logo search
Основы сохранения образования

Предисловие автора к русскому изданию

Биология сохранения живой природы возникла как новая комплексная научная дисциплина в связи с тем, что биологи продолжают наблюдать, как деятельность человека ставит под угрозу исчезновения изучаемые ими виды и местообитания. Биология сохранения живой природы включает в себя элементы экологии, таксономии, генетики, экологии дикой природы и популяционной биологии и разрабатывает подходы для охраны и управления миром природы. Реализация природоохранных проектов, как правило, связана с получением базовых данных о видах и местообитаниях, то есть с получением документальных свидетельств о степени грозящих видам и местообитаниям опасностей. Однако биологи, занимающиеся сохранением природы, не ограничиваются одним лишь изучением видов и мест обитаний, они обязательно включают в общий проект активные природоохранные действия. Составной частью таких исследований становятся социальные, экономические, политические и этические аспекты сохранения видов и местообитаний, специалисты в области биологи сохранения планируют и совместные действия с правительственными органами. Если причина, по которой виды оказались в опасности, заключается в политике, поддерживающей определенный тип развития региона, то специалисты по биологии сохранения полагают, что в их компетенции дать квалифицированный совет всем заинтересованным в дискуссии сторонам и даже быть на переднем крае планов и действий, которые могут примирить нужды социального и экономического развития с необходимостью сохранения природных систем.

Моя книга “Основы биологии сохранения” (Essentials of Conservation Biology), впервые опубликованная в 1993 году, была первым учебником, всесторонне освещающим эту новую научную дисциплину. При создании этой книги моей целью было написать ее таким образом, чтобы ее могли читать как биологи, так и люди далекие от биологии. В 1995 году я переработал и сократил книгу, чтобы издать “Азбуку биологии сохранения” (The Primer of Conservation Biology), которая освещала наиболее важные моменты этого научного направления. Будучи более привлекательной для широкого круга читателей, чем стандартный учебник, “Азбука” предназначалась для изучения студентами в дополнение к основным курсам и для чтения научно-популярных курсов. В течение семи прошедших лет я прилагал усилия, чтобы привлечь внимание к биологии сохранения у более широкой, международной аудитории и привлекал соавторов из других стран для издания учебника по сохранению живой природы для не англоязычных читателей. Я понял, что наилучшим способом сделать материал доступным – это просить соавторов включить данные по изучению местных видов, законы и традиции их регионов. За последние семь лет такие издания были опубликованы в Германии, Индонезии, Японии, Китае, Вьетнаме, Испании, Латинской Америке, Бразилии, Португалии, Корее, Венгрии и Чехии. Готовятся к выходу из печати издания на арабском языке, французском, итальянском, греческом, тайском, малагасийском (Мадагаскар) и монгольском языках. Два издания на английском языке для читателей Африки и Южной Азии также готовятся к печати.

Я с радостью согласился с предложением моих российских коллег о переводе и издании моей книги в России. По моему мнению, в связи с происходящими переменами, в России назрела насущная необходимость издания такого учебника. Россия сейчас прилагает усилия для перехода от коммунистической экономики и коммунистического правления к более открытому обществу и свободной рыночной экономике, и это одновременно таит в себе и опасность, и большие возможности. Опасность заключается в том, что в погоне за модернизацией экономики большая часть природы и природных красот, таких важных для русской культуры, будут утеряны. Но это также и возможность для российской общественности и ученых защитить и восстановить сохранившиеся элементы природы. Создаваемые национальные парки и природные заповедники помогут оживить российское общество. Эти территории могут стать важными центрами растущей индустрии международного туризма, обеспечивая развитие экономической базы для охраны природы.

Я был очень рад представившейся мне возможности поработать в этом проекте поддержанным Глобальным экологическим фондом вместе с сотрудниками Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова доц. А.В. Смуровым, профессором Л.П. Корзуном, к.б.н. О.С. Якименко и сотрудником Центра в России Государственного университета штата Нью-Йорк О.А. Зиновьевой. Я бы также хотел выразить свою признательность Экоцентру МГУ за предложение опубликовать и распространить эту книгу.

Ричард Примак

Профессор биологии

Университет Бостона

СОДЕРЖАНИЕ .

В учебное пособие

ПРЕДИСЛОВИЕ

4

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

5

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

6

Глава 1. Биология сохранения живой природы и биологическое разнообразие

9

1.1. Почему необходима биология сохранения живой природы?

9

1.2. Философские предпосылки биологии сохранения живой природы

11

1.3. Что такое биологическое разнообразие?

12

1.4. Видовое разнообразие

13

1.5. Генетическое разнообразие

13

1.6. Разнообразие сообществ и экосистем

14

1.7. Ключевые виды и ресурсы.

15

1.8. Измерение биологического разнообразия

16

1.9. Какое где биологическое разнообразие?

17

1.10. Сколько всего видов существует в мире?

18

1.11. Вымирание видов и экономика: утрата ценностей

20

1.12. Типы вымирания

21

1.13. Экологическая экономика

21

1.14. Ресурсы общественной собственности

22

1.15. Прямые экономические ценности

23

1.16. Потребительская ценность

23

1.17. Рыночная ценность

23

1.18. Косвенная экономическая ценность

24

1.19. Непотребительская ценность

24

1.20. Продуктивность экосистем 

25

1.21. Регулирование климата 

26

1.22. Образовательная и научная ценность

28

1.23. Индикаторы состояния окружающей среды

28

1.24. Опционная ценность

28

1.25. Ценность существования

30

1.26. Этика и окружающая среда

31

1.27. Глубинная экология

33

Рекомендуемая литература

34

Глава 2. Угрозы биологическому разнообразию

34

2.1. Темпы исчезновения

34

2.2. Исчезновение видов, вызванное человеком

35

2.3. Темпы исчезновения в воде и на суше

36

2.4. Темпы исчезновения на островах

37

2.5. Биогеография островов и современные темпы вымирания

38

2.6. Причины вымирания

40

2.7. Разрушение мест обитания

41

2.8. Фрагментация мест обитания

44

2.9. Краевой эффект

46

2.10. Деградация и загрязнение мест обитания

47

2.11. Загрязнение пестицидами

48

2.12. Загрязнение вод

48

2.13. Загрязнение воздуха

49

2.14. Глобальное изменение климата

50

2.15. Чрезмерная истощительная эксплуатация ресурсов

52

2.16. Инвазивные виды

55

2.17. Болезни

58

2.18. Подверженность к вымиранию

59

Рекомендуемая литература

61

Глава 3. Сохранение на видовом и популяционном уровнях

62

3.1. Сохранение видов путем сохранения популяций

62

3.2. Маленькие популяции особенно уязвимы

63

3.3. Проблемы малых популяций

64

3.4. Потеря генетического разнообразия

64

3.5. Эффективный размер популяции

66

3.6. Демографическое варьирование

68

3.7. Изменения в окружающей среде и катастрофы

69

3.8. Водовороты вымирания

69

3.9. Естественная история и экология

70

3.10. Сбор экологической информации

71

3.11. Мониторинг популяций

71

3.12. Анализ популяционной жизнеспособности

73

3.13. Метапопуляция

74

3.14. Замечания, связанные с возможностью успешной реализации программ

77

3.15. Социальное поведение выпущенных животных

79

3.16. Образование новых популяций растений

80

3.17. Новые популяции и закон

81

3.18. Стратегии сохранения ex situ

81

3.19. Зоопарки

83

3.20. Аквариумы

84

3.21. Ботанические сады и дендрарии

85

3.22. Банки семян

86

3.23. Категории сохранения видов

88

3.24. Законодательная защита видов

90

3.25. Национальные законодательства

90

3.26. Международные соглашения

93

Рекомендуемая литература

94

Глава 4. Сохранение на уровне сообщества

94

4.1. Охраняемые территории

94

4.2. Существующие охраняемые территории

96

4.3. Определение приоритетов для охраны

96

4.4. Международные соглашения

98

4.5. Проектирование охраняемых территорий

100

4.6. Размер заповедника

101

4.7. Минимизация краевого эффекта и фрагментации

102

4.8. Коридоры в среде обитания

102

4.9. Управление охраняемыми территориями

103

4.10. Управление средой обитания

104

4.11. Управление парками и люди

105

4.12. Прилегающие неохраняемые территории

106

4.13. Экология восстановления

108

4.14. Городские территории

109

4.15. Сохранение природы и устойчивое развитие

110

4.16. Национальные законодательства

111

4.17. Планы на будущее

111

4.18. Роль специалистов по биологии сохранения

111

Рекомендуемая литература

113

ГЛОССАРИЙ

114

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

123