Самостоятельность и своеобразие философии
Почему человек философствует? В чем состоит специфика философствования? Чтобы ответить на эти вопросы достаточно определенно, лучше всего рассмотреть примеры подлинного философствования, без которого можно прийти к разговору ни о чем.
Итак, сначала примеры, а затем выводы. Разумеется, примеры связаны с творчеством великих философов, ведь философствование прежде всего как раз и есть то, чем они занимались и занимаются.
Первый пример касается разработки Сократом и Платоном концепции идей. Идеи выступают смыслом всех явлений, с которыми сталкивается человек. Концепция идей имела величайшее, поистине эпохальное значение. Она стимулировала развитие науки и искусства. В конечном счете именно античная концепция идей оценивается ныне как смыслообразующая основа современной постиндустриальной цивилизации.
Теперь можно поставить существеннейший для нашей темы вопрос
— почему концепция идей является по своей природе философской, а не, например, математической. Дело в том, что в своем философском содержании концепция идей соотносится с любыми идеями, а не только с математическими или экономическими, это во-первых. Во-вторых, концепция идей максимально действенна, она как бы пронизывает всю сферу бытия человека, вызывает к жизни не один, а целый поток существеннейших вопросов, относящихся к сферам личной и общественной жизни, политики, образования и т.д. Философское — значит максимально универсальное, всеохватное, основательное, фундаментальное, существенное.
Второй пример не менее показателен, чем первый. Речь идет о концепции ответственности, развитой в последние два десятилетия целой группой американских и западноевропейских мыслителей. Об ответственности знали давно, но в ранг философской доктрины ее возвели лишь сейчас. Концепция ответственности призвана поставить заслон действиям различного рода эгоистов и экстремистов, всех тех, кто за маской свободолюбия преследует, вопреки интересам других, свои корыстные цели, т.е., иначе говоря, ведет себя безответственно по отношению к обществу. Только теперь, в конце XX века, выявлено, что ответственным надо быть во всех делах, в науке, искусстве, на производстве, в общественной и индивидуальной жизни. Но это и означает, что концепция ответственности приобрела философское значение.
Два приведенных примера показывают, что философия не стоит на месте, она имела своих творцов и две с половиной тысячи лет назад, и сейчас. Философия, как и все ценное в жизни людей, есть результат самоотверженной работы энтузиастов. Философские звезды в отличие от астрономических — это люди, они находятся среди нас, озаряют нас светом философствования.
Итак, что же такое философия? Буквально греческое слово "философия", впервые введенное в обиход Пифагором, переводится на русский язык как любовь к мудрости, любомудрие. Выявляет ли наше
4
- Введение: что есть философия ?
- Самостоятельность и своеобразие философии
- Чувственно-эстетическая ориентация философии. Гуманистическая функция философии
- Назначение философии
- Часть 1. История философии
- Глава 1.1. Античная философия
- Милетская школа философии
- Атомисты. Левкипп и Демокрит
- Платон
- Аристотель
- Глава 1.2 Средневековая философия
- Историческая справка
- Теоцентризм. Монотеизм. Бог. Принцип абсолютной личности
- Реализм и номинализм
- Средневековая теодицея
- Глава 1.3 Философия эпохи Возрождения
- Антропоцентризм — принцип возрожденческой философии
- Философия Кузанского
- Глава 1.4 Европейская философия XVII в.
- Философия Бэкона
- Галилей и Ньютон: создание теоретической механики
- Спор Локка и Лейбница по вопросам теории познания
- Глава 1.5 Европейская философия XVIII в.
- Историческая справка
- Философия французского Просвещения. Вольтер, Руссо, Гольбах
- Сравнение двух главных философских направлений XVIII в.
- Глава 1.6 От философии Гегеля к диалектическому материализму
- Философия Гегеля
- Глава 1.7 От философии жизни к герменевтике
- Философия жизни
- Герменевтика
- Глава 1.8 Аналитическая философия
- Основатели движения: Фреге, Рассел, Витгенштейн
- Постпозитивизм. Поппер, Лакатос, Феиерабенд, Кун
- Аналитизм. Выводы
- Глава 1.9 Русская философия
- Историческая справка
- От славянофильства к религиозно-этическому искательству
- Русская философия в XX в.
- Глава 1.10 Восточная философия
- Часть 2 Систематический курс философии
- Глава 2.1 Метафилософия
- Метафизика. Основные вопросы философии
- Основные категории метафилософии
- Глава 2.2 Философская антропология и гносеология
- Философия о природе человека
- Рациональное познание. Мышление
- Сознательное и бессознательное, надсознательное. Фрейдизм
- Объяснение, вчувствование, понимание
- Глава 2.3 Философия символического мира человека. Человек в мире культуры
- Философия языка
- Единство и многообразие языков. Метаязык. Формализованный язык. Машинные языки. Знаковая форма языка. Философия как язык
- Эстетика. Красота, прекрасное, возвышенное
- Добро. Три этики. Личность, проблемы свободы и ответственности
- Глава 2.4 Философия общества и история
- Пути понимания природы общества
- Возможна ли наука об обществе? Роль рациональности в развитии общества
- Глава 2.5 Философия природы
- Исторические формы отношения человека к природе
- Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм
- Глава 2.6 Философия науки
- Что есть наука?
- Теоретический уровень исследования. Природа научных концептов
- Наука в поисках истины
- Соотношение философской, религиозной и научной картин миря
- Техника и этика
- Глава 2.8 Стратегия будущего
- Человек во Вселенной
- Заключение
- Философия в современном мире
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 100 вопросов на понимание курса философии
- ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Советы студентам
- Словарь-указатель