logo
Канке В

Глава 1.10 Восточная философия

Под восточной философией обычно понимают философию Индии и Китая. Достаточно часто восточную философию противопоставляют западной, считая ее по отношению к последней либо "предфилософией", либо "сверхфилософией". Непредвзятый анализ показывает, что хотя различия между западной и восточной философиями существуют, они не являются чрезмерными. В данной главе дается представление о своеобразии восточной философии на примере положений индийской философии. Подробный анализ разнообразных школ и направлений индийской философии не входит в нашу задачу.

1.Для индуса характерен двойной интерес, интерес к человеку, к субъективному и тяготение к целостному восприятию мира. То и другое выливается в единство, которое индийские философы часто называют монистическим идеализмом. Природа и жизнь объясняются исходя из единого начала, абсолютного бытия, или бога, который по своим характеристикам вызывает воспоминание о Едином Плотина, неподвижном перводвигателе Аристотеля, абсолютном духе Гегеля.

2.Абсолютное бытие бесконечно, неограниченно, вечно, совершенно, истинно, неподвижно, это бог, или дух, пронизывающий собою все. Многие индусы считают, что на Западе излишне резко противопоставляют бога человеку и природе, в то время как весь мир одушевлен одним и тем же духом, одним и тем же богом.

3.Представление об абсолютном бытии создается путем сведения всех вещей к единому целому. Эту задачу нельзя разрешить рациональным образом, ибо интеллект всегда пребывает в мире множества. Есть более могущественная сила в постижении абсолютного бытия, чем абстрактное мышление, — это интуиция, выступающая как погружение во всеобщее сознание и сопряжение со всем существующим. В результате человек совпадает с богом, с абсолютным бытием.

4.Индийская мысль очень спиритуалистична и мистична. Спиритуализм и мистика — это путь к постижению абсолютного начала, а оно является духовным. Индусы считают, что именно спиритуализм не раз позволял им противостоять превратностям истории. Со спиритуализмом и мистикой органично связана созерцательность и сосредоточенность индусов, также признающаяся одним из достоинств человека.

5.Индусы не менее трепетно, чем древние греки и чем вообще западный человек, относятся к призыву "Познай себя!" Но понимают они его по-своему. Так, деятельность Я характеризуется тремя состояниями: бодрствования, сна со сновидениями и сна без сновидений. Человек реален во всех трех стадиях, в том числе и во время сна без сновидений, он остается духовным бытием, безобъектным сознанием. Я, если его понимать в обобщенно-интуитивном смысле, есть бесстрастный зритель драмы идей, в которую вовлечен человек, в том числе и во время сна без сновидений. Я не умирает и не рождается, ибо оно духовно, абсолютно.

6.Связь ума и тела интерпретируется под знаком приоритета ума, который поддается углубленному изучению и тренировке. Ум человека имеет три уровня: под-, сверх- и просто сознательный. Экстаз, озарение, вдохновение, безумие понимаются не как болезни, а как разновидности

111