1. Компоненты окружающей среды как объект природы, использования, собственности. Влияние этого триединства.
Для сферы правового регулирования экологических отношений важно понимание основных дефиниций, которые сформулированы в статье 1 ФЗ «об охране окружающей среды».
Природная среда (природа) – совокупность компонентов природной среды, природы и природно-антропогенных объектов.
Окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природы, природно-антропогенных объектов и антропогенных объектов.
Компоненты природной среды – это земля, недра, почва, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир и иные организмы, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на земле.
Природный объект – это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы сохранившие свои природные свойства. Природный объект не изменен деятельностью человека.
Природно-антропогенный объект – это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, а также объект созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.
Антропогенный объект – это объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природного объекта.
Только в экологическом праве компоненты природной среды как объекты правового регулирования выступают в триединстве:
Компонент природной среды как объект природы
Естественное происхождение
Нахождение в естественной экологической системе
Учет значения того что компоненты природной среды это объекты природы в правовом регулировании проявляется в:
Необходимости учета взаимосвязи охраны используемых компонентов с охраной всего природного комплекса и обеспечение экологического баланса
Правовое регулирование природоресурсных отношений должно учитывать требования природоохранного законодательства
Компонент природной среды как объект хозяйственного использования – это природный ресурс который используется или может быть использован при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии продуктов производства и предметов потребления и имеет потребительскую ценность.
Использование природных ресурсов - это эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.
Компонент природной среды как объект собственности. В соответствии с частью 2 статьи 9 Конституции. Земля и иные природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Не действует правило бесхозяйной вещи. Презумпция государственной собственности. Атмосферный воздух не будет являться объектом собственности в силу нематериальности.
2.Социальная экология. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию.
Предпосылкой возникновения данной концепции явилась необходимость разрешить проблему экологического кризиса, а именно достигнуть такой отрасли науки как социальная экология. Экологический кризис проявился как глобальная проблема представляющая собой быстрое понижение, и существенное изменение характеристик природной среды ставящая под угрозу существования человека как биологического вида. Причинами кризиса послужили увеличение населения, экономический рост и рост потребления природных ресурсов. Создание концепции связано деятельностью ООН. С созданием в 1984 году международной комиссии по окружающей среде и развитию выработавшей программу устойчивого экологического развития мирного сообщества.
Базовые положения концепции:
Баланс между экономикой и экологией. Появились даже такие термины - экологизация экономики, экономизация экологии.
Баланс между интересами настоящих и будущих поколений в обеспечении их потребностей природными ресурсами
В основу экологической концепции России положены принципы и положения Программы действий "Повестка дня на 21 век». Эта концепция сформулирована в "Основных положениях государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечения устойчивого развития", утвержденных Указом Президента. Основными приоритетами, призванными обеспечить экологически безопасное и устойчивое развитие экономики и общества в целом, являются:
- введение в практику подготовки и принятия решений, связанных с общественным развитием, рассмотрения всех предполагаемых выгод и потерь экологического, социального и экономического характера
- поиск экономических, хозяйственных и иных решений, способствующих устойчивому общественному развитию;
- исследование причин деградации окружающей среды и взаимосвязи социальных, экономических и экологических факторов, оказывающих влияние на этот процесс;
- совершенствование системы управления природными ресурсами, определение необходимых изменений в государственной политике по данным вопросам;
- своевременное разрешение социально-экологических конфликтов, возникающих в процессе осуществления различных видов хозяйственной деятельности;
- экологически обеспеченное размещение производительных сил, законодательное закрепление обязательных экологических требований и запретов на организацию и ведение хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние на состояние окружающей среды;
- неистощительное использование возобновляемых природных ресурсов, рациональное потребление невозобновляемых природных ресурсов;
- максимально полное использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение радиоактивных и иных вредных отходов производства и потребления;
- повышение культуры производства;
- опережающий рост научных разработок и исследований в области экологически безопасных технологий и производств;
- разработка таких мер принуждения, применение которых позволит превратить соблюдение экологических требований в норму поведения для тех, кто планирует общественное развитие,
разрабатывает, принимает и санкционирует решения в сфере экологопользования, ведет хозяйственную деятельность;
- создание экологического законодательства Российской Федерации.
Нормы экологического права закрепляют экологическую политику государства в обязательных правилах поведения физических и юридических лиц и субъективных правах этих лиц в отношениях природопользования и охраны окружающей среды.
- 1. Компоненты окружающей среды как объект природы, использования, собственности. Влияние этого триединства.
- 3.Экологическая функция государства и права
- 4.Понятие экологического права как отрасли, науки и учебной дисциплины. Становление и развитие эп как отрасли права.
- Становление, этапы развития:
- 5.Предмет, метод, принципы и система экологического права.
- Система: Общая часть и особенная часть. Общая:
- 6.Экологические нормы и правоотношения(структура, виды, особенности).
- Субъекты
- Особенности экологических правоотношений
- 7. Место экологического права в системе российского права. Его взаимодействие с другими отраслями права.
- 8.Источники экологического права (понятие, система, особенности).
- 9. Общая характеристика фз «Об охране окружающей среды».
- 10.Конституционные основы эп.
- 11.Право граждан на благоприятную окружающую среду и иные экологические права граждан.
- 12.Понятие и общая характеристика права собственности на природные ресурсы(формы, субъекты, объекты, содержание).
- 13.Право собственности на недра в рф. Право собственности на водные объекты.
- 14.Право собственности на леса в рф и животный мир. Право собственности на лесной фонд
- Право собственности на животный мир
- 15. Понятие права природопользования (объекты, субъекты, виды).
- 16. Основания возникновения и прекращения права природопользования. Ограничение прав природопользователей.
- 17.Общая характеристика пользования недрами.
- 18.Общая характеристика пользования водными объектами.
- Общее водопользование
- 19. Общая характеристика пользования лесами.
- 20.Общая характеристика пользования животным миром и водными биологическими ресурсами.
- 21.Правовое регулирование охоты и рыболовства.
- 22.Правовая охрана природных объектов (понятие, содержание).
- 23.Правовая охрана недр.
- 24.Правовая охрана вод.
- 25.Правовая охрана лесов.
- 26.Правовая охрана животного мира.
- 27.Правовая охрана атмосферного воздуха.
- 28.Понятие и общая характеристика управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
- Система и структура федеральных органов исполнительной власти осуществляемых экологическое управление
- 30) Экологический мониторинг
- 34) Экологическое лицензирование
- 36 Экологическая сертификация
- 37. Экологический аудит
- 38) Экологический контроль
- 40. Понятие задачи и методы экономического механизма в области оос
- 41) Платность в сфере природопользования и оос
- 42) Плата за негативное приченение вреда оос (ст.77, 78 фз «Об оос»)
- 43. Экологическое страхование
- 44) Понятие и общая хар-ка отв-ти за экол. Правонарушения
- 45) Угол. Отв-ть за экол. Правонарушения
- 47) Эколого-правовые требования при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных об-тов (ст.39 фз «Об оос»)
- 48) Основные направления оос в промышленности. Фз «о промышленной безопасности опасных производственных объектов»
- 49) Правовые меры охраны окружающей среды городов и других поселений
- 51) Понятие и правовой режим государственных природных заповедников
- 52) Понятие и правовой режим природных парков
- 53) Понятие и правовой режим памятников природы
- 54) Понятие и правовой режим лечебных природных ресурсов, курортов и зеленых зон
- 55) Понятие, общая характеристика международно-правовой охраны окружающей среды. Соотношение российского и международного экологического права
- 56) Международные организации и конференции по охране окружающей среды