Теоретический уровень исследования. Природа научных концептов
Теоретический уровень познания реализуется посредством понятий, законов, принципов. Теория есть система понятий, законов и принципов, которая позволяет описать и объяснить некоторый класс явлений.
При осмыслении теоретического уровня познания обычно наибольшие трудности вызывает понимание научных абстракций. Понятие "абстрактное" противопоставляется понятию "конкретное". "Конкретное" в переводе с латинского означает сгущенное, сросшееся, уплотненное, другими словами, конкретное есть единство многообразного. Абстрактное есть нечто отвлеченное от многообразного, это грань, черта, свойство целого. Научные абстракции имеют дело не просто с абстрактным, а с таким абстрактным, которое есть общее, т.е. общее в форме мысли. Причем научная абстракция — часто еще и идеализация. Идеализация есть мысленно сконструированное понятие о таких объектах, процессах и явлениях, которые вроде бы не существуют, но имеют если не образы, то прообразы. Идеализациями являются, например, понятия точки, абсолютно твердого тела, идеального газа. В реальной действительности нет точек, абсолютно твердых тел, идеальных газов, абсолютно черных тел и т.п. Но есть, например, маленькие и большие тела; ясно, что прообразом материальной точки будет именно маленькое, а не большое тело. Соответствующие рассуждения можно привести относительно любой идеализации. Но тут-то и возникают "проклятые" сложные вопросы. Трудноразрешимым вопросом оказалось понимание существа идеализированного воспроизведения изучаемых явлений. Почему оно столь эффективно? На первый взгляд, это совершенно непонятно. На самом деле, вроде бы идеализации получают, огрубляя действительность. А между тем идеализирование позволяет получить точное теоретическое знание. Итак, в чем состоит эффективность научных абстракций, в том числе идеализации?
Эффективность научных абстракций состоит прежде всего в выражении каждой из них общего, присущего классу референтов (объектам, причинам, явлениям). Что касается идеализации, то они состоятельны лишь в том случае, если попадают внутрь приемлемого интервала абстракций. До известных пределов что-то можно считать, например, точкой, а дальше — нет. При некоторых условиях планеты считают точками, при других нельзя считать точками даже элементарные частицы, которые в своих размерах заведомо уступают планетам. При неудачном падении с большой высоты человеческого тела на водную поверхность последняя поведет себя — в пределах приемлемого интервала абстракции — точно так же, как асфальтовое покрытие. Воду и асфальтовое покрытие можно уподобить в данном случае абсолютно твердому телу. Наши примеры можно было бы приумножить, но главный аспект ситуации ясен: идеализация есть форма выделения общего. Она не огрубляет действительность, а позволяет выделить ее — выразимся так — интимные стороны, те аспекты явлений, которые обнаруживаются не иначе как в процессе научного исследования. Понятие материальной точки вопреки расхожему мнению фиксирует не гипотетически малые тела, а тот факт, что есть класс объектов, которые ведут себя одинаковым образом при самых различных условиях.
202
- Введение: что есть философия ?
- Самостоятельность и своеобразие философии
- Чувственно-эстетическая ориентация философии. Гуманистическая функция философии
- Назначение философии
- Часть 1. История философии
- Глава 1.1. Античная философия
- Милетская школа философии
- Атомисты. Левкипп и Демокрит
- Платон
- Аристотель
- Глава 1.2 Средневековая философия
- Историческая справка
- Теоцентризм. Монотеизм. Бог. Принцип абсолютной личности
- Реализм и номинализм
- Средневековая теодицея
- Глава 1.3 Философия эпохи Возрождения
- Антропоцентризм — принцип возрожденческой философии
- Философия Кузанского
- Глава 1.4 Европейская философия XVII в.
- Философия Бэкона
- Галилей и Ньютон: создание теоретической механики
- Спор Локка и Лейбница по вопросам теории познания
- Глава 1.5 Европейская философия XVIII в.
- Историческая справка
- Философия французского Просвещения. Вольтер, Руссо, Гольбах
- Сравнение двух главных философских направлений XVIII в.
- Глава 1.6 От философии Гегеля к диалектическому материализму
- Философия Гегеля
- Глава 1.7 От философии жизни к герменевтике
- Философия жизни
- Герменевтика
- Глава 1.8 Аналитическая философия
- Основатели движения: Фреге, Рассел, Витгенштейн
- Постпозитивизм. Поппер, Лакатос, Феиерабенд, Кун
- Аналитизм. Выводы
- Глава 1.9 Русская философия
- Историческая справка
- От славянофильства к религиозно-этическому искательству
- Русская философия в XX в.
- Глава 1.10 Восточная философия
- Часть 2 Систематический курс философии
- Глава 2.1 Метафилософия
- Метафизика. Основные вопросы философии
- Основные категории метафилософии
- Глава 2.2 Философская антропология и гносеология
- Философия о природе человека
- Рациональное познание. Мышление
- Сознательное и бессознательное, надсознательное. Фрейдизм
- Объяснение, вчувствование, понимание
- Глава 2.3 Философия символического мира человека. Человек в мире культуры
- Философия языка
- Единство и многообразие языков. Метаязык. Формализованный язык. Машинные языки. Знаковая форма языка. Философия как язык
- Эстетика. Красота, прекрасное, возвышенное
- Добро. Три этики. Личность, проблемы свободы и ответственности
- Глава 2.4 Философия общества и история
- Пути понимания природы общества
- Возможна ли наука об обществе? Роль рациональности в развитии общества
- Глава 2.5 Философия природы
- Исторические формы отношения человека к природе
- Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм
- Глава 2.6 Философия науки
- Что есть наука?
- Теоретический уровень исследования. Природа научных концептов
- Наука в поисках истины
- Соотношение философской, религиозной и научной картин миря
- Техника и этика
- Глава 2.8 Стратегия будущего
- Человек во Вселенной
- Заключение
- Философия в современном мире
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 100 вопросов на понимание курса философии
- ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Советы студентам
- Словарь-указатель