logo search
Ekologia_ekzamen_otvety

61. . Основные цели создания особо охраняемых объектов

Государственные природные заповедники, в том числе биосферные. Особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории заповедника имеют природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Государственные природные биосферные заповедники создаются в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы. На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи: • осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; • организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы; • осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды; • экологическое просвещение; • участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов; • содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды. б) Национальные парки. Они являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. На национальные парки возлагаются следующие основные задачи: • сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; • сохранение историко-культурных объектов; • экологическое просвещение населения; • создание условий для регулируемого туризма и отдыха; • разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения; • осуществление экологического мониторинга; • восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов. в) Природные парки. Это природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. На природные парки возлагаются следующие задачи: • сохранение природной среды, природных ландшафтов; • создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов; • разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков. г) Государственные природные заказники — территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:• комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); • биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях; • палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов; • гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; • геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы, д) Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

67. . На какие типы можно подразделить среду обитания человека?

Среда обитания — совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особьпопуляция или вид[1], часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ. Термин часто считается синонимом окружающей среды. Среда каждого организма слагается из множества элементов неорганической и органической природы и элементов, привносимых человеком и его производственной деятельностью. При этом одни элементы могут быть частично или полностью безразличны организму, другие необходимы, а третьи оказывают отрицательное воздействие.

 Среду обитания человека так же, как и любого живого организма, можно подразделить на несколько условных ти­пов:  • информационная среда, которую можно считать фильт­ратом внешних впечатлений, поступающих в мозг, ко­торые зависят от видовых особенностей рецепторов, т. е. органов чувств. Для человека понятие информационной среды усложняется по сравнению с животными на не­сколько порядков в связи с наличием большого количе­ства видео- и словесной информации, т. е. того, что мы называем культурной средой;  • минимальная среда, т. е. наличие тех необходимых ре­сурсов, без которых невозможна сама жизнь;  • физиологическая среда жизни, т. е. минимальная среда плюс наличие условий обеспечения некоторых более сложных потребностей, которое человек, как и любой другой живой организм, получает из среды. Это, напри­мер, не просто питание, а полноценное питание или обеспечение потребности в движении и многое подоб­ное;  • экологическая среда или непосредственная среда жизни (среда обитания каждого человека или группы лю­дей) — самое широкое понятие. Она зависит от мно­гообразных экологических связей с окружающими ор­ганизмами, как непосредственно обеспечивающими по­требности людей, так и с другими организмами Земли.      Таким образом, экологическая среда — это вся природная среда.     В свою очередь среда жизни каждого отдельного человека, окружающая его как в природных экосистемах, так и в усло­виях городского или сельского существования, также подраз­деляется на несколько видов:  • собственно природная среда, т. е. те природные экосис­темы, в которых живет данная группа людей. Этот вид среды имеет свойство самоподдержания и саморегуля­ции. Человек ощущает энергетическое состояние среды, т. е. наличие определенных климатических условий, электромагнитных полей, атмосферные условия, вод­ную компоненту среды, ландшафт, облик и состав био­логического окружения. Кроме того, он находится под властью биологических ритмов, так или иначе связан­ных не только с общебиосферными, но и с космически­ми циклами;  • агротехническая среда: сельскохозяйственные угодья,культурные ландшафты, зеленые насаждения, построй­ки, бульвары, сады и т. п. Этот вид среды требует уси­лий человека по ее поддержанию, ибо это полуискусст-венные агроэкосистемы. В городах и на производстве люди окружены полностью искусственной средой. Внутреннее пространство жилищ и производственных помещений, транспорт, культурно-архитектурная сре­да, среда вещей и прочее полностью созданы человеком и не могут без него существовать;  • социальная среда, в которой живет человек, его куль­турно-психологическое окружение, социум и та часть информационной среды, которая по своему происхож­дению связана с культурой, а не с природой.      Социальная среда вырастает из биологической среды (сооб­щество, этнос, семья и т. п.), но не может быть сведена к ней.Таким образом, социальная среда жизни человека — это сле­дующий уровень организации живой материи. С позиций са­мого человека качество жизни и качество среды определяются его базовыми потребностями. Однако с позиций природы каче­ство жизни человечества, включая возможность его выжива­ния, помимо прочего определяется возможностями природы (т. е. биосферы), в том числе саморегуляции под воздействием антропогенных факторов, к которым относятся перенаселение(демографический взрыв), антропогенное загрязнение биосфе­ры, а также исчерпание ее ресурсов.