Человек во Вселенной
Хорошо известно, что как отдельный человек, так и тем более человечество в целом представляют собой сложные системные образования, подпадающие под действие всех тех законов, с которыми имеет дело современное знание. Вселенная не в астрономическом, а в философском смысле представляет собой "все существующее", мир во всем его системном многообразии. Человек при такой интерпретации Вселенной является ее подлинным элементом, он реализует собой, например в отличие от неживых объектов, все многообразие законов Вселенной. Человек — это и физический, и химический, и биологический, и социальный феномен. Для человека характерна сложная история эволюции и развития, уходящая в неведомое нам будущее, новый темпомир. Постижение природы этого будущего является сложнейшей задачей, к пониманию которой приближает рассмотрение развития и эволюции человека и человечества как органических частей Вселенной. Интерпретируя историю человека, воспользуемся данными теории самоорганизации сложных систем (синергетики), в частности идеями, развитыми в работах бельгийца И. Пригожина и нашего отечественного ученого Н.Н. Моисеева. Синергетика позволила приоткрыть завесу над многими ранее представлявшимися загадочными процессами жизнедеятельности человека и человечества. Она позволила содержательно интерпретировать процесс "сборки" сложного эволюционного целого, каковым являются человек и человечество.
В синергетике основное внимание уделяется изучению нелинейных математических уравнений, т.е. уравнений, содержащих искомые величины в степенях больше 1 или коэффициенты, зависящие от свойств среды. Множеству решений нелинейного уравнения соответствует множество путей эволюции системы. В данной нелинейной среде возможен лишь определенный набор этих путей, притягивающих , аттракторных состоянии, которые выражают собой структуру системы. Если параметры системы достигают критических значений, то система попадает в состояние неравновесности и неустойчивости, из которого она неминуемо, вследствие сколь угодно малого возмущения, "скатывается" в область притяжения другого аттрактора. Происходящее можно проиллюстрировать следующим образом. Представьте себе полусферу, на вершине которой оказался маленький шарик; поверхность полусферы вся покрыта желобками, сужающимися к вершине сферы и сходящимися к ней. Шарик в силу случайного возмущения скатится вниз и, попав в один из желобков, именно по нему продолжит свое движение. Неустойчивое и неравновесное состояние (хаос) перешло в упорядоченное движение. Как выражается И. Пригожий, порядок рождается из хаоса. В синергетике хаос не представляется больше в форме сугубо деструктивного начала. Жизнь хаоса непременно приводит к образованию структур, которые могут быть более или менее устойчивыми. Степень устойчивости структур зависит от так называемой обратной связи, воздействия результатов функционирования системы — в том числе подвода к ней вещества, энергии и информации — на характер этого функционирования. Отрицательная обратная связь обычно
224
- Введение: что есть философия ?
- Самостоятельность и своеобразие философии
- Чувственно-эстетическая ориентация философии. Гуманистическая функция философии
- Назначение философии
- Часть 1. История философии
- Глава 1.1. Античная философия
- Милетская школа философии
- Атомисты. Левкипп и Демокрит
- Платон
- Аристотель
- Глава 1.2 Средневековая философия
- Историческая справка
- Теоцентризм. Монотеизм. Бог. Принцип абсолютной личности
- Реализм и номинализм
- Средневековая теодицея
- Глава 1.3 Философия эпохи Возрождения
- Антропоцентризм — принцип возрожденческой философии
- Философия Кузанского
- Глава 1.4 Европейская философия XVII в.
- Философия Бэкона
- Галилей и Ньютон: создание теоретической механики
- Спор Локка и Лейбница по вопросам теории познания
- Глава 1.5 Европейская философия XVIII в.
- Историческая справка
- Философия французского Просвещения. Вольтер, Руссо, Гольбах
- Сравнение двух главных философских направлений XVIII в.
- Глава 1.6 От философии Гегеля к диалектическому материализму
- Философия Гегеля
- Глава 1.7 От философии жизни к герменевтике
- Философия жизни
- Герменевтика
- Глава 1.8 Аналитическая философия
- Основатели движения: Фреге, Рассел, Витгенштейн
- Постпозитивизм. Поппер, Лакатос, Феиерабенд, Кун
- Аналитизм. Выводы
- Глава 1.9 Русская философия
- Историческая справка
- От славянофильства к религиозно-этическому искательству
- Русская философия в XX в.
- Глава 1.10 Восточная философия
- Часть 2 Систематический курс философии
- Глава 2.1 Метафилософия
- Метафизика. Основные вопросы философии
- Основные категории метафилософии
- Глава 2.2 Философская антропология и гносеология
- Философия о природе человека
- Рациональное познание. Мышление
- Сознательное и бессознательное, надсознательное. Фрейдизм
- Объяснение, вчувствование, понимание
- Глава 2.3 Философия символического мира человека. Человек в мире культуры
- Философия языка
- Единство и многообразие языков. Метаязык. Формализованный язык. Машинные языки. Знаковая форма языка. Философия как язык
- Эстетика. Красота, прекрасное, возвышенное
- Добро. Три этики. Личность, проблемы свободы и ответственности
- Глава 2.4 Философия общества и история
- Пути понимания природы общества
- Возможна ли наука об обществе? Роль рациональности в развитии общества
- Глава 2.5 Философия природы
- Исторические формы отношения человека к природе
- Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм
- Глава 2.6 Философия науки
- Что есть наука?
- Теоретический уровень исследования. Природа научных концептов
- Наука в поисках истины
- Соотношение философской, религиозной и научной картин миря
- Техника и этика
- Глава 2.8 Стратегия будущего
- Человек во Вселенной
- Заключение
- Философия в современном мире
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 100 вопросов на понимание курса философии
- ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Советы студентам
- Словарь-указатель