Тема 2. Организация системы мониторинга окружающей природной среды природной среды в России
ГСМОС основывается на системах национального мониторинга, которые функционируют в различных государствах согласно международным требованиям и специфическим подходам, сложившимся исторически или обусловленным характером наиболее остро стоящих экологических проблем. Международные требования, которым должны удовлетворять национальные системы-участники ГСМОС, включают единые принципы разработки программ (с учетом приоритетных факторов воздействия), обязательность наблюдений за объектами, имеющими глобальную значимость, передачу информации в Центр ГСМОС.
На территории СССР в 70-е годы на базе станций гидрометeослужбы была организована Общегосударственная служба наблюдений и контроля состояния окружающей среды (ОГСНК), построенная по иерархическому принципу (см. рис. 3).
Рис.3. Поток информации в иерархической системе ОГСНК
В обработанном и систематизированном виде информация, полученная в рамках ОГСНК, была представлена в кадастровых изданиях, таких как «Ежегодные данные о составе и качестве поверхностных вод суши» (по гидрохимическим и гидробиологическим показателям), «Ежегодник состояния атмосферы в городах и промышленных центрах» и др. До конца 80-х годов все кадастровые издания имели гриф «Для служебного пользования», затем в течение 3-5 лет были открытыми и доступными в центральных библиотеках. К настоящему времени сборники типа «Ежегодных данных...» в библиотеки практически не поступают. Некоторые материалы можно получить (приобрести) в региональных подразделениях Росгидромета.
Помимо ОГСНК, входящей в систему Росгидромета (Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды), экологический мониторинг осуществляется целым рядом служб, министерств и ведомств: Госсанэпиднадзором, Министерством природных ресурсов РФ, Роскомземом, Рослесхозом, Госкомстатом.
Распределение функций мониторинга по различным ведомствам, не связанным между собой, приводит к дублированию усилий, снижает эффективность всей системы мониторинга и затрудняет доступ к необходимой информации как для граждан, так и для государственных организаций. Поэтому в 1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая должна была объединить возможности и усилия многочисленных служб для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды в Российской Федерации.
- Тема 1. Мониторинг как многоцелевая информационная система
- Тема 2. Организация системы мониторинга окружающей природной среды природной среды в России
- 2.1. Единая государственная система экологического мониторинга
- 2.2. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- Тема 3. Общие сведения о методах наблюдений
- 3.1. Контактные методы наблюдений
- 3.2. Дистанционные наблюдения
- 3.3. Биологические методы наблюдений
- Тема 4. Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха
- 4.1. Организация сети наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха
- 4.2. Выбор места контроля загрязнения и поиск его источника с целью первичной оценки и/или отбора проб
- 4.3. Виды проб
- 4.4. Отбор проб воздуха
- Общие требования к отбору проб воздуха
- 4.5. Стабилизация и хранение проб воздуха
- 4.6. Проведение наблюдений за загрязнением атмосферы на стационарных постах
- 4.7. Проведение наблюдений за загрязнением атмосферы на маршрутных постах
- 4.8. Проведение наблюдений за загрязнением атмосферы на передвижных (подфакельных) постах
- 4.9. Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха автотранспортом
- 4.10. Наблюдения за радиоактивным загрязнением атмосферного воздуха
- 4.11. Мониторинг загрязнения снежного покрова
- 4.12. Наблюдения за фоновым состоянием атмосферы
- 4.13. Обобщение результатов наблюдений за уровнем загрязнения атмосферы
- Форма титульного листа таблицы тза-1 Государственный комитет рф по гидрометеорологии
- Форма титульного листа таблицы тза-1 Государственный комитет рф по гидрометеорологии
- Тема 5. Наблюдения загрязнением природных вод
- 5.1. Формирование сети пунктов контроля качества поверхностных вод
- 5.2. Отбор проб воды
- 5.3. Отбор проб донных отложений
- 5.4. Наблюдения за загрязнением морских вод
- 5.5. Наблюдение за качеством природных вод с помощью комплексных лабораторий
- 5.6. Стабилизация и хранение проб воды
- 5.7. Наблюдение за радиоактивным загрязнением природных вод
- 5.8. Обобщение результатов наблюдений за загрязнением природных вод
- Тема 6. Наблюдения за загрязнением почв
- 6.1. Обобщенная программа мониторинга загрязнения почв
- 6.2. Отбор, стабилизация и хранение проб почвы
- 6.3. Контроль за загрязнением почв пестицидами
- 6.4. Контроль промышленного загрязнения почв
- 6.5. Контроль за радиоактивным загрязнением почв
- 6.6. Обобщение результатов наблюдений за загрязнением почв
- Тема 7. Оценка состояния загрязнения окружающей среды
- 7.1. Критерии качества окружающей среды
- 7.2. Оценка загрязнения атмосферного воздуха
- 7.3. Оценка загрязнения поверхностных вод
- 7.4. Нормирование выбросов (сбросов)
- 7.5. Оценка загрязнения почв
- 7.6. Оценка пространственных масштабов загрязнения
- Тема 8. Основы прогнозирования загрязнения окружающей природной среды
- 8.1. Основные виды и прогнозов методы прогнозирования
- 8.2. Прогноз загрязнения атмосферы
- 8.3. Прогноз загрязнения водных ресурсов
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Содержание
- Тема 5. Наблюдения загрязнением природных вод……………………………...41
- Тема 6. Наблюдения за загрязнением почв………………………………………60
- Тема 7. Оценка состояния загрязнения окружающей среды…………………….71
- Тема 8. Основы прогнозирования загрязнения окружающей природной