7.1. Критерии качества окружающей среды
В соответствии с природоохранительным законодательством Российской Федерации нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия, гарантирующих экологическую безопасность населения, сохранение генофонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности. При этом под воздействием понимается антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных интересов и вносящая физические, химические, биологические изменения в природную среду. Определенная таким образом цель подразумевает наложение граничных условий (нормативов) как на само воздействие, так и на факторы среды, отражающие и воздействие, и отклики экосистем.
Экологическое нормирование предполагает учет так называемой предельно допустимой нагрузки на экосистему (ПДЭН). Допустимой считается такая нагрузка, под воздействием которой отклонение от нормального состояния системы не превышает естественных изменений и, следовательно, не вызывает нежелательных последствий у живых организмов и не ведет к ухудшению качества среды. Санитарно-гигиеническое нормирование подразумевает установление безопасных для здоровья населения уровней содержания вредных веществ в объектах окружающей среды. Как экологическое, так и санитарно-гигиеническое нормирование основаны на знании эффектов, оказываемых разнообразными факторами воздействия на живые организмы.
Установление нормативов качества окружающей среды и продуктов питания основывается на концепции пороговости воздействия. Порог вредного действия — это минимальная доза вещества, при воздействии которой в организме возникают изменения, выходящие за пределы физиологических и приспособительных реакций, или скрытая (временно компенсированная) патология. Таким образом, пороговая доза вещества (или пороговое действие вообще) вызывает у биологического организма отклик, который не может быть скомпенсирован за счет гомеостатических механизмов (механизмов поддержания внутреннего равновесия организма).
Нормативы, ограничивающие вредное воздействие, устанавливаются и утверждаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.
Предельно допустимые концентрации (ПДК) — нормативы, устанавливающие концентрации вредного вещества в единице объема (воздуха, воды), массы (пищевых продуктов, почвы) или поверхности (кожа работающих), которые при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияют на здоровье человека и не вызывают неблагоприятных последствий у его потомства. Таким образом, санитарно-гигиеническое нормирование охватывает все среды, различные пути поступления вредных веществ в организм, хотя редко отражает комбинированное действие (одновременное или последовательное действие нескольких веществ при одном и том же пути поступления) и не учитывает эффектов комплексного (поступления вредных веществ в организм различными путями и с различными средами — с воздухом, водой, пищей, через кожные покровы) и сочетанного воздействия всего многообразия физических, химических и биологических факторов окружающей среды. Существуют лишь ограниченные перечни веществ, обладающих эффектом суммации при их одновременном содержании в атмосферном воздухе.
Анализ того, как изменяются с течением времени значения предельно допустимых концентраций, свидетельствует об их относительности, вернее — об относительности наших знаний о безопасности или опасности тех или иных веществ. Для веществ, о действии которых не накоплено достаточной информации, могут устанавливаться временно допустимые концентрации (ВДК) — полученные расчетным путем нормативы, рекомендованные для использования сроком на 2-3 года. В приложениях приводятся значения ВДК для различных загрязняющих веществ в воздухе, воде, почве.
В публикациях иногда встречаются и другие характеристики загрязняющих веществ. Под токсичностью понимают способность веществ вызывать нарушения физиологических функций организма, что в свою очередь приводит к заболеваниям (интоксикациям, отравлениям) или, в тяжелых случаях, к гибели. Фактически токсичность – мера несовместимости вещества с жизнью. Степень токсичности веществ принято характеризовать величиной токсической дозы – количеством вещества (отнесенным, как правило, к единице массы животного или человека), вызывающим определенный токсический эффект. Чем меньше токсическая доза, тем выше токсичность.
Различают среднесмертельные (ЛД50), абсолютно смертельные (ЛД100), минимально смертельные (ЛД0-10) и другие дозы. Цифры в индексе отражают вероятность (%) появления определенного токсического эффекта – в данном случае, смерти, в группе подопытных животных. Величины токсических доз зависят от путей поступления вещества в организм и не используются в системе нормирования.
Санитарно-гигиенические и экологические нормативы определяют качество окружающей среды по отношению к здоровью человека и состоянию экосистем, но не указывают на источник воздействия и не регулируют его деятельность. Требования, предъявляемые собственно к источникам воздействия, отражают научно-технические нормативы. К научно-техническим нормативам относятся нормативы выбросов и сбросов вредных веществ, а также технологические, строительные, градостроительные нормы и правила, содержащие требования по охране окружающей природной среды. В основу установления научно-технических нормативов положен следующий принцип: при условии соблюдения этих нормативов предприятиями региона содержание любой примеси в воде, воздухе и почве должно удовлетворять требованиям санитарно-гигиенического нормирования.
Научно-техническое нормирование предполагает введение ограничений деятельности хозяйственных объектов в отношении загрязнения окружающей среды, иными словами, определяет предельно допустимые потоки вредных веществ, которые могут поступать от источников воздействия в воздух, воду, почву. Таким образом, от предприятий требуется не собственно обеспечение тех или иных ПДК, а соблюдение пределов выбросов и сбросов вредных веществ, установленных для объекта в целом или конкретных источников, входящих в его состав.
- Тема 1. Мониторинг как многоцелевая информационная система
- Тема 2. Организация системы мониторинга окружающей природной среды природной среды в России
- 2.1. Единая государственная система экологического мониторинга
- 2.2. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды
- Тема 3. Общие сведения о методах наблюдений
- 3.1. Контактные методы наблюдений
- 3.2. Дистанционные наблюдения
- 3.3. Биологические методы наблюдений
- Тема 4. Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха
- 4.1. Организация сети наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха
- 4.2. Выбор места контроля загрязнения и поиск его источника с целью первичной оценки и/или отбора проб
- 4.3. Виды проб
- 4.4. Отбор проб воздуха
- Общие требования к отбору проб воздуха
- 4.5. Стабилизация и хранение проб воздуха
- 4.6. Проведение наблюдений за загрязнением атмосферы на стационарных постах
- 4.7. Проведение наблюдений за загрязнением атмосферы на маршрутных постах
- 4.8. Проведение наблюдений за загрязнением атмосферы на передвижных (подфакельных) постах
- 4.9. Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха автотранспортом
- 4.10. Наблюдения за радиоактивным загрязнением атмосферного воздуха
- 4.11. Мониторинг загрязнения снежного покрова
- 4.12. Наблюдения за фоновым состоянием атмосферы
- 4.13. Обобщение результатов наблюдений за уровнем загрязнения атмосферы
- Форма титульного листа таблицы тза-1 Государственный комитет рф по гидрометеорологии
- Форма титульного листа таблицы тза-1 Государственный комитет рф по гидрометеорологии
- Тема 5. Наблюдения загрязнением природных вод
- 5.1. Формирование сети пунктов контроля качества поверхностных вод
- 5.2. Отбор проб воды
- 5.3. Отбор проб донных отложений
- 5.4. Наблюдения за загрязнением морских вод
- 5.5. Наблюдение за качеством природных вод с помощью комплексных лабораторий
- 5.6. Стабилизация и хранение проб воды
- 5.7. Наблюдение за радиоактивным загрязнением природных вод
- 5.8. Обобщение результатов наблюдений за загрязнением природных вод
- Тема 6. Наблюдения за загрязнением почв
- 6.1. Обобщенная программа мониторинга загрязнения почв
- 6.2. Отбор, стабилизация и хранение проб почвы
- 6.3. Контроль за загрязнением почв пестицидами
- 6.4. Контроль промышленного загрязнения почв
- 6.5. Контроль за радиоактивным загрязнением почв
- 6.6. Обобщение результатов наблюдений за загрязнением почв
- Тема 7. Оценка состояния загрязнения окружающей среды
- 7.1. Критерии качества окружающей среды
- 7.2. Оценка загрязнения атмосферного воздуха
- 7.3. Оценка загрязнения поверхностных вод
- 7.4. Нормирование выбросов (сбросов)
- 7.5. Оценка загрязнения почв
- 7.6. Оценка пространственных масштабов загрязнения
- Тема 8. Основы прогнозирования загрязнения окружающей природной среды
- 8.1. Основные виды и прогнозов методы прогнозирования
- 8.2. Прогноз загрязнения атмосферы
- 8.3. Прогноз загрязнения водных ресурсов
- Заключение
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- Содержание
- Тема 5. Наблюдения загрязнением природных вод……………………………...41
- Тема 6. Наблюдения за загрязнением почв………………………………………60
- Тема 7. Оценка состояния загрязнения окружающей среды…………………….71
- Тема 8. Основы прогнозирования загрязнения окружающей природной