logo
Основы сохранения образования

4.18. Роль специалистов по биологии сохранения

Биология сохранения живой природы отличается от многих других научных дисциплин тем, что она играет активную роль в сохранении биоразнообразия на всех уровнях: видовом, генетическом, биологических сообществ и экосистем. Представители дисциплин, изучающие разнообразие и делающие свой вклад в биологию сохранения, разделяют общие цели по защите биоразнообразия [Norton, 1991]. Идеи и теории сохранения биоразнообразия все больше становятся предметом политических споров, разговоров по поп культуре, общественных дискуссий, и, кроме того, сохранение биоразнообразия является конечной целью новых правительственных программ по сохранению. Цель специалистов в области биологии сохранения не только в том, чтобы создать новые знания, а использовать их для защиты биоразнообразия [Ehrenfeld, 2000].

В случае кризиса биоразнообразия биологам отведено несколько активных ролей. Во-первых, они должны действовать более энергично не только в области образования на уровне общественного обсуждения проблем, но и в школьных классах. Биологи сохранения должны дать знания возможно более широкому кругу людей по проблемам, возникающим вследствие потери биологического разнообразия [Collett, Karakashain, 1996]. Мерлин Таттл (Merlin Tuttle) и Международная организация по сохранению летучих мышей (Bat Conservation International) показали, как могут быть изменены общественные взгляды. Когда правительство города Остин (Austin), Техас, стало планировать уничтожение сотен тысяч мексиканских хвостатых летучих мышей (Tadarida brasiliensis), которые жили под городским мостом, Таттл со своими коллегами провели успешную рекламную компанию и убедили людей, что за летучими мышами очень интересно наблюдать, что они имеют очень важное значение в контроле за популяциями вредных насекомых на большой территории. Ситуация изменилась настолько, что теперь правительство защищает летучих мышей, как городскую достопримечательность, а жители и туристы собираются каждый вечер, чтобы наблюдать за их вылетом (рис. 4.11).

Во-вторых, биологи должны стать политически активными. Вовлечение в политический процесс позволит им влиять на политику правительства и разрабатывать законы, которые будут защищать виды и экосистемы [Brown, 2000].

В-третьих, биологи сохранения должны быть организаторами своей науки. Вызывая интерес к биологии сохранения среди своих коллег, они смогут расширить круг обученных профессиональных защитников, участвующих в борьбе с разрушением природных ресурсов.

В-четвертых, биологи сохранения должны быть хорошими агитаторами и убеждать широкий круг людей поддерживать усилия по сохранению. На локальном уровне программы по сохранению должны создаваться и представляться таким образом, чтобы вызвать

Рис . 4.11. Горожане и туристы собрались вечером, чтобы наблюдать за вылетом летучих мышей из-под моста в городе Остин в Техасе (фото Мерлина Таттла, Международное общество охраны летучих мышей).

желание местного населения поддерживать их. Местному населению надо показать, что защита окружающей среды не только сохраняет виды и биологические сообщества, но и долговременно улучшает здоровье семей и способствует улучшению их экономического положения.

И наконец, что наиболее важно, биологи сохранения должны стать эффективными руководителями и практиками своих проектов. У них должно быть постоянное желание передвигаться по суше и воде, чтобы знать, что происходит в действительности, не бояться грязи, разговаривать и работать с местным населением, стучаться в двери и рисковать. Прогресс наступит, когда биологи захотят воплотить свои идеи на практике, работать с руководителями парков, планировщиками, политиками и местным населением. Только с использованием правильных моделей, новых теорий, передовых подходов, практических примеров можно достичь успеха в научной дисциплине. Только при нахождении баланса биологи сохранения при работе с возбужденным населением будут в состоянии защитить биоразнообразие в мире в это быстро меняющееся время.

Рекомендуемая литература

1. Agardy, T. S. Marine Protected Areas and Ocean Conservation. R. G. Austin, Texas: Landes Company, 1997.

2. Bennett, A. F. Linkages in the Landscape: The Role of Corridors and Connectivity in Wildlife Conservation.Gland, Switzerland: IUCN, 1999.

3. Brown, K. Transforming a discipline: A new breed of scientist-advocate emerges // Science. 2000. V. 287. P. 1192–1193.

4. Collett, J. and S. Karakashain (eds.). Greening the College Curriculum: A Guide to Environmental Teaching in the Liberal Arts. Washington, DC: Island Press, 1996.

5. Gilbert, O. L. and P. Anderson. Habitat Creation and Repair. Oxford: Oxford University Press, 1998.

6. Heywood, V. H. (eds.). Global Diversity Assessment. Cambridge: Cambridge University Press, 1995.

7. Karr, J. R. and E. W. Chu. Restoring Life in Running Waters. Washington, DC: Island Press, 1998.

8. Restoration Ecology and Ecological Restoration. Check out these journals to see what is really happening in the field. Available from most college and university libraries and from the Society for Ecological Restoration. 1955 W. Grant Road No 150, Tucson, AZ, 85745, USA; or contact the society at www.ser.org.

9. Shafer, C. L. Nature Reserves: Island Theory and Conservation Practice. Washington, DC: Smithsonian Institution Press, 1990.

10. Zedler, J. B. Ecological issues in wetland mitigation: An introduction to the forum // Ecological Applications. 1996. V. 6. P. 33–37.