logo search
Основы сохранения образования

2.13. Загрязнение воздуха

В прошлом люди считали, что атмосфера настолько велика, что выбрасываемые в воздух вещества будут рассеиваться и их влияние будет минимальным. Но сегодня некоторые типы загрязнения воздуха приобрели такие масштабы, что они стали серьезно повреждать целые экосистемы.

Кислые дожди. Такие виды промышленности, как металлургическая, работающие на угле и мазуте электростанции, выбрасывают в воздух огромное количество оксидов азота и серы, где они взаимодействуют с влагой атмосферы и образуют азотную и серную кислоты. Только в США ежегодно выбрасывается в атмосферу около 40 кубометров этих соединений [WRI, 1998]. Кислоты инкорпорируются в системы облаков и сильно понижают рН (стандартная мера кислотности) дождевой воды. В свою очередь, кислые дожди понижают рН почвенных вод и водоемов – прудов и озер. Кислоты сами по себе наносят вред многим видам растений и животных. По мере увеличения кислотности водоемов многие рыбы перестают нереститься или полностью погибают (рис. 2.11). В промышленных областях из-за кислых дождей многие пруды и озера утратили значительную часть своих животных сообществ. Многие из этих пострадавших водоемов находятся в областях, которые считаются незагрязненными, то есть в сотнях километров от главных промышленных и муниципальных источников загрязнения. Например, уже выявлено подкисление 39% озер в Швеции и 34% озер в Норвегии [Moiseenko, 1994]. Хотя во многих промышленных регионах усиление контроля за уровнем загрязнения уменьшает степень кислотности дождей, все же она остается намного выше нормальной [Kerr, 1998].

Образование озона и осаждение азота. Автомобили, электро-станции и различные промышленные объекты в виде отходов выбрасывают углеводороды и оксиды азота. Под воздействием солнечного света эти соединения реагируют в атмосфере с образованием озона и других вторичных соединений под общим названием фотохимический смог. Хотя озон в верхних слоях атмосферы необходим для задержки вредного ультрафиолетового излучения, его высокие концентрации в нижних слоях повреждают растительные ткани, наносят вред биологическим сообществам и уменьшают продуктивность сельскохозяйственных растений. Биологические сообщества по всему миру могут быть повреждены и видоизменены и за счет поступающих с дождями или пылью атмосферных соединений азота, если они достигают потенциально токсичных уровней. Озон и смог вредны и для человека, и для животных, поэтому контроль за загрязнением воздуха в равной мере важен как для здоровья человека, так и для сохранения биологического разнообразия.

Токсичные металлы. Высокооктановое топливо, разработка рудников, металлургия и другие виды промышленного производства сопровождаются выбросом в атмосферу больших количеств свинца, цинка и других токсичных металлов. Их соединения ядовиты для растительных и животных организмов. Влияние этих токсичных металлов особенно заметно вокруг крупных металлургических предприятий, где природа разрушена на много миль вокруг.

Особенно активно изучалось влияние атмосферного загрязнения на леса, поскольку они обладают большой экономической ценностью. Здесь ведутся лесозаготовки, леса защищают водные ресурсы, в лесу люди отдыхают. Установлено, что кислые дожди повреждают и ослабляют многие виды деревьев и понижают их сопротивляемость нападениям насекомых, грибов и болезней. В тех случаях, когда загрязнение воздуха частично поражает сообщество, его видовой состав в первую очередь меняется за счет исчезновения наиболее чувствительных видов. Например, лишайники, представляющие собой симбиоз грибов и водорослей, могут выживать в самых суровых естественных природных условиях, но очень чувствительны к загрязнению воздуха.

В некоторых областях Северной Америки и Европы уровень атмосферного загрязнения снижается, но во многих других регионах планеты он продолжает повышаться. Особенно сильно загрязнение воздуха во многих Азиатских странах с их быстро увеличивающимся населением и развивающейся промышленностью. Широкое применение в Китае угля с большим содержанием серы и быстрое увеличение количества автомобилей в Юго-Восточной Азии таят серьезные потенциальные угрозы биологическому разнообразию в этих регионах. Предполагают, что объемы выбросов оксидов серы между 2000 и 2020 годами здесь удвоятся [WRI, 1998]. В области контроля за загрязнением воздуха единственная надежда на улучшение ситуации в будущем – это использование двигателей с гораздо более низким уровнем выбросов, более активное внедрение в промышленность дымоуловителей и других очистных сооружений, а также сокращение общего потребления энергии благодаря принимаемым мерам энергосбережения. Многое из этого уже активно реализуется в европейских странах и Японии.