logo
UP_EPP_Kulagina

1.3.1. Экономические рычаги рационализации природопользования

Принципы устойчивости развития включают и широкое приме­нение экономических инструментов управления окружающей средой. Инструментами управления является статистика окружающей среды, адекватные экономические законы и экономические рычаги. Они при­званы содействовать динамичному равновесию между экономическим развитием и окружающей средой при росте производства материаль­ных благ, обеспечению улучшения природных условий жизни и дея­тельности человека, оздоровлению окружающей среды.

Эколого-экономическое регулирование - комплекс мероприя­тий, имеющих своей целью улучшение процесса природопользования и уменьшение негативного воздействия на окружающую природную среду путем преимущественного использования общеэкономических рычагов. Оценка эколого-экономического регулирования осуществляется путем сбора и анализа информации о величине экологических затрат и плате­жей и об их эффективности в части охраны природы.

Внедрение рыночных отношений в природопользование России вызвало настоятельную необходимость исследования международного опыта использования для этого эколого-экономических методов. Ана­лиз показал, что в 90-х годах в 14 странах - членах ОЭСР они приме­нялись в 150 случаях, в том числе в 80 случаях устанавливалась плата за негативное воздействие на среду. Как правило, использовался либо финансовый механизм санкций к загрязнителям, т. е. различные нало­ги и платежи, а также финансовая помощь, кредиты на мероприятия по ограничению выбросов, платежи пользователей за услуги, налоги на продукцию; либо осуществлялось создание новой рыночной системы, например, выдача платных разрешений на выброс. Сегодня в этих странах преобладают «смешанные системы», в которых экономические методы используют как дополнение к методам прямого регулирования, содействуя уменьшению загрязнения и создавая источник доходов для финансирования природоохранных мероприятий.

Рынок природных ресурсов имеет свои особенности из-за спе­цифичности товара и отношений форм собственности на природные объекты. Доводы, которые приводят сторонники позиции отрицания товарных отношений в сфере природопользования, исходят из ис­ключительности прав всего общества на природные ресурсы. Некото­рые природные ресурсы - воздух, вода - относятся к группе первичных потребностей и являются объектами непосредственного потребления и использования.

В зарубежных странах возник и функционирует рынок «прав на загрязнение», основанный на выдаваемых территориальными ведомст­вами разрешениях на выброс загрязнений. Объем их ограничен пре­дельно-допустимыми концентрациями вредных веществ, определяе­мыми сохранением способности природной среды к восстановлению и самовоспроизводству. Этот метод регулирования экологической си­туации в регионе еще называют методом «коллективной ответственно­сти».

К числу рыночных рычагов могут быть отнесены также налог на выпуск экологически опасной продукции, налог за применение эколо­гически опасной технологии, политика компенсаций, метод ускорен­ной амортизации природоохранного оборудования, плата за услуги рекреационного характера и т. д.

Экономический смысл экологических сборов и штрафов за­ключается в увеличении стоимости продукта или ресурса до величины, возмещающей наносимый природе ущерб. Наиболее известным видом сбора за загрязнения являются платежи за жидкие выбросы с целью контролирования загрязнения внутренних и прибрежных вод. Напри­мер, в Нидерландах применение этого средства регулирования загряз­нения позволило сократить масштабы загрязнения отходами водных бассейнов на 70% в 1969-1980 гг. и еще на 10% - в 80-е гг. В ряде стран существуют сборы только на твердые отходы. Широко распро­странены платежи за потребление ряда продуктов (смазочные масла, отдельные химикалии).

Общим, по мнению экспертов, недостатком экологических на­логов и сборов, как средства регулирования окружающей среды, явля­ется отсутствие стимулирующего эффекта, за исключением отдельных случаев, где эта система действует наиболее эффективно (например, в Нидерландах). Налоги и сборы производитель включает в издержки производства и редко несет за них убытки. Нидерландский пример по­казывает, что стимулирующий эффект достигается тогда, когда налоги и сборы достаточно высоки, чтобы заставить производителя менять технологию, уменьшать размер выбросов, чтобы было более выгодно ввести очистные сооружения, чем платить налоги и штрафы.

Основной смысл экологических налогов и сборов - создание финансовых средств, которые можно целенаправленно использовать на природоохранительные мероприятия.

В зарубежных странах экологические налоги и сборы, минуя центральный бюджет, напрямую направляются на природоохранительные мероприятия, в частности, в качестве субсидий на развитие очистных сооружений, Так, во Франции 90 % платежей за загрязнение окружающей среды возвращается загрязнителям как возмещение эко­логических инвестиций (на строительство очистных сооружений, раз­работку и применение новых технологий).

Роль субсидий в регулировании природопользования неодно­значна. Существует мнение, что они слабо влияют на снижение уровня загрязнения окружающей среды.

Одним из основных путей разрешения все более обостряющих­ся экологических проблем является четкое функционирование эконо­мического механизма рационализации природопользования. Наряду с правовыми актами в международной практике широко используется экономический механизм для регулирования природоохранной дея­тельности и природопользования.

Переход от административно-командной системы управления природопользования к рыночным отношениям предполагает необхо­димость изучения опыта зарубежных стран по применению эконо­мических рычагов и стимулов повышения эффективности природных ресурсов и природоохранной деятельности.

Система экономического регулирования природопользования включает в себя учет и социально-экономический анализ природных ре­сурсов, их наличия, состояния и использования; финансирование эколо­гических программ и мероприятий; создание договоров и лицензий на комплексное природопользование; решение проблемы экономической оценки природных ресурсов; разработку научно-обоснованных лимитов на использование ресурсов, нормативов на выбросы, сбросы загрязняю­щих веществ и захоронение твердых отходов; развитие экологических фондов, экологического страхования; экономическое стимулирование экологической чистоты производства и продукции; развитие безотходных технологий, а также введение налоговых льгот и субсидий на эти цели.

Сущность экономического стимулирования заключается главным образом в том, чтобы стимулировать у природопользователей заинтересованность в более рациональном потреблении природных ре­сурсов и охране окружающей среды, а также в более разумном пере­распределении имеющихся средств для реализации важнейших эколо­гических задач.

Методы экономического стимулирования

Наиболее известным и уже давно используемым видом эконо­мического регулирования окружающей среды являются устанавливае­мые в рамках соответствующего законодательства меры фискальной политики. К ним относятся:

В Германии, например, земледельцы платят специальные нало­ги в случае превращения экологически устойчивых участков земли (занятых лесом), в "индустриальные пейзажи".

Ускоренную амортизацию средств, вложенных в очистное обо­рудование, и налоговые льготы на природоохранительные инвестиции широко практикуют Франция, Канада, Ю. Корея, Тайвань.

Интересы повышения действенности экономического регулиро­вания природопользования вызывают необходимость анализа эффек­тивности внедряемых экономических рычагов, а также разработки критериев, которыми следует руководствоваться при установлении предусмотренных платежей; создания цельной, взаимоувязанной сис­темы стимулирования природоохранной деятельности.

Экономическое стимулирование может осуществляться поощ­ряющими и наказующими рычагами. Эти две стороны экономического стимулирования можно определить как меры заинтересованности и меры ответственности.

Рисунок 6. Экологические платежи

Экологические платежи

за загрязнение ОС

за природные ресурсы

прочие