1.3.1. Экономические рычаги рационализации природопользования
Принципы устойчивости развития включают и широкое применение экономических инструментов управления окружающей средой. Инструментами управления является статистика окружающей среды, адекватные экономические законы и экономические рычаги. Они призваны содействовать динамичному равновесию между экономическим развитием и окружающей средой при росте производства материальных благ, обеспечению улучшения природных условий жизни и деятельности человека, оздоровлению окружающей среды.
Эколого-экономическое регулирование - комплекс мероприятий, имеющих своей целью улучшение процесса природопользования и уменьшение негативного воздействия на окружающую природную среду путем преимущественного использования общеэкономических рычагов. Оценка эколого-экономического регулирования осуществляется путем сбора и анализа информации о величине экологических затрат и платежей и об их эффективности в части охраны природы.
Внедрение рыночных отношений в природопользование России вызвало настоятельную необходимость исследования международного опыта использования для этого эколого-экономических методов. Анализ показал, что в 90-х годах в 14 странах - членах ОЭСР они применялись в 150 случаях, в том числе в 80 случаях устанавливалась плата за негативное воздействие на среду. Как правило, использовался либо финансовый механизм санкций к загрязнителям, т. е. различные налоги и платежи, а также финансовая помощь, кредиты на мероприятия по ограничению выбросов, платежи пользователей за услуги, налоги на продукцию; либо осуществлялось создание новой рыночной системы, например, выдача платных разрешений на выброс. Сегодня в этих странах преобладают «смешанные системы», в которых экономические методы используют как дополнение к методам прямого регулирования, содействуя уменьшению загрязнения и создавая источник доходов для финансирования природоохранных мероприятий.
Рынок природных ресурсов имеет свои особенности из-за специфичности товара и отношений форм собственности на природные объекты. Доводы, которые приводят сторонники позиции отрицания товарных отношений в сфере природопользования, исходят из исключительности прав всего общества на природные ресурсы. Некоторые природные ресурсы - воздух, вода - относятся к группе первичных потребностей и являются объектами непосредственного потребления и использования.
В зарубежных странах возник и функционирует рынок «прав на загрязнение», основанный на выдаваемых территориальными ведомствами разрешениях на выброс загрязнений. Объем их ограничен предельно-допустимыми концентрациями вредных веществ, определяемыми сохранением способности природной среды к восстановлению и самовоспроизводству. Этот метод регулирования экологической ситуации в регионе еще называют методом «коллективной ответственности».
К числу рыночных рычагов могут быть отнесены также налог на выпуск экологически опасной продукции, налог за применение экологически опасной технологии, политика компенсаций, метод ускоренной амортизации природоохранного оборудования, плата за услуги рекреационного характера и т. д.
Экономический смысл экологических сборов и штрафов заключается в увеличении стоимости продукта или ресурса до величины, возмещающей наносимый природе ущерб. Наиболее известным видом сбора за загрязнения являются платежи за жидкие выбросы с целью контролирования загрязнения внутренних и прибрежных вод. Например, в Нидерландах применение этого средства регулирования загрязнения позволило сократить масштабы загрязнения отходами водных бассейнов на 70% в 1969-1980 гг. и еще на 10% - в 80-е гг. В ряде стран существуют сборы только на твердые отходы. Широко распространены платежи за потребление ряда продуктов (смазочные масла, отдельные химикалии).
Общим, по мнению экспертов, недостатком экологических налогов и сборов, как средства регулирования окружающей среды, является отсутствие стимулирующего эффекта, за исключением отдельных случаев, где эта система действует наиболее эффективно (например, в Нидерландах). Налоги и сборы производитель включает в издержки производства и редко несет за них убытки. Нидерландский пример показывает, что стимулирующий эффект достигается тогда, когда налоги и сборы достаточно высоки, чтобы заставить производителя менять технологию, уменьшать размер выбросов, чтобы было более выгодно ввести очистные сооружения, чем платить налоги и штрафы.
Основной смысл экологических налогов и сборов - создание финансовых средств, которые можно целенаправленно использовать на природоохранительные мероприятия.
В зарубежных странах экологические налоги и сборы, минуя центральный бюджет, напрямую направляются на природоохранительные мероприятия, в частности, в качестве субсидий на развитие очистных сооружений, Так, во Франции 90 % платежей за загрязнение окружающей среды возвращается загрязнителям как возмещение экологических инвестиций (на строительство очистных сооружений, разработку и применение новых технологий).
Роль субсидий в регулировании природопользования неоднозначна. Существует мнение, что они слабо влияют на снижение уровня загрязнения окружающей среды.
Одним из основных путей разрешения все более обостряющихся экологических проблем является четкое функционирование экономического механизма рационализации природопользования. Наряду с правовыми актами в международной практике широко используется экономический механизм для регулирования природоохранной деятельности и природопользования.
Переход от административно-командной системы управления природопользования к рыночным отношениям предполагает необходимость изучения опыта зарубежных стран по применению экономических рычагов и стимулов повышения эффективности природных ресурсов и природоохранной деятельности.
Система экономического регулирования природопользования включает в себя учет и социально-экономический анализ природных ресурсов, их наличия, состояния и использования; финансирование экологических программ и мероприятий; создание договоров и лицензий на комплексное природопользование; решение проблемы экономической оценки природных ресурсов; разработку научно-обоснованных лимитов на использование ресурсов, нормативов на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и захоронение твердых отходов; развитие экологических фондов, экологического страхования; экономическое стимулирование экологической чистоты производства и продукции; развитие безотходных технологий, а также введение налоговых льгот и субсидий на эти цели.
Сущность экономического стимулирования заключается главным образом в том, чтобы стимулировать у природопользователей заинтересованность в более рациональном потреблении природных ресурсов и охране окружающей среды, а также в более разумном перераспределении имеющихся средств для реализации важнейших экологических задач.
Методы экономического стимулирования
Наиболее известным и уже давно используемым видом экономического регулирования окружающей среды являются устанавливаемые в рамках соответствующего законодательства меры фискальной политики. К ним относятся:
налоги (когда платит либо загрязнитель, либо потребитель конечного продукта, произведенного с отрицательными последствиями для среды);
налоговые льготы для инициирования природоохранительных инвестиций (включая ускоренную амортизацию очистного оборудования);
платежи за вредные выбросы, штрафы (за превышение установленных норм выбросов);
целевые субсидии, льготное кредитование;
импортные тарифы (в том числе санитарные ограничения на ввоз содержащих токсины продукции и отходов);
экспортные налоги и прочее.
В Германии, например, земледельцы платят специальные налоги в случае превращения экологически устойчивых участков земли (занятых лесом), в "индустриальные пейзажи".
Ускоренную амортизацию средств, вложенных в очистное оборудование, и налоговые льготы на природоохранительные инвестиции широко практикуют Франция, Канада, Ю. Корея, Тайвань.
Интересы повышения действенности экономического регулирования природопользования вызывают необходимость анализа эффективности внедряемых экономических рычагов, а также разработки критериев, которыми следует руководствоваться при установлении предусмотренных платежей; создания цельной, взаимоувязанной системы стимулирования природоохранной деятельности.
Экономическое стимулирование может осуществляться поощряющими и наказующими рычагами. Эти две стороны экономического стимулирования можно определить как меры заинтересованности и меры ответственности.
Рисунок 6. Экологические платежи Экологические платежи
за загрязнение ОС за природные ресурсы прочие
- Введение
- Введение
- Основной текст
- Экономика природопользования: понятия, проблемы, пути решения.
- Предмет и задачи курса «Экономика природопользования»
- 1.1.2. Природные ресурсы как компонент окружающей среды, объект экономики природопользования и материальная основа производства ввп
- 1.1.13. Классификации и группировки природных ресурсов и их значение в анализе природопользования
- 1.1.4. Экологические проблемы и их особенности
- Особенности экологических проблем
- 1.1.5. Пути решения экологических проблем и направления рационализации природопользования
- 1.1.6. Взаимосвязь экологических и экономических проблем
- Природно-ресурсный потенциал, факторы его сохранения и направления использования.
- Водные ресурсы
- Лесные ресурсы
- Земельные ресурсы
- Минеральные ресурсы
- Природоохранная деятельность и ее результаты
- Система показателей природоохранной деятельности
- 1.2.4. Система показателей результатов природоохранной деятельности
- 1.3. Экономический механизм природопользования и нормативы платы за загрязнение природных ресурсов
- 1.3.1. Экономические рычаги рационализации природопользования
- Платежи в пределах установленных лимитов
- Платежи за загрязнение сверх установленных лимитов
- Платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов
- Экономические рычаги природопользования
- Тарифные ставки платы за воду, забираемую промышленными предприятиями (объединениями - водопользователями) из поверхностных и подземных водных источников и динамика их изменения
- 1.3.2. Методы экономической оценки природных ресурсов
- 1.3.3. Принципы и правовые основы расчета нормативов экологических платежей
- 1.4. Экологические платежи и методы их расчета
- 1.4.1. Методы определения платежей за загрязнение атмосферы
- Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников.
- 1.4.2. Метод определения платежей за загрязнение водных ресурсов
- 1.4.3. Расчет платы за размещение отходов
- 1.5. Затраты экологического назначения и их эффективность
- 1.5.1. Затраты экологического назначения, их классификации и группировки
- Основные группировки показателей затрат экологического назначения
- Капитальные вложения экологического назначения и их показатели
- Доля затрат экологического назначения в внп (в %)
- 1.5.2. Текущие природоохранные затраты
- Эффективность природоохранных затрат и их статистическая оценка
- Некоторые методы расчета показателей эффективности природоохранных мероприятий
- Экономический эффект в натуральном выражении
- Экологические эффект водоохранных мероприятий
- Экологический эффект атмосфероохранных затрат
- 2.Выводы
- 3. Толковый словарь по курсу «Экономика природопользования»
- 4. Рекомендуемая литература