Каков характер реакций населения на хронические воздействие токсико-химический и радиоактивных компонентов окруж.Среды
Практически все химические вещества и физические излучения в той или иной степени оказывают вредное воздействие на здоровье людей, причем важным здесь является уровень их присутствия в окружающей среде (концентрация вещества, доза полученной радиации и т.п.). При неблагоприятном воздействии первостепенное значение имеют мутагенный и канцерогенный эффекты. Представляет опасность влияние загрязнения на детородную функцию и здоровье детей. Для большого числа химических веществ характерно воздействие на метаболическую, иммунную и другие системы, выполняющие защитные функции организма; их изменение содействует развитию неинфекционных заболеваний, большая доля которых приходится на сердечнососудистые и онкологические болезни. Атмосфера служит источником кислородного дыхания, воспринимает газообразные продукты обмена веществ, оказывает влияние на теплообмен и другие функции живых организмов. Основное значение для жизнедеятельности организма имеют кислород и азот, содержание которых в воздухе составляет соответственно 21% и 78%.
При хроническом отравлении одни и те же вещества у разных людей могут вызывать различные поражения почек, кроветворных органов, нервной системы, печени.
Сходные признаки наблюдаются и при радиоактивном загрязнении окружающей среды. Так, в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы, заболеваемость среди населения особенно детей, увеличилась во много раз.
Медики установили прямую связь между ростом числа людей, болеющих аллергией, бронхиальной астмой, раком, и ухудшением экологической обстановки в данном регионе. Достоверно установлено, что такие отходы производства, как хром, никель, бериллий, асбест, многие ядохимикаты, являются канцерогенами, то есть вызывающие раковые заболевания. Еще в прошлом веке рак у детей был почти неизвестен, а сейчас он встречается все чаще и чаще. В результате загрязнения появляются новые, неизвестные ранее болезни. Причины их бывает очень трудно установить.
Основное научные и технические достижения 20 века, общие черты современного экологического кризиса.
Научно-технический прогресс - это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования труда, форм и методов организации производства и труда. Он выступает также как важнейшее средство решения социально-экономических задач, таких, как улучшение условий труда, повышение его содержательности, охрана окружающей среды, а, в конечном счете - повышение благосостояния народа. Научно-технический прогресс имеет большое значение и для укрепления обороноспособности страны.
Проблема загрязнения природной среды становится столь острой как из-за роста объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, так и в связи с качественным изменением производства под влиянием научно-технического прогресса. Проблема загрязнения природной среды в полный рост встала после того, как в XX в. человек существенно расширил количество используемых им металлов, стал изготавливать синтетические волокна, пластмассы и другие вещества, имеющие свойства, не только не известные природе, но вредные для организмов биосферы. Эти вещества (количество и разнообразие которых постоянно растет) после их использования не поступают в природный кругооборот. Отходы производственной деятельности все больше загрязняют литосферу, гидросферу и атмосферу Земли.
Такое бурное и бесконтрольное развитие науки и техники в 20-м веке кроет в себе и большую опасность. Экологический кризис и создание оружия массового уничтожения, техногенные катастрофы и природные катаклизмы… причиной которых стал научно-технический прогресс. Что мы наблюдаем в настоящее время? Взрыв контейнера с радиоактивными отходами в 1957 г. под Челябинском, авария на химическом заводе в Бхопале (Индия) в 1984 г., авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г., огромный разлив нефти из танкера Вальде у побережья Аляски в 1989 г., поджог 732 нефтяных скважин в Кувейте в 1991г., распространение вирусов СПИДа, атипичной пневмонии, свинного гриппа, — и это далеко не полный перечень.
- 1. Экология как наука, история развития
- История развития экологии как науки
- Структура современной экологии(см. Лекцию)
- Методы в экологии
- Законы в экологии (Коммонера)
- Подходы в экологии
- Современное состояние окружающей среды, концепция устойчивого развития
- Экологическое образование и просвещение
- Учение о биосфере и ее эволюции (атмосфера, гидросфера, литосфера, техносфера), роль Вернадского в создании учения о биосфере.
- Структура биосферы ?????????
- Функции биосферы, биогеохимические принципы Вернандского
- Абиотический и биотический и биогеохимический круговороты веществ в биосфере.
- Круговорот кислорода в биосфере, состав атмосферы.
- Круговорот углерода в биосфере.
- Круговорот азота в биосфере.
- Круговорот фосфора в биосфере
- Концепция ноосферы
- Понятие об экосистемах, отличия экосистемы от биогеоценоза, формирование экосистемы.
- Сукцессии, их виды
- Функциональные группы экосистем и их роль в биосфере.
- Виды экосистем и их различия.
- Трофические цепи и сети, их виды.
- Экологические пирамиды и их виды
- Зональность и продуктивность наземных экосистем
- Видовая структура сообществ
- Морфологическая и пространственная структура сообщества, ярусность.
- Свойства живых организмов
- Разнообразие живых организмов
- Понятие и критерии вида
- Классификация факторов окружающей среды
- Биоинтервал, диаграммы выживания
- Критическое состояние и предельно допустимые условия, адаптация к факторам окружающей среды
- Лимитирующие факторы
- Взаимодействие факторов
- Экологические ниши, их виды, пространство экологических факторов
- Биотические взаимоотношения (нейтрализм, аменсализм, комменсализм, конкуренция, ресурс-эксплуатор, мутуализм)
- Назовите источники и опишите масштабы техногенного токсико-химического загрязнения окруж.Среды, вклады промышленных предприятий и транспорта в загрязнении окруж.Среды.
- Перечислите основные токсиканты, загрязняющие окруж.Среду, классификацию токсико-химических веществ по классам опасности.
- Перечислите наиболее загрязненные токсико-химические районы Брянской области, приведите статистический анализ заболеваемости населения этих районов.
- Каков характер реакций населения на хронические воздействие токсико-химический и радиоактивных компонентов окруж.Среды
- Основные черты современного экологического кризиса
- Демографический взрыв
- 51 Проблемы производства энергии,ядерной энергии
- Экологические проблемы тепловой энергетики
- Экологические проблемы ядерной энергетики
- Этапы проведения овос
- 2.1 Порядок проведения экологической экспертизы
- Система,цель и виды экологического мониторинга, его роль
- Значение экологического мониторинга.
- Малоотходные и безотходные технологии, их важность
- Методы очистки атмосферы. Принципы работы электрофильтров, скубберов Вентури, волокнистых фильтров.
- 60.Методы очистки атмосферы.Метод абсорбции,хемосорции, адсорбции, термической нейтрализации.
- Термическая нейтрализация вредных примесей
- 61.Методы очистки гидросферы. Принцип работы решёток-дробилок(см лекцию)
- 62. Принцип работы биофильтров,аэротенков,биологических прудов,метод флотации.(см лекцию)
- 63 Методы очистки литосферы. Метод экстракции,нейтрализации,собции, электролиза (см лекцию)