Глава 1.10 Восточная философия
Под восточной философией обычно понимают философию Индии и Китая. Достаточно часто восточную философию противопоставляют западной, считая ее по отношению к последней либо "предфилософией", либо "сверхфилософией". Непредвзятый анализ показывает, что хотя различия между западной и восточной философиями существуют, они не являются чрезмерными. В данной главе дается представление о своеобразии восточной философии на примере положений индийской философии. Подробный анализ разнообразных школ и направлений индийской философии не входит в нашу задачу.
1.Для индуса характерен двойной интерес, интерес к человеку, к субъективному и тяготение к целостному восприятию мира. То и другое выливается в единство, которое индийские философы часто называют монистическим идеализмом. Природа и жизнь объясняются исходя из единого начала, абсолютного бытия, или бога, который по своим характеристикам вызывает воспоминание о Едином Плотина, неподвижном перводвигателе Аристотеля, абсолютном духе Гегеля.
2.Абсолютное бытие бесконечно, неограниченно, вечно, совершенно, истинно, неподвижно, это бог, или дух, пронизывающий собою все. Многие индусы считают, что на Западе излишне резко противопоставляют бога человеку и природе, в то время как весь мир одушевлен одним и тем же духом, одним и тем же богом.
3.Представление об абсолютном бытии создается путем сведения всех вещей к единому целому. Эту задачу нельзя разрешить рациональным образом, ибо интеллект всегда пребывает в мире множества. Есть более могущественная сила в постижении абсолютного бытия, чем абстрактное мышление, — это интуиция, выступающая как погружение во всеобщее сознание и сопряжение со всем существующим. В результате человек совпадает с богом, с абсолютным бытием.
4.Индийская мысль очень спиритуалистична и мистична. Спиритуализм и мистика — это путь к постижению абсолютного начала, а оно является духовным. Индусы считают, что именно спиритуализм не раз позволял им противостоять превратностям истории. Со спиритуализмом и мистикой органично связана созерцательность и сосредоточенность индусов, также признающаяся одним из достоинств человека.
5.Индусы не менее трепетно, чем древние греки и чем вообще западный человек, относятся к призыву "Познай себя!" Но понимают они его по-своему. Так, деятельность Я характеризуется тремя состояниями: бодрствования, сна со сновидениями и сна без сновидений. Человек реален во всех трех стадиях, в том числе и во время сна без сновидений, он остается духовным бытием, безобъектным сознанием. Я, если его понимать в обобщенно-интуитивном смысле, есть бесстрастный зритель драмы идей, в которую вовлечен человек, в том числе и во время сна без сновидений. Я не умирает и не рождается, ибо оно духовно, абсолютно.
6.Связь ума и тела интерпретируется под знаком приоритета ума, который поддается углубленному изучению и тренировке. Ум человека имеет три уровня: под-, сверх- и просто сознательный. Экстаз, озарение, вдохновение, безумие понимаются не как болезни, а как разновидности
111
- Введение: что есть философия ?
- Самостоятельность и своеобразие философии
- Чувственно-эстетическая ориентация философии. Гуманистическая функция философии
- Назначение философии
- Часть 1. История философии
- Глава 1.1. Античная философия
- Милетская школа философии
- Атомисты. Левкипп и Демокрит
- Платон
- Аристотель
- Глава 1.2 Средневековая философия
- Историческая справка
- Теоцентризм. Монотеизм. Бог. Принцип абсолютной личности
- Реализм и номинализм
- Средневековая теодицея
- Глава 1.3 Философия эпохи Возрождения
- Антропоцентризм — принцип возрожденческой философии
- Философия Кузанского
- Глава 1.4 Европейская философия XVII в.
- Философия Бэкона
- Галилей и Ньютон: создание теоретической механики
- Спор Локка и Лейбница по вопросам теории познания
- Глава 1.5 Европейская философия XVIII в.
- Историческая справка
- Философия французского Просвещения. Вольтер, Руссо, Гольбах
- Сравнение двух главных философских направлений XVIII в.
- Глава 1.6 От философии Гегеля к диалектическому материализму
- Философия Гегеля
- Глава 1.7 От философии жизни к герменевтике
- Философия жизни
- Герменевтика
- Глава 1.8 Аналитическая философия
- Основатели движения: Фреге, Рассел, Витгенштейн
- Постпозитивизм. Поппер, Лакатос, Феиерабенд, Кун
- Аналитизм. Выводы
- Глава 1.9 Русская философия
- Историческая справка
- От славянофильства к религиозно-этическому искательству
- Русская философия в XX в.
- Глава 1.10 Восточная философия
- Часть 2 Систематический курс философии
- Глава 2.1 Метафилософия
- Метафизика. Основные вопросы философии
- Основные категории метафилософии
- Глава 2.2 Философская антропология и гносеология
- Философия о природе человека
- Рациональное познание. Мышление
- Сознательное и бессознательное, надсознательное. Фрейдизм
- Объяснение, вчувствование, понимание
- Глава 2.3 Философия символического мира человека. Человек в мире культуры
- Философия языка
- Единство и многообразие языков. Метаязык. Формализованный язык. Машинные языки. Знаковая форма языка. Философия как язык
- Эстетика. Красота, прекрасное, возвышенное
- Добро. Три этики. Личность, проблемы свободы и ответственности
- Глава 2.4 Философия общества и история
- Пути понимания природы общества
- Возможна ли наука об обществе? Роль рациональности в развитии общества
- Глава 2.5 Философия природы
- Исторические формы отношения человека к природе
- Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм
- Глава 2.6 Философия науки
- Что есть наука?
- Теоретический уровень исследования. Природа научных концептов
- Наука в поисках истины
- Соотношение философской, религиозной и научной картин миря
- Техника и этика
- Глава 2.8 Стратегия будущего
- Человек во Вселенной
- Заключение
- Философия в современном мире
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 100 вопросов на понимание курса философии
- ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Советы студентам
- Словарь-указатель