logo
Основы сохранения образования

4.12. Прилегающие неохраняемые территории

В соответствии с наиболее оптимистическими прогнозами более 90% земли в мире остается вне охраняемых областей. Поскольку большая часть земли в большинстве стран никогда не будет охраняться, многочисленные редкие виды неизбежно окажутся вне защищенных территорий. В США более трети видов, внесенных в Акт США по исчезающим видам (U.S. Endangered Species Act), обнаружены исключительно на частных территориях, а более половины находятся здесь большей частью. В наше время, очевидно, ключом к долгосрочному решению задачи выживания многих видов на частных территориях является стратегия сохранения, при которой частные землепользователи обучаются и стимулируются охранять редкие виды и даже имеют некоторую компенсацию затрат. Правительственные программы по исчезающим видам во многих странах информируют строителей дорог и строительных подрядчиков на местности о редких видах и помогают им видоизменять планы, чтобы избежать отрицательного влияния строительства на местность.Местные виды часто могут продолжать проживать на незащищенных территориях, если эти территории не используются с нанесением ущерба экосистеме. Секретные зоны, окружающие военные государственные объекты, представляют наиболее дикие территории в мире. В США замечательным примером естественной среды обитания являются запрещенные военные зоны, такие, как: Форт Брэгг (Fort Bragg) в Северной Каролине; ядерный полигон в местечке Саванна Ривер (the Savannah River) в Южной Каролине; бассейны рек, питающие столичные водохранилища, например водохранилище Квобин (the Quabbin Reservoir) в Массачусетсе. Хотя дамбы, водохранилища, каналы, работа драг, портовые сооружения и их использование, освоение побережий разрушают и портят водные сообщества, некоторые виды могут адаптироваться к изменяемым условиям, особенно если вода остается чистой. В эстуариях и морях, сохраняемых для коммерческих видов рыб, обитает много и естественных видов, поскольку коммерческие виды, так же как и некоммерческие, требуют сохранения физической и химической чистоты окружающей среды.

На других территориях, не защищенных законодательно, биологическое разнообразие может сохраниться благодаря низкой плотности местного населения и, соответственно, низкой степени использования природных ресурсов. Пограничные области, такие как демилитаризованная зона между Северной и Южной Кореей, часто демонстрируют настоящую дикую природу, поскольку они не населены и не используются. Горные области из-за недоступности тоже зачастую остаются вне использования. Эти области, наряду с бассейнами рек, охраняются правительством, поскольку от них зависит наличие запаса воды и защита от наводнений. В то же время они являются прибежищем естественных сообществ. И наоборот, сообщества пустынь могут иметь меньший риск по сравнению с другими неохраняемыми сообществами, поскольку удалены от мест плотного поселения и активной человеческой деятельности.

Большие участки земли, находящиеся в государственной собственности, предназначены для многоцелевого использования. В прошлом такое использование включало заготовку древесины, горную разработку, выпас скота и управление дикой природой, а так же отдых. Все чаще земли многоцелевого применения управляются и с учетом сохранения видов, биологических сообществ и экосистем [рис. 4.7; Noss, Cooperrider, 1994; Szaro, Johnston, 1996; Hunter, 1999; Donahue, 1999].

Рис. 4.7. Леса длиннохвойной южной сосны на юго-востоке Соединенных Штатов, включая районы Южной Каролины и Джорджии традиционно обслуживаются Службой Леса США по линии деревообрабатывающей промышленности, а теперь эта служба занимается охраной исчезающего вида краснококардового дятла (Picoides borealis) путем защиты старых деревьев, которые используются птицами при размножении. (А) В районах с интенсивной вырубкой отсутствуют старые деревья с дуплами, необходимыми дятлам для гнездования. В организованных лесах делаются искусственные дупла путем высверливания деревьев. (В) Молодой дятел покидает гнездо для своего первого полета (фотографии © Деррик Хамрик).

Многие землевладельцы по всему миру расширяют цели землепользования, ставя среди них и сохранение здоровых экосистем. Развитие концепции управления экосистемами дается Грумбиным [Grumbine, 1994]: “Управление экосистемой объединяет научное знание экологических взаимосвязей в комплексе с социополитическими и стоимостными аспектами ради достижения единой цели защиты целостности естественной экосистемы в течение продолжительного времени”. От управляющих ресурсами требуют все большего производства сырья (например, увеличения объемов добываемой древесины) или интенсификации сферы обслуживания (например, увеличения числа посетителей в парках) вместо того, чтобы шире взглянуть на перспективу, включающую сохранение биологического разнообразия и защиту естественных процессов в экосистемах [Yaffee, 1999; Poiani еt al., 2000]. По сравнению с государственными организациями, частные экологические, коммерческие организации и землевладельцы работают более независимо друг от друга, в то время как управление экосистемами предусматривает сотрудничество между всеми ними для решения общих задач. Например, в больших прибрежных лесных массивах управление экосистемой должно объединить всех владельцев и пользователей ресурсами от вершин холмов до береговой линии, включая лесников, фермеров, специалистов по биологии сохранения, коммерческие группы, жителей города и

рыболовную промышленность (рис. 4.8).

Р ис. 4.8. Управление экосистемой состоит в объединении всех владельцев земель, влияющих на принятие решения в большой экосистеме и получающих от нее выгоду. В таком случае бассейн реки должен управляться с учетом решения широкого круга задач, многие из которых влияют друг на друга [по Miller, 1996].