Концепция ноосферы
Свою интерпретацию концепции ноосферы дал на основе учения о биосфере В.И. Вернадский. Как живое вещество (это стало ясно, в частности, благодаря фундаментальным трудам Вернадского) преображает косную материю, являющуюся основой его развития, так человек неизбежно обладает обратным влиянием на природу, породившую его. Как живое вещество и косная материя, объединенные цепью прямых и обратных связей, образуют единую систему – биосферу, так человечество и природная среда образуют единую систему – ноосферу.
Развивая концепцию ноосферы вслед за Тейяром де Шарденом, Вернадский рассмотрел то, как на основе единства предшествующей стадии взаимодействия живой и косной материи на следующей стадии взаимодействия природы и человека может быть достигнута гармония. Ноосфера, по Вернадскому, «такого рода состояние биосферы, в котором должны проявляться разум и направляемая им работа человека, как новая небывалая на планете геологическая, сила» (Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн. 2. Научная мысль как планетарное явление. М., 1977. С. 67).
Вернадский развил концепцию ноосферы как растущего глобального осознания усиливающегося вторжения человека в естественные биогеохимические циклы, ведущего, в свою очередь, ко все более взвешенному и целенаправленному контролю человека над глобальной системой.
К сожалению, Вернадский не закончил работу по развитию данной идеи. В концепции ноосферы представлен в полной мере один аспект современного этапа взаимодействия человека и природы – глобальный характер единства человека с природной средой. В период создания этой концепции противоречивость данного взаимодействия не проявилась с такой силой, как сейчас. В последние десятилетия в дополнение к глобальному характеру взаимоотношений человека и природной среды обнаружилась противоречивость этого взаимодействия, чреватая кризисными экологическими состояниями. Стало ясно, что единство человека и природы противоречиво хотя бы в том плане, что из-за увеличивающегося обилия взаимосвязей между ними растет экологический риск как плата человечества за преобразование природной среды.
За время своего существования человек сильно изменил биосферу. По мнению Н.Ф. Реймерса, «люди искусственно и нескомпенсированно снизили количество живого вещества Земли, видимо, не менее чем на 30 % и забирают в год не менее 20 % продукции всей биосферы» (Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: концептуальная экология. М., 1992. С. 129). Такие цифры недвусмысленно свидетельствуют о том, что антропогенное изменение биосферы зашло слишком далеко. Биосфера превращается в техносферу, причем направленность антропогенного воздействия прямо противоположна направленности эволюции биосферы. Можно сказать, что с появлением человека начинается нисходящая ветвь эволюции биосферы – снижается биомасса, продуктивность и информационность биосферы. Антропогенные воздействия разрушают естественные системы природы. Как полагает Реймерс, «вслед за прямым уничтожением видов следует ожидать самодеструкции живого. Фактически этот процесс и идет в виде массового размножения отдельных организмов, разрушающих сложившиеся экосистемы» (Там же. С. 136). Таким образом, пока еще нельзя ответить на вопрос, создаст ли в будущем человек сферу разума или своей неразумной деятельностью погубит и себя, и все живое.
Далее. С выходом человека в космос область взаимодействия человека с природной средой перестала ограничиваться сферой Земли, и ныне данное взаимодействие пролегает по маршрутам космических кораблей. Понятие «ноо-система», возможно, было бы в наше время более точным, чем понятие ноосфера, поскольку последняя после выхода людей в космос уже не соответствует пространственной конфигурации воздействия человека на природу. Понятие ноо-система предпочтительнее и в плане научного анализа экологической проблемы, так как оно ориентирует на применение развиваемого во второй половине XX в. системного подхода к изучению объективной реальности.
Имеется еще одно важное соображение, неучтенное в концепции ноосферы. Человек взаимодействует со средой его обитания не только разумно, но и чувственно, поскольку он сам существо не только разумное, а разумно-чувственное, в котором разумный и чувственный компоненты сложным образом переплетены. Конечно, чувственное не следует отрывать от разумного и чувства могут быть как осознаны, так и нет. Тем не менее, проведение здесь определенных различий вполне уместно и предохраняет от односторонних трактовок. Ноосферу не обязательно следует понимать как некий экологический идеал, поскольку не всегда с экологической точки зрения хорошо то, что преимущественно рационально, а само понятие разумного исторически изменчиво. Так, все современные технологические схемы, конечно же, по своему разумны и рациональны в традиционном смысле слова, но часто дают отрицательный экологический эффект. В то же время такое чувство, как любовь к природе, не всегда может быть рационально интерпретировано и, тем не менее, способно весьма положительно повлиять на общую экологическую обстановку.
Однако концепция ноосферы сохраняет ценность, поскольку представляет единство человека и природы в виде процесса – ноогенеза, ведущего к становлению единой системы «человек – природная среда». Ноогенез – один из аспектов процесса становления родовой сущности человека, и его нельзя остановить, не отказываясь от актуализации и совершенствования потенциальных возможноетей, заложенных в человеке как виде. Стремление к осуществлению своих целей в природе останется, по-видимому, главенствующим в определении человеком перспектив его взаимоотношений с природой с того момента, как он перешел от защиты своей видовой специфики к превращению ее в важный фактор формирования природной закономерности.
В целом, концепция ноосферы напоминает натурфилософские построения и сциентистские утопии. Становление ноосферы – возможность, но не необходимость. Ценность этой концепции в том, что она дает конструктивную модель вероятного будущего, а ее ограниченность в том, что она рассматривает человека, прежде всего, как разумное существо, тогда как индивиды и тем более общество в целом редко ведут себя по-настоящему разумно. Пока человечество движется отнюдь не к ноосфере, и последняя остается одной из гипотез.
- 1. Экология как наука, история развития
- История развития экологии как науки
- Структура современной экологии(см. Лекцию)
- Методы в экологии
- Законы в экологии (Коммонера)
- Подходы в экологии
- Современное состояние окружающей среды, концепция устойчивого развития
- Экологическое образование и просвещение
- Учение о биосфере и ее эволюции (атмосфера, гидросфера, литосфера, техносфера), роль Вернадского в создании учения о биосфере.
- Структура биосферы ?????????
- Функции биосферы, биогеохимические принципы Вернандского
- Абиотический и биотический и биогеохимический круговороты веществ в биосфере.
- Круговорот кислорода в биосфере, состав атмосферы.
- Круговорот углерода в биосфере.
- Круговорот азота в биосфере.
- Круговорот фосфора в биосфере
- Концепция ноосферы
- Понятие об экосистемах, отличия экосистемы от биогеоценоза, формирование экосистемы.
- Сукцессии, их виды
- Функциональные группы экосистем и их роль в биосфере.
- Виды экосистем и их различия.
- Трофические цепи и сети, их виды.
- Экологические пирамиды и их виды
- Зональность и продуктивность наземных экосистем
- Видовая структура сообществ
- Морфологическая и пространственная структура сообщества, ярусность.
- Свойства живых организмов
- Разнообразие живых организмов
- Понятие и критерии вида
- Классификация факторов окружающей среды
- Биоинтервал, диаграммы выживания
- Критическое состояние и предельно допустимые условия, адаптация к факторам окружающей среды
- Лимитирующие факторы
- Взаимодействие факторов
- Экологические ниши, их виды, пространство экологических факторов
- Биотические взаимоотношения (нейтрализм, аменсализм, комменсализм, конкуренция, ресурс-эксплуатор, мутуализм)
- Назовите источники и опишите масштабы техногенного токсико-химического загрязнения окруж.Среды, вклады промышленных предприятий и транспорта в загрязнении окруж.Среды.
- Перечислите основные токсиканты, загрязняющие окруж.Среду, классификацию токсико-химических веществ по классам опасности.
- Перечислите наиболее загрязненные токсико-химические районы Брянской области, приведите статистический анализ заболеваемости населения этих районов.
- Каков характер реакций населения на хронические воздействие токсико-химический и радиоактивных компонентов окруж.Среды
- Основные черты современного экологического кризиса
- Демографический взрыв
- 51 Проблемы производства энергии,ядерной энергии
- Экологические проблемы тепловой энергетики
- Экологические проблемы ядерной энергетики
- Этапы проведения овос
- 2.1 Порядок проведения экологической экспертизы
- Система,цель и виды экологического мониторинга, его роль
- Значение экологического мониторинга.
- Малоотходные и безотходные технологии, их важность
- Методы очистки атмосферы. Принципы работы электрофильтров, скубберов Вентури, волокнистых фильтров.
- 60.Методы очистки атмосферы.Метод абсорбции,хемосорции, адсорбции, термической нейтрализации.
- Термическая нейтрализация вредных примесей
- 61.Методы очистки гидросферы. Принцип работы решёток-дробилок(см лекцию)
- 62. Принцип работы биофильтров,аэротенков,биологических прудов,метод флотации.(см лекцию)
- 63 Методы очистки литосферы. Метод экстракции,нейтрализации,собции, электролиза (см лекцию)