Экология и охрана природы. Введение
1.1. Образование в области окружающей среды в Республике Беларусь. Концепция образования в области окружающей среды в Республике Беларусь, уровни экологического образования, современное состояние и тенденции развития, принцип непрерывности экологического образования. Цели и задачи образования в области окружающей среды. Актуальность изучения экологии для студентов небиологических специальностей.
1.2. Экология и охрана природы. Цель, задачи, методы экологии, разделы, связь с другими дисциплинами, история науки. Воздействие человека на природу на различных этапах НТР. Экология как научная основа охраны природы.
1.3. Общие закономерности действия экологических факторов на организмы. Понятие «экологический фактор», классификации экологических факторов, экологические ресурсы, закон оптимума, экологическая валентность, концепция пределов толерантности, констелляция факторов, дополнения к закону толерантности, экологические ряды, экологический спектр вида.
1.4. Биологические ритмы. Суточные (циркадианные), сезонные ритмы. Многолетняя периодичность.
1.1. Интенсивное развитие экологического образования стало актуальной задачей всех цивилизованных стран и рассматривается как одно из важнейших средств преодоления глобального экологического кризиса. Образование в области охраны окружающей среды должно способствовать формированию экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде, осознанию необходимости ее охраны и рационального использования.
В настоящее время в республике находит отражение современная мировая тенденция формирования экологических знаний на всех уровнях обучения. Очевидна необходимость создания системы непрерывного экологического образования, которая должна являться органическим соединением дошкольного воспитания, общеобразовательной подготовки с профессиональным обучением, высшим образованием, повышением квалификации работников.
С учетом мирового опыта, на базе национальной системы образования в республике разработаны Концепция и Республиканская программа совершенствования образования в области окружающей среды. Они основываются на ведущих международных и отечественных документах, материалах форума в Рио-де-Жанейро (1992 г.), резолюции 1-ой Межправительственной конференции по вопросам образования в области окружающей среды (Тбилиси, 1977 г.) и Международного конгресса "Тбилиси+10" (Москва, 1987 г.), материалах Программы действий – Повестка дня на XXI век, а также законах Республики Беларусь "Об образовании", "Об охране окружающей среды", Концепции образования и воспитания и Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь, в которых экологическая направленность образования введена в ранг стратегического принципа государственной политики.
Государство нуждается в кадрах, готовых грамотно решать обостряющиеся проблемы природопользования, охраны окружающей среды, способных к адаптации и переменам в период перехода общества к рыночной экономике и модели устойчивого развития.
- Экология и охрана природы. Введение
- Базисное содержание образования в области окружающей среды целесообразно объединить в блоки:
- 1.3. Рост и распространение живых организмов зависят от условий внешней среды. Этот термин подразумевает часть природы, воздействующую на экологическую систему.
- К закону толерантности существует несколько дополнений.
- Лекция 2 важнейшие абиотические факторы
- Биотические факторы. Основные среды жизни
- Характеристика различных типов биотических взаимодействий.
- Взаимодействия, основанные на контакте или на предоставлении убежища:
- Под шириной ниши понимается протяженность или размер гиперобъема реализованной ниши.
- 3.3. Можно выделить 4 среды жизни: водную, наземно-воздушную, почву и живые организмы. Каждая из них определяется собственными химическими и физическими характеристиками.