logo
Основы сохранения образования

3.15. Социальное поведение выпущенных животных

Для того чтобы выполняемые программы по реинтродукции, увеличению численности и интродукции были успешными, необходимо учитывать социальную организацию и поведение выпускаемых животных [Caro, 1998]. Когда социальные животные (особенно млекопитающие и некоторые птицы) растут в природе, они получают знания об окружающей среде и социальном поведении от других членов своего вида. Животные, выращенные в неволе, часто лишены навыков, необходимых для выживания в естественной среде, социальных навыков совместного поиска корма, чувства опасности, навыков нахождения брачных партнеров и выращивания молодняка. Для преодоления этих проблем при выращивании млекопитающих и птиц в неволе требуется специальное обучение до и после выпуска волю [Kleiman, 1989; Curio, 1996; Clemmons, Buchholz, 1997]. В некоторых случаях воспитатели подражают внешнему виду и поведению диких животных. Такой подход особенно важен при работе с очень молодыми животными, которым необходимо научиться отличать свой вид от выкармливающего их вида или от человека. Раньше выращенные в неволе птенцы калифорнийского кондора были неспособны обучаться поведению их диких сородичей, поскольку они запечатлели образ ухаживающих за ними людей. Теперь птенцов кондора выкармливают с помощью макета, имитирующего кондора, и не показывают их посетителям зоопарка (рис. 3.10).

Рис. 3.10. Ученые кормят птенцов Калифорнийского кондора (Gymno-gups californianus), выращенных в неволе с использованием надетых на руку макетов, которые имитируют взрослых птиц. Биологи надеются, что с уменьшением контакта птенца с человеком до минимума увеличиваются их шансы выжива-ния в дикой природе (фото Майка Валласа, зоопарк Лос-Анджелеса).

В других случаях в качестве “инструкторов” для выращенных в неволе индивидов используют диких животных. Диких золотистых львиных тамаринов отлавливают и содержат вместе с рожденными в неволе тамаринами, чтобы они смогли образовать социальные группы, а затем выпускают на волю всех вместе, в надежде, что дальше их обучат дикие животные. Иногда выпущенные в природу рожденные в неволе животные присоединяются к существующим социальным группам или спариваются с дикими животными, приобретая таким образом знания об окружающей их среде. Развитие социальных взаимоотношений с дикими животными может стать решающим фактором успеха выживания рожденных в неволе животных.