рационального природопользования;

  • возмещение нанесенного ущерба государству, природе, другим природопользователям;

  • льготное налогообложение экологически чистой продукции, создания природоохранной технологии, развития природоохранной и безотходной технологии;

  • за использование вторичных ресурсов и др. деятельность, обеспечивающую экологический эффект;

  • развитие экологических фондов как источников финансирования природоохранной деятельности и освобождение их от налогообложения;

  • освобождение природопользователей от обязательных платежей за достигнутый эффект;

  • введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически вредной технологии;

  • экспортные налоги,

  • льготное кредитование строительства объектов природоохранного назначения;

  • предоставление предприятиям права распоряжаться всей прибылью от экономии ресурсов, за утилизацию отходов;

  • учет в ценообразовании экологической чистоты продуктов;

  • компенсационные выплаты пред­приятиям при улучшении природоохранной деятельности, но при отсутствии прибыли от этого улучшения;

  • экологическое страхование;

  • дотации государства производителями экологически чистой продукции и др.

В общем виде организация экономического механизма приро­допользования может быть представлена схемой:

Схема 1. Организация экономического механизма природопользования

Экологические платежи предприятия

Экологи-ческие платежи должнос-тных лиц

Экологи-ческие платежи граждан

плата за природ-ные ресурсы

плата за загряз-нение ОС

иски за нарушение природо-пользования

Бюджет

Внебюджетный экологический фонд

Природоохранные мероприятия

Льготы по налогообложению при проведении природоохранных мероприятий

Активизации развития экономического механизма рационали­зации природопользования в настоящее время противостоит ряд фак­торов: наличие устаревшего оборудования на большинстве предпри­ятий, отсутствие природоохранной индустрии, производящей очистные установки и сооружения, отсутствие средств на разработку безотходных технологий.

Ставки платежей за воспроизводство и охрану природных ре­сурсов определяются исходя из объемов затрат на охрану и воспроиз­водство, а также на создание и ведение систем контроля за состоянием природных ресурсов.

11 октября 1992 г. был издан закон «О плате за землю», введен­ный в действие с 1 января 1992 г. В этом документе принято, что ис­пользование земли является платным.

Формами платы за землю являются:

Собственники-домовладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, пе­реданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков, а также для получения под залог земли банков­ского кредита устанавливается нормативная цена земли. Земельный налог исчисляется исходя из площади земельного участка, облагаемого налогом, и утвержденных ставок земельного налога.

Ставки земельного налога устанавливаются в зависимости от:

Если участок расположен в сфере нескольких из указанных факторов, применяется повышающий коэффициент.

Закон «О плате за землю» определил нормативную плату зем­ли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. За минимальный уровень ставки для расчета нормативной цены земли принимается 100 рублей за 1 га. В условиях инфляции эта стоимость подлежит индексации. Нормативная цена земли по конкретным земельным участкам определяется в разме­ре пятидесятикратной ставки земельного налога на единицу площади.

Тарифные ставки платы за воду также постоянно растут. При­мером этого могут служить сведения Государственной налоговой ин­спекции по Самарской области о тарифных ставках платы за воду и их изменении в динамике (см. таблицу 10).