Чувственно-эстетическая ориентация философии. Гуманистическая функция философии
"Философ, — отмечал А. Шопенгауэр, — никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука". В суждении Шопенгауэра привлекает внимание не столько излишне резкое противопоставление философии науке, сколько явное сближение философии и искусства. Действительно ли философия является искусством? Сравнение философии с искусством позволит представить специфику чувственноэстетической ориентации философии.
В мировой философии достаточно четко просматриваются две тенденции. Философия сближается либо с наукой, либо с искусством. О представителях первой тенденции (Гегель, Гуссерль, Куайн) речь шла в предыдущем параграфе. Представителями второй тенденции являются
Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше, Шеллинг, Хайдеггер, многие так называемые экзистенциалисты (Камю, Ясперс), а также постмодернисты
(Фуко, Деррида, Лиотар).
Итак, во втором случае речь идет о чувственно-эстетической ориентации философии. Греческое слово "эстетикос" означает буквально чувственный, чувствующий. Впоследствии, однако, значение термина "эстетическое" было сужено, оно стало связываться преимущественно с так называемым высоким, возвышенным чувством, возбуждаемым искусствами. Философия же имеет дело со всей сферой чувственного, но с особым акцентом на эстетическое переживание. Поэтому для обозначения рассматриваемой ориентации философии используется термин "чувственноэстетический".
Почему же ряд философов придерживается не научной, а чувственноэстетической ориентации? Шеллинг считал, что идеалы философии может реализовать лишь тот, кто обладает художественным дарованием. В философии интеллектуальное дополняется эстетическим созерцанием и творчеством. Философия — об этом свидетельствует ее содержание — не довольствуется понятийным постижением мира, она еще стремится к возвышенному (чувству). В этом смысле искусство ей более сродни, чем наука.
Чувственно-эстетическая философия делает акцент на индивидуальном, а не общем и универсальном, на плюрализме, а не единообразии, на интуитивном и творческом, а не методически
8
- Введение: что есть философия ?
- Самостоятельность и своеобразие философии
- Чувственно-эстетическая ориентация философии. Гуманистическая функция философии
- Назначение философии
- Часть 1. История философии
- Глава 1.1. Античная философия
- Милетская школа философии
- Атомисты. Левкипп и Демокрит
- Платон
- Аристотель
- Глава 1.2 Средневековая философия
- Историческая справка
- Теоцентризм. Монотеизм. Бог. Принцип абсолютной личности
- Реализм и номинализм
- Средневековая теодицея
- Глава 1.3 Философия эпохи Возрождения
- Антропоцентризм — принцип возрожденческой философии
- Философия Кузанского
- Глава 1.4 Европейская философия XVII в.
- Философия Бэкона
- Галилей и Ньютон: создание теоретической механики
- Спор Локка и Лейбница по вопросам теории познания
- Глава 1.5 Европейская философия XVIII в.
- Историческая справка
- Философия французского Просвещения. Вольтер, Руссо, Гольбах
- Сравнение двух главных философских направлений XVIII в.
- Глава 1.6 От философии Гегеля к диалектическому материализму
- Философия Гегеля
- Глава 1.7 От философии жизни к герменевтике
- Философия жизни
- Герменевтика
- Глава 1.8 Аналитическая философия
- Основатели движения: Фреге, Рассел, Витгенштейн
- Постпозитивизм. Поппер, Лакатос, Феиерабенд, Кун
- Аналитизм. Выводы
- Глава 1.9 Русская философия
- Историческая справка
- От славянофильства к религиозно-этическому искательству
- Русская философия в XX в.
- Глава 1.10 Восточная философия
- Часть 2 Систематический курс философии
- Глава 2.1 Метафилософия
- Метафизика. Основные вопросы философии
- Основные категории метафилософии
- Глава 2.2 Философская антропология и гносеология
- Философия о природе человека
- Рациональное познание. Мышление
- Сознательное и бессознательное, надсознательное. Фрейдизм
- Объяснение, вчувствование, понимание
- Глава 2.3 Философия символического мира человека. Человек в мире культуры
- Философия языка
- Единство и многообразие языков. Метаязык. Формализованный язык. Машинные языки. Знаковая форма языка. Философия как язык
- Эстетика. Красота, прекрасное, возвышенное
- Добро. Три этики. Личность, проблемы свободы и ответственности
- Глава 2.4 Философия общества и история
- Пути понимания природы общества
- Возможна ли наука об обществе? Роль рациональности в развитии общества
- Глава 2.5 Философия природы
- Исторические формы отношения человека к природе
- Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм
- Глава 2.6 Философия науки
- Что есть наука?
- Теоретический уровень исследования. Природа научных концептов
- Наука в поисках истины
- Соотношение философской, религиозной и научной картин миря
- Техника и этика
- Глава 2.8 Стратегия будущего
- Человек во Вселенной
- Заключение
- Философия в современном мире
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 100 вопросов на понимание курса философии
- ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Советы студентам
- Словарь-указатель